Созидатели

Кристина Мота
На что способна сила мысли?
Всем творческим личностям посвящается

I.

Джошуа готов был услышать что угодно – новость об увольнении с работы, которую он так ненавидел, новость о гибели забывшего его двоюродного брата или же новость об обнаруженной у себя неизлечимой болезни, но только не это. Редактор одним словом пронзил его сердце острым кинжалом, и сейчас кровь хлестала из раненого самолюбия Джошуа, и ему казалось, будто он тонет и захлебывается в ней. Кровь наполняла его легкие, глотку и даже заливалась в уши, лишив его возможности дышать, видеть и слышать. Он умирал, умирал вместе с двухлетним трудом, который  так жестоко отвергли в последнем оплоте надежды на выход из ненавистной действительности.
Писатель посмотрел на свой роман и, проходя мимо урны близ здания редакции, швырнул его в темную бездну вечного забвения. К вечеру эта писанина уже окажется на городской свалке и ее не станут читать даже местные бездомные: роман канет в лету, уйдет в прошлое, им будут заправлять костры, но никто не прочтет ни единой буквы.  Джошуа морально умер, теперь ему было все равно, он думал только о том, что никогда не попадет в рай, и впереди его ожидают мучительные девять кругов ада, где он найдет бар, текилу, покер, сигары и какую-нибудь проститутку, способную отвлечь его от мысли об отсутствии реализации и бессмысленности жизни хотя бы на одну ночь.
Сейчас он направлялся домой, понимая, что придет и просто ляжет спать. И будет спать, не видя сновидений. И мир уснет вместе с ним, моля о смерти без смирения с пустым существованием.
Он прошел мимо книжного магазина. Когда-то он мечтал, как увидит яркую обложку своего бестселлера, когда зайдет в него.  Он зайдет, и толпы фанатов будут протягивать только что купленные экземпляры, дабы получить от Джошуа, знаменитого Джошуа, желанный автограф. Он лелеял эту мечту каждый день, проходя мимо заветного магазина, видел ее воочию и томно улыбался, но сегодня эту мечту раскололи на тысячи осколков, как зеркало об камень. Осколки осыпались серебристым дождем, а с ними и его жизнь.
- А ты…ты должно быть доволен, ублюдок! – закричал Джошуа, глядя на книгу, занимающую первое место в списке бестселлеров последние 3 месяца.
Это была книга о далеких планетах и удивительных мирах. Ее написал Рик Берри, бывший одноклассник Джошуа. Все знали его, как замкнутого странного парня с взглядом, смотрящим одновременно вдаль, поверх всех, и куда-то вглубь себя. Рик носил прозвище Лунатик. Он часто говорил странными двусмысленными выражениями, все время что-то писал и постоянно засыпал на уроках. На жалобы учителя он отвечал, что не может спать по ночам.
-Я не могу спать ночью… Ночью слишком красиво, нельзя посвящать сну такое прекрасное время.
Из-за этого обстоятельства Рик дурно учился. Джошуа помнил о нем только это, и прошло 20 лет с тех пор, как их дороги после школы разошлись. Но недавно он увидел статью о Рике в журнале, и теперь, опьяненный досадой, он готов был разорвать конкурента на месте. Однако за все 20 лет знаменитый писатель ни разу не встретился ему на улице, хотя и жил с Джошуа в одном городе. Осознавая это, Джошуа еще более впадал в глубокую печаль, сравнимую лишь с бездной Марианской впадины и ее пустым темным дном, где давление воды сжимает его стальным многотонным прессом безысходности. «Что же он делает такого, чего не могу сделать я?» - спросил себя Джошуа, заходя в магазин. Он намеревался купить книгу Рика Берри и прочесть ее. Впервые за 20 лет он захотел встретиться с Лунатиком лицом к лицу и бросить ему вызов.
- Я не останусь на дне! – воскликнул Джошуа, ступив за порог. – Я тебе еще покажу! Ты меня еще зауважаешь!
Писатель подбежал к книжной стойке и, схватив книгу, направился к кассе.
Дома он положил бестселлер на стол и заснул крепким сном без сновидений.

II.
 
Прошел месяц с тех пор, как Джошуа прочитал книгу Рика. Вот уже месяц он не мог прийти в себя, до сих пор мысленно бродя где-то там, на страницах произведения, в чужом неведомом мире вместе с его героями и каждую ночь видя этот мир и погружаясь в него, становясь его частью.  Он ни на минуту не мог оставить эту книгу, а книга не могла оставить его.  Джошуа чувствовал, что превращается в кого-то другого, обретает новое лицо, и вместе с тем остается собой.
Он перебрал все газеты и журналы в поисках интервью с Риком Берри, но нигде его не находил, так же как и места жительства автора – Рик словно исчез, растворился.  Иногда Джошуа посещала мысль: а был ли он вообще? И где он, реальный мир? Здесь или же на страницах той самой книги?
Он понял, что переплюнуть Рика ему не дано. Быть писателем – значит, быть богом. С этими мыслями Джошуа пришел на холм неподалеку от своего дома, взяв с собой ту самую книгу. Освещения там не было, а потому над задумчивым Джошуа простиралась бескрайняя вселенная, и где-то там находился дом Рика Берри.
- Ты правда думаешь, что быть писателем, значит быть богом? – раздался голос откуда-то из ночной глубины. – Я могу точно сказать, что ты ошибаешься.
Джошуа будто пробудился ото сна и вздрогнул. Рядом сидел Рик Берри и глядел в небо.
- Видишь, это Волосы Вероники, - сказал он, указывая на скопление звезд в небе. – Она похожа на Дженни… Ты помнишь Дженни Мак Конан?
- Девочка, которая погибла в пятом классе, - ответил Джошуа, пытаясь ради приличия скрыть смесь нахлынувших чувств. – Дженни была очень красивой.
- Да. И она сейчас счастлива, живет другой жизнью в другом месте.
Он говорил так твердо, что Джошуа, сам того не желая, начинал верить ему.  Рик определенно знал что-то, чего не знал ни один человек на этой планете. Джошуа, пытаясь убедиться, что сидит с живым существом, ткнул собеседника пальцем в плечо. Рик поежился, но ничего не сказал, а лишь пристально поглядел на коллегу, отчего Джошуа показалось, будто он видел его насквозь, от кожи до печенки.
- Рик Берри… - сказал Джошуа, не в силах больше сдерживать своего удивления. – Как ты здесь оказался?
- Я часто здесь сижу, - ответил Рик, - я прихожу сюда думать и любоваться звездами.
- А откуда ты узнал, о чем я подумал?
Рик усмехнулся:
- Когда-то я тоже пришел сюда в первый раз с теми же мыслями. Я был бесконечно юн и наивен. Но на самом деле я пришел сюда сегодня, потому что нужен тебе.
Джошуа не в силах был сказать больше ни слова. Сам создатель мира, так любезно принявшего его существо, пришел сюда, чтобы побеседовать. Но как он узнал? Ей богу, Рик самый странный человек на Земле.
- Я бы хотел пожать тебе руку. – Джошуа протянул собеседнику ладонь. – Признаю свое поражение. Ты просто гений, Рик. Твоя книга замечательна.
- Спасибо, Джо, мне приятно это слышать.  Но все же ты пришел сюда, чтобы узнать другое.
- Возможно…
- Знаешь, человек всегда должен иметь предназначение. – Рик лег на траву, продолжая говорить, не отрывая взгляда от неба. Он говорил это небу, Джошуа и всему окружающему пространству одновременно. – Ты помнишь Боба Мартина? Он считал себя самым крутым в классе и носил кепку с логотипом любимой футбольной команды. – Джошуа кивнул, Рик продолжал: - Он умер на прошлой неделе. Он был банкиром, имел хороший заработок, даже думал жениться. Но у него была страсть к мытью посуды синими губками. Он всегда покупал в магазине только синие губки. Но однажды они закончились… И Боб повесился.
Джошуа сначала недоверчиво усмехнулся, а затем спросил:
- Боб Мартин повесился из-за синей губки для мытья посуды?! Что за бред?
- Я солидарен с тобой, но это единственное, в чем он видел смысл. Он был мертв на самом деле с самого начало своего существования.
- Что ты хочешь этим сказать?
- Не сказать… - Рик осторожно взял свою книгу, лежавшую рядом с Джошуа, и прижал к груди. - Я хочу у тебя спросить, в чем твой смысл?
Джошуа не совсем понял вопрос, но все же попытался ответить:
- Наверно, я живу, потому что у меня нет выбора. Я же родился…
- Нет, я не правильно поставил вопрос, - перебил его Рик. – Скажи, зачем ты пишешь?
Джошуа замолчал. Странно, но он задался этим вопросом впервые. Действительно, зачем? Для чего? Чтобы сыскать лавры? Что-то сказать миру? Или же он неосознанно завидует Рику Берри? В чем истинный смысл его трудов, которым нет признания? И почему нет признания…
- Я не знаю, Рик, - сокрушенно вздохнул Джошуа, внезапно осознав, насколько сильно он запутался в себе, - мне будто хочется что-то сделать… Взлететь…но я не могу. Будто надо мной массивный потолок, и я каждый раз бьюсь об него головой. И если я перестану писать, то либо сопьюсь, либо стану наркоманом. Боже мой, я несу бред, как параноик?
- Это не бред. Ты правильно себя ощущаешь, если не видишь смысла. Ты просто еще не понял, поэтому пришел сюда, чтобы со мной поговорить.
- Думаешь? Месяц назад я бы придушил тебя…
- Открою тебе секрет, Джо. Твой смысл, как и мой, заключается в созидании. Мы творцы мысли и слова. Все, что мы делаем, находит свое воплощение там.  – Рик встал с травы и указал пальцем в небо, полное мерцающих звезд.
Джошуа поднялся следом и уставился на палец Рика, пытаясь сообразить, где же конкретно его идеи находят свое воплощение.  Сказанные писателем слова не могли уместиться в простой человеческий рассудок.
- Видишь это небо? – продолжал Рик. – Оно неотделимо от мысли и от всех нас. Где-то там далеко за звездами… - Рик протянул книгу собеседнику. – Этот мир живет там, Джо.
Джошуа взял книгу, купленную месяц назад, которая незаметно пленила его разум и заставила очутиться в иных мирах, лишенных меркантильности земных реалий.
- Правильно ли я понимаю, что ты утверждаешь, будто мир, придуманный тобой и описанный в этой книге, существует?
- Да. Ты понял мои слова.
- Но…Рик, это же всего лишь книга...
- Которая заставила тебя жить этим миром, - констатировал писатель. – Всего лишь книга? Ты весьма халатно относишься к творчеству. Не это ли причина твоего кризиса?
- Рик, я глубоко ценю твои труды, - Джошуа почему-то показалось, что он обидел собеседника, - ты, правда, хороший писатель, я бы многому у тебя поучился, но…ты говоришь такие вещи… Я не могу этого понять.
- Это мало понять, это нужно прочувствовать всем своим существом. Джо, ты пишешь, значит, ты создаешь. Хорош не тот писатель, книги которого читает вся Земля, хорош тот, чей мир живет. Ведь ты почувствовал это, прочитав мою книгу. Единственное, что тебе нужно сделать, это вдохнуть жизнь в свою рукопись.
- Бесполезно… Таким, как ты, мне никогда не стать. Ты гениален, а я всего лишь рядовой графоман.
- А не надо пытаться быть мной, будь собой. В твоей голове, Джо, уникальная вселенная, какой никогда не было и не будет! Открой ее для себя и для мира! Ты писатель, в этом и есть твой смысл – быть созидателем!
- Ты сам до этого додумался? – спросил Джошуа, словив себя на мысли, что больше не желает считать мнение собеседника чепухой. Он понял, что все это ощущение опустошенности, коим он жил долгие месяцы, терзали его из-за отсутствия того, о чем говорил Рик.
- Нет. Ко мне не всегда приходит дельная мысль. Так говорила Эльза.
- Эльза?
- Моя жена. Она умерла год назад от лейкемии. Теперь она живет там… - Рик посмотрел в небо. – Она верила в меня, как никто другой. Она дала мне силу и надежду.
- Повезло тебе с женой, - вздохнул Джошуа, вспомнив о том, что он не только опустошен, но и абсолютно одинок.
- Эльза была не просто женой, - ответил Рик, улыбаясь и не отрывая взгляда от неба, - она была той, кто способен изменить сознание человека и направить его на верный путь. Судьба дает нам таких людей в свое время, главное вовремя прислушаться.
- Жаль, что она умерла.
Рик вздохнул. Тень горечи слегка коснулась его лица, но вера в то, что Эльза до сих пор живет, не позволяла грусти завладеть его разумом.
- Мы оба были к этому готовы, поэтому каждый день проживали, как последний. Я  бесконечно благодарен ей.
Джошуа больше не находил слов для продолжения беседы, ибо сейчас внутри него рушился и умирал привычный мир – серый, безликий, но с яркими проблесками где-то там вдали, куда он стремился, но не мог попасть.  А теперь в голове остались одни руины, из которых возрождалась Надежда.
- Сила мысли, Джо… Она могущественна.

III.

Целую неделю он пребывал в странном, ни на что не похожем, состоянии после той неожиданной встречи с Риком Берри. И вот, сидя на том же холме и держа свою рукопись в ладонях, Джошуа думал.
«Он не побоялся вырастить себе конкурента, а поделился полученными знаниями. Он был похож на свою книгу: открытый, таинственный, без тени фальши. Воистину великий человек сумел вселить величие в другого, заставив взглянуть на этот мир по-новому, переосмыслить свое существование, взглянуть на дело иными глазами и стать настоящим творцом. Совершенству нет предела, как и нет предела величине человеческой мысли, и Рик это знал. Он создавал новый мир с усердием и любовью, как свою собственную жизнь. И эту любовь люди ощутили в его книге. И наконец-то я понял это!
Моя Элория… Я дам тебе новую жизнь, какой еще не было никогда! Ты будешь прекрасной!
Теперь я чувствую, что живу…живу, опьяненный вдохновением. Нет страхов и сомнений, и меланхолия исчезает прочь. Заглянув внутрь себя, можно увидеть целую вселенную, уникальную, какой больше нет нигде. Всего лишь одно человеческое существо, а сколько неизведанного таят глубины его души, и так в каждом из нас. В каждом из нас живет целый мир.
Нельзя терять ни минуты! Я должен писать! И на этот раз все будет по-другому, ибо я обрел свой истинный смысл.
Сила мысли, Джо… Сила мысли…»