Подмосковье в жизни и творчестве двух великих поэт

Ирина Юлина
     С именем   Пушкина связаны прекрасные места в Подмосковье – Захарово и Вяземы, в которых создан Государственный историко-литературный музей заповедник А.С. Пушкина.
 
      Имение Захарово  в 1804 году приобрела бабушка  поэта Мария Алексеевна Ганнибал. Здесь семья Пушкиных жила на природе в  летние месяцы до отъезда двенадцатилетнего Александра в Царскосельский лицей.

      Перед свадьбой, в июне 1830 года, поэт совершил, как  писала дочери мать поэта, «сентиментальное путешествие в Захарово, отправился туда один, единственно для того, чтобы увидеть место, где провел несколько годов своего детства».
     К 200-летию со дня рождения поэта в Захарово восстановлен дом, в котором показан быт дворянской усадьбы начала XIX века. Конечно, не сохранились вещи семьи Пушкиных, но представлены подлинные мебель, посуда, картины этой эпохи.
 
      Возле дома цветут розы.  «Тюльпан и розу поливаю – И счастлив в утренних трудах», - писал поэт в 1815 году в «Послании к Юдину», где с любовью описаны и «Мое Захарово», и «на холме домик мой». «Вот здесь под дубом наклоненным, С Горацием и Лафонтеном в приятных погружен мечтах».   Документально установлено, что книгами  из прекрасной библиотеки  усадьбы Большие Вяземы, принадлежащей в то время генерал-лейтенанту князю Борису Владимировичу Голицину, соседу и родственнику бабушки поэта, пользовался дядя Александра  Василий Львович Пушкин, московский поэт, автор «Опасного соседа».  Если Василий Львович отвозил маленького поэта в Лицей, то духовная связь у жизнелюбивого дяди и озорного шалуна, в которого превратился в деревне столичный барчук-увалень,  была уже тогда, и пользоваться они  могли одной библиотекой. 
 
      Бабушка с внуками ездила в Большие Вяземы на службу в церковь. Здесь у церкви Преображения похоронили в 1807 году Николеньку, младшего брата Александра, и думаю, что бабушка приходила с детьми на его могилку.

      В Захарово и  Больших Вяземах все исходил, избегал мальчиком и отроком будущий поэт. Он слышал народные песни, видел хороводы крестьян,   наверное, следил за полетом бумажного змея, играл в лапту и бабки с дворовыми мальчишками. Тут « в вымыслах носился юный ум», первые русские сказки и поверья из уст бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны, впоследствии скрасившей пребывание ссыльного  поэта в Михайловском. 

      В стихотворении «Сон» в 1816 году поэт вспоминает: «Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня,  С усердием перекрестит меня  И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы…»

      Мне показалась трогательной  скульптурная группа на поляне возле дома  в Захарово: бабушка    и прильнувший к ней Александр.    
      Детские впечатления Александра Сергеевича Пушкина отразились не только в стихотворениях, которые я привела, но также  в таких произведениях, как      «Дубровский»,  «История села Горюхино»,  «Борис Годунов».
 
       В марте 1824 года вышла из печати «Истории государства Российского» Карамзина, включившая период царствования Федора Иоанновича, Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца.
       В ноябре-декабре 1824 года А.С. Пушкин приступил к работе над «Борисом Годуновым». И вот тут-то опять проявились живые детские впечатления, связанные с Захаровым и  голицинскими Большими Вяземами. Голицинскими они стали с конца XVII века, когда были пожалованы князю Борису Алексеевичу, воспитателю Петра Великого.  История этой усадьбы захватывающе интересна. В конце XVI века Большие Вяземы были вотчиной Бориса Годунова, это место облюбовал самозванец Лжедмитрий, здесь была стоянка Марины Мнишек. В храме  Больших Вязем, куда всей семьей ходили на молебны,  Александр Сергеевич подростком мог видеть надписи на стенах,  нацарапанные польско-литовскими захватчиками.

       Пушкин переносит  действие сцены «Корчма на Литовской границе» в «Борисе Годунове»  в знакомые с детства места. Большие Вяземы расположены на пути, соединяющем Москву  с польско-литовской землей, и здесь в XVI веке послы,  ехавшие на переговоры в Москву,  останавливались в Гоголевом стане.

      Александр Сергеевич так описывает в «Борисе Годунове» эти места: «…Будто в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлюпино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луевых гор».
     Ох, уж  это Захарьево! Не описал ли Александр Сергеевич маршрут, которым не раз бегал в детстве?

        В музее-заповеднике попытались сохранить дух времени, послуживший развитию будущего гения.  Хочется бродить и бродить по парку, в котором на березах писал поэт свои первые стихи. Как же прекрасно, что у наших детей и их родителей есть музей, в котором рассказана одна из страниц истории нашей великой страны. Вот такой островок памяти создали для нас музейные работники в этих местах.

      Середниково - имение Столыпиных, место в Подмосковье, связанное с жизнью   великого русского поэта  М.Ю. Лермонтова. Сегодня, арендовавшие усадьбу Середниково представители одной из ветвей рода Лермонтовых, восстановили  ее  в том виде,  в каком  она существовала в предреволюционные годы при последней хозяйке Вере Ивановне Фирсановой. Наконец, через тринадцать  лет после ремонта,  усадьба открыта для экскурсионных посещений, а не только для корпоративных встреч и свадеб. Добрыми словами хочется отозваться о Наталье Борисовне Панковой - архитекторе-реставраторе, вложившей силы и талант в эту очень непростую работу, которую начала еще в 80-е годы прошлого столетия.
 
     Сегодня усадьба необыкновенно красива.  Посетив усадьбу с  экскурсией, к сожалению, почувствовала некоторое разочарование. Мне показалось, что  потеряна духовность   этого имения.     Можно было бы рассказать о жизни рода Столыпиных, известного  в истории России. Не нашлось уголка  в громадном доме для того, чтобы показать, как отразилось присутствие в этих местах юного Михаила Лермонтова на его  творчестве.

      В расположившейся рядом с бильярдной библиотеке с новыми шкафами, увенчанными вензелем «Л», к моей досаде, не увидела книг великого поэта. А ведь его книги   многократно издавались и переиздавались в нашей стране и за рубежом.

       Если бы не обелиск «Певцу печали и любви» в парке, а так же бюст                М.Ю. Лермонтова в доме, установленные В.И. Фирсановой, бережно хранившей память о великом поэте, мы бы могли забыть и о том, что это имение рода Столыпиных, и, что  это место связано с именем поэта.
 
       Юный Михаил Юрьевич, обучавшийся в Московском университетском Благородном пансионе, а затем в Московском университете, в  летнее время   1829-1832 годов жил в Середникове у Столыпиной Екатерины  Аркадьевны – вдовы генерал-майора Дмитрия Алексеевича Столыпина, приходившегося  братом Е.А. Арсеньевой -  бабушке поэта.

      От Екатерины Аркадьевны Столыпиной юный Михаил мог многое услышать о двоюродном деде Дмитрии Алексеевиче, который в  20-е годы  XIX столетия служил в Южной армии.  Декабристы предполагали в случае успеха восстания ввести его в состав Временного правительства. Когда после восстания на Сенатской площади начались аресты в Москве, Д.А. Столыпин скоропостижно скончался.   Эта   смерть вызвала немало толков.

      Еще один Столыпин, Афанасий Алексеевич, младший брат Арсеньевой,   командовал артиллерийской батареей в бородинском бою и проявил изумительную храбрость. В детстве и юности Михаил мог слышать много рассказов о героизме и мужестве русских солдат, что способствовало появлению чувства  патриотизма у  поэта.

       Раннее творчество Михаила Юрьевича неразрывно связано с Середниково. В эти годы были написаны проникновенные стихотворения: «Предсказание», «Кладбище», «Мой Демон», «Осень», «Молитва» и другие, а также поэмы - «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег»,    «Два брата».

      В Середникове продолжилось увлечение юного Мишеля Екатериной Александровной Сушковой, с которой он познакомился весной 1830 года в Москве у Верещагиной. Сушкова, гостившая у тетки в Большакове, и Верещагина,  проводившая лето по соседству в Федоровке, наведывались в Середниково.

      Е.А Сушкова-Хвостова - автор книги «Записки. 1812-1841г.г.» (Л.,1928.)  вспоминала, что стихотворение «Весна» в 1830 году  было  написано для нее в Середникове. С этим стихотворением Лермонтов дебютировал в журнале «Атеней». Накануне отъезда Лермонтова в Москву 12 августа 1830 года было написано стихотворение «К Сушковой», на  полях которого сам поэт сделал приписку: «При выезде из Середниково».
 
      В автографах к стихотворениям есть позднейшие пометы Михаила Юрьевича:
      - «Пан»(1829) -  «(В Середникове)»;
      - «Ночь».III (1830) - «(Сидя в Середникове у окна)»;
      - «Завещание» - «(Середниково. Ночью у окна)»;
      - «Блистая пробегают облака» - «(7-го августа. В деревне на холме,                у забора)»;
      - «Сижу я в комнате старинной»  - «(Середниково) (В мыльне, ночью, когда мы ходили попа пугать)». В этом стихотворении упоминается сын помещика Лаптева, имение которого находилось недалеко от Середникова.
       В стихотворении «Желание», отражающем семейные предания о шотландском происхождении рода Лермонтовых,  в автографе  отмечено - «(Середниково. Вечер на бельведере, 29 июля)».

     Это  только небольшой перечень стихотворений, в которых сохранились автографические пометки поэта о Середникове.

       14-17 августа 1830 года Михаил Лермонтов с молодежью совершил паломничество в Троице-Сергиеву  лавру, с ними ехала в карете бабушка поэта. Одно из лучших стихотворений юного Лермонтова «Нищий» написано под впечатлением  от этого посещения.
       Великолепные места   Подмосковья, где прошло детство и юность    великих поэтов, нашли  отражение в их творчестве.

      И так хочется, чтобы дети, посещая Захарово, Большие Вяземы и Середниково, видели «детства ранние следы» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 
               
                28.09.2005