Мракобесие из сборника Откровения хорошо информиро

Вас Уранов
Мракобесие
(из сборника «Откровения хорошо информированного оптимиста»)
                Мракобесие – взгляды и поведение
                реакционера, врага, прогресса,               
                культуры и науки       
               
                С.Ожегов, Н.Шведова. Толковый       
                словарь русского языка
               

 Велик и могуч русский язык, неисчерпаем в своем многообразии смысловых оттенков каждого слова! Ну, в каком еще языке могла возникнуть такая «сочная», насыщенная причудливыми образами идиома, как «мракобесие»? В зависимости от развития воображения у одного в сознании предстанет клубящаяся непроницаемыми тучами бездна преисподней, у другого перед глазами в безумном хороводе понесутся кривляющиеся рожи чертей, у третьего могильным холодом потянет по спине…
 В реальности же мракобесие намного прозаичней, «приземленней», но от этого не менее жутко. Если б оно распространялось только на взгляды, мнения, идеи… Но нет: оно всегда «материализуется» в действии, оно наступательно, агрессивно и беспощадно! Оно не только стремится кому-то «промыть мозги», оно ломает судьбы и жизни!.. Оно может сделать объектом остракизма и отдельных личностей, и социальные группы, и целые народы!..
Историческая память рисует нам арену Римского Колизея, где на потеху публике «скармливали» львам и тиграм первых христиан; крестовые походы уже самих христиан во имя освобождения «гроба господня», когда с немыслимой жестокостью уничтожались не только иноверцы (мусульмане и иудеи), но и все, кто попадался на пути движения; «воплощающие в жизнь божью заповедь любви к ближнему» средневековые пыточные камеры для «еретиков»; охоту на ведьм, унесшую жизни миллионов ни в чем не повинных женщин; неправедные суды над Бруно, Галилеем, Кампанеллой и другими вольнодумцами; Варфоломеевскую ночь, когда французы-христиане – католики и протестанты – беспощадно вырезали друг друга во имя Бога; запреты на книгопечатание; папское табу на чтение Библии простыми мирянами и ее перевод с латыни на национальные языки; бесноватых членов индийской религиозной секты туги, в период между 1550 и 1850 годами задушивших более двух миллионов человек во славу почитаемой ими богини Кали; геноцид армян в Османской империи и многое-многое другое…
 Не забыли мы и совсем недавние костры, в которых нацистские чернорубашечники сжигали книги деятелей культуры, «мысливших не так, как хотелось бы фашистским идеологам»; и режим апартеида в ЮАР, сгонявший сотни тысяч людей в резервации «во имя защиты чести и достоинства свободных поселенцев»; и деятельность Ку-Клукс-Клана в США, ограждавшего «чистоту белой расы» виселицами для негров; и «культурную революцию» в Китае, «перевоспитывавшую несознательную интеллигенцию» каторгой и казнью; и изуверский режим Пол Пота в Кампучии, уничтоживший миллионы своих соотечественников, чтобы оставшихся в живых «загнать в светлое будущее»; и геноцид народности тутси в Руанде, сокративший ее численность наполовину; и преступления американских «демократизаторов» в военной форме, объявивших всю планету «дальними рубежами своей свободы»; и т.д. и т.п.…
 Кто-то, возможно, скажет, что все это нетипично, что это – «досадные исключения», иногда встречающиеся в нашем в целом «высокогуманном» обществе. Однако, чтобы такое утверждать, нужно быть уверенным, что в мире исчезли все ретрограды и реакционеры, враги гуманизма, социального прогресса, передовой духовной культуры. Думаю, вряд ли кто-нибудь решится на подобные заявления… Ведь по сути и главными компонентами, и движущими силами мракобесия всегда являются невежество, ксенофобия и  извращенные представления о том, как нужно жить сегодня и, особенно, каковы перспективы прогресса человека и человечества. И потому до тех пор, пока или отдельные лица, или какие-то социальные группы будут считать кого-то или что-то в социальном процессе чужеродным и неприемлемым для них, они будут бороться с этим всеми доступными им средствами. Разумеется, с течением времени будут меняться и субъекты, и объекты борьбы, вражды, нападок, будут трансформироваться методы и средства этих действий, но останется главное: кто-то будет доказывать, что его видение жизни людей является единственно правильным, и во имя реализации своей позиции он будет подавлять всякое инакомыслие и «инакодействие».
 Всё яснее проявляемые в реальной жизни, многие предвидения современных футурологов, построенные в духе как сциентизма, так и антисциентизма, как техницизма, так и технофобии, как прагматизма, так и модернизма в стиле «киберпанка», заставляют проницательных людей задаться вопросами: «А туда ли мы идем?», «А что вообще можно считать “прогрессом”?», «А не ждет ли нас впереди еще большее мракобесие, чем то, что мы знали до сих пор в истории?».
 Я тоже поставил перед собой эти вопросы и в попытке ответить на них выдвинул следующие гипотезы.
 Во-первых, современное положение дел в обществе дает все основания для применения к анализу мракобесия не только ретроспективного подхода, но и проективного. Это значит, что при всех возможных успехах на пути развития общества мы должны также ожидать от грядущего таких «достижений», которые ни по каким критериям не смогут претендовать на статус «прогрессивных». (Один из самых известных современных футурологов, Э.Тоффлер, утверждающий, что Америка дала сегодня миру «евангелие перемен», вынужден признать, что нет никаких гарантий, что грядущие перемены приведут к добру!)
 Во-вторых, анализ мракобесия должен распространяться не только на сферу общественного сознания людей (и тем более не только на сферу религиозного сознания), но на все стороны человеческой и общественной жизнедеятельности: экономической, социально-политической и правовой, семейно-бытовой и духовной, потому что «враг прогресса и культуры» может проявить себя в чем угодно!..
 В-третьих, формы современного мракобесия резко трансформировались. Конечно, и сегодня еще можно столкнуться с фактами неприкрытой жестокости и насилия, циничного глумления над достижениями культуры. (Еще свежи в памяти действия войск НАТО, которые методами «тотальной войны» устанавливали «демократический режим» в Югославии. Мы помним, как удивлялись американские солдаты, впервые узнав, что оккупированный ими Ирак, предварительно тщательно «проутюженный» бомбами, – это место древнейшей на Земле цивилизации… Или еще более вопиющие события начала 2011 года, когда «революционный» египетский народ, свергая ненавистный ему политический режим, «попутно» грабил исторический музей Каира, «экспроприируя» экспонаты, возраст которых насчитывает тысячи лет!.. А не чудовищное ли мракобесие то, что сирийская оппозиция во имя свержения неугодной ей /а, может быть, США?/ власти уничтожала школы, больницы, социальную инфраструктуру своей страны, отбрасывая ее в развитии на десятки лет назад?!..) Однако подобные факты все же имеют место не так часто. Неизмеримо более масштабно сегодня иное мракобесие, которое я бы назвал «цивилизованным». Оно воспринимается как норма, потому что буднично и привычно, оно привлекательно, потому что вуалируется критериями моды и респектабельности, оно легко «усваиваемо», потому что готовится «к употреблению» набившими руку на манипулировании общественным сознанием современными масс-медиа, оно психологически комфортно, потому что ненавязчиво, иронично и даже шутливо. Но при этом оно – маска, за которой оскал монстра!
 В-четвертых, в отличие от распространявшегося на протяжении веков в общественном сознании убеждения, что действительными субъектами истории выступают «великие личности» или элиты (политические, экономические, военные, идеологические, информационные), а потому и за факты мракобесия ответственны также они, сегодня все более популярным становится мнение, что подлинным творцом истории является народ, а значит, мракобесами могут выступать и реально выступают на практике не только «персоны» или узкие группы «заинтересованных активистов», но и «массы». Демократизация всех общественных процессов наделяет широкие массы населения не только большими правами, но и огромной ответственностью за все то, что происходит в их странах и во всем мире. Сегодня привычные в прошлом ссылки на глупость, жестокость, подлость, несправедливость власть предержащих, как на причину всех бед и страданий народа, уже не срабатывают. Перекладывание личной и общей ответственности за происходящее в обществе на плечи «кого-то другого» есть «питательный бульон» царящего в нем мракобесия.
В-пятых, мракобесом (как в личностном, так и в групповом воплощении) может выступить не только «сознательный борец» с общественным прогрессом, передовой культурой, новейшими достижениями науки и техники и т.п., но и субъект, не осознающий конечной цели и возможных последствий своих действий («не ведающий, что творит»!) в силу присущего ему невежества, глупости, вздорности, безответственности, эмоциональной возбудимости и т.п.
В-шестых, мракобесие – это не только «активное», «инициирующее» действие, но и пассивное, подчиненное, соглашательское поведение населения. Если конформистски настроенное «молчаливое большинство» добровольно или принудительно принимает стоящую над ним власть (любую: политическую, экономическую, духовную), если спокойно (а может быть, и с удовольствием) «глотает» ту «лапшу» (что на ушах виснет) или полный бред, который ему преподносят пресса, радио, телевидение, Интернет (тем самым своей пассивностью поощряя эти действия), оно не в меньшей (а, может быть, и в большей!) степени ответственно за все творимое этой властью и этими «властителями дум»!