К берегу Маклая

Анна Юркова
  Пересечь безводную пустыню или удержать натиск тайфунов в открытом океане – кругосветная экспедиция Константина Мержоева показала миру силу человеческих возможностей. Впервые путешествие продолжалось более двух лет. Обыкновенный горожанин вряд ли бы выдержал тяготы дорог. Поэтому при всей грандиозности проекта, сколотить крепкую команду было сложнее всего. Выбор себя оправдал - основной состав экспедиции вернулся домой в бодром настроении и с кучей историй за плечами. Путешественники проехали на лыжах, снегоходах и велосипедах, проплыли на катамаране пять континентов планеты. Главной целью было изучение действующих вулканов, заключенных в Тихоокеанском вулканическом кольце.Это самая активная вулканическая зона Земли, которую окаймляют более 300 активных вулканов, или 75 процентов всех действующих в мире.

                Грозный Чайтен
  Расположенный в десяти километрах от небольшого поселка вулкан Чайтен (Чили) предстал перед путешественниками опасным исполином. Над его вершиной клубилось облако пара. Вулкан был последним намеченным пунктом на южно-американском континенте и в то же время представлял собой особый интерес. В течение многих тысяч лет он не подавал признаков жизни, пока в мае 2008 года не произошло сильное извержение. Взрыв вызвал мгновенное таяние снегов на склонах. Горячий селевой поток, смешанный с камнями и пеплом, обрушился в сторону поселка у реки Рио-Бланка. Жителей поселка удалось вовремя эвакуировать, правда, часть людей, так и не поверив словам сейсмологов, остались в своих домах. В итоге, прилегающие к реке улицы были полностью разрушены, толщина пепла в некоторых местах достигла 6 метров. В последующие дни активность вулкана не снижалась, и до сих пор он периодически выбрасывает в воздух столбы пепла.
 
  Группа в основном составе, в которую вошли заведующий снаряжением Илья Семенов, хронометрист Николай Коваленко и завхоз Алексей Казаченко, на пароме добралась до берега острова 5 ноября 2011 года. Местность сохраняла следы прошедшей катастрофы. На месте выжженных лесов торчали колья стволов, дома занесены пеплом и древесным мусором. Вначале думали подойти к подножию вулкана с южной стороны, но местные жители рассказали, что обыкновенно туристы обходят его с севера. Так и решили. На велосипедах проехали 15 километров. Асфальтовая дорога быстро кончилась, сменившись гравием. Достигнув развилки, путешественники спрятали велосипеды в зарослях бамбука, и дальше отправились вверх по тропе. Под ногами хрустело вулканическое стекло всевозможных расцветок, склоны изрезаны глубокими промоинами. Путь к вершине был нелегким, однако достигнув цели, участники экспедиции были вознаграждены внезапно открывшимся видом. Перед ними раскинулась кальдера диаметром более 3 километров, в середине которой возвышался купол с дымящимися склонами. Воздух здесь наполняли ядовитые газы.

- К счастью, ветер дул с нашей стороны, поэтому у нас была возможность сделать снимки кратера, замерить температуру почвы – рассказывает Константин Мержоев. – Мы даже хотели взойти на шлаковый купол, начавший расти совсем недавно, но после нескольких шагов обувь стала плавиться. Оказалось, что где-то на глубине двух метров лава еще горячая.
 
  Практически все восхождения на действующие вулканы ребята совершали налегке, надев только кошки и вооружившись ледорубами. Без страховок такие подъемы опасны, в особенности в тех случаях, когда вулкан превышает отметку 3000 метров. Помимо высоты в дело частенько вмешивалась погода. Так восхождение на вулкан Бейкер в штате Вашингтон заняло несколько дней. Последние метры до вершины оказались самыми тяжелыми – повалил густой снег. Видимость исчезла и, чтобы не потеряться в снежном хаосе, путь намечали с помощью навигатора. Однако вулкан Ключевской на Камчатке поразил путешественников своим нравом не меньше чем Чайтен. Восхождение совершалось весной, в пору межсезонья, когда даже опытные альпинисты не рискуют головой. Его склоны чуть ли не отвесно уходят вверх. Из-за угрозы камнепада подъем совершали медленно, растянув линию. Впереди, на расстоянии 30-40 метров шел первый спортсмен, а сзади его страховали товарищи, коротко выкрикивая «Камень справа! Камень слева!». Только успевай увернуться. Так, помогая друг другу, группа добралась до кратера за 17 часов.
    
                Страна людоедов
  Жители Новой Гвинеи встретили кубанских путешественников не очень радушно. Настойчивые просьбы продать оружие, кражи, бандитские нападения по ночам – приходилось все время быть начеку.
 
- Эта страна оставила во мне двоякое впечатление – признается Константин Сергеевич, - с одной стороны было очень интересно изучать их культуру, а с другой - в глухих районах мы столкнулись с довольно опасной обстановкой. Я долго пытался понять характер папуасов. Дело в том, что те жизненные принципы, которые прививали нам с детства, к примеру, достоинство, честь, там не работают. То, что мы считаем плохим, у них выходит за норму и наоборот. Конечно, сегодня на острове встречаются образованные люди, но в основном племена находятся на стадии первобытнообщинного строя.
 
  Ссора с папуасами на берегу возле деревни Горенду, где два года прожил знаменитый натуралист Миклухо-Маклай, надолго омрачила настроение участникам экспедиции. Произошло это в сентябре 2012 года. Как только катамаран причалил к берегу, его сразу же обступило плотное кольцо аборигенов. Толкая друг друга, скаля зубы, они с любопытством рассматривали диковинку из труб и канатов. Хозяев на борту они весело поприветствовали и даже заверили, что рады принять русских. На вопрос, где расположено место высадки Миклухо-Маклая, несколько человек вызвались проводить туда. Втроем, Константин Сергеевич, Николай и Илья, прогулялись вдоль берега, но ничего особенного не заметили. Только на обратном пути их внимание привлекла покосившаяся плита с прибитой медной табличкой. Это и был памятник. Константин Сергеевич уже хотел было сделать снимок, как тут… неожиданно для всех туземец, усевшись на памятник и скрестив на груди руки, потребовал деньги. Завязался жаркий спор. Папуас злобно настаивал на своем. В конце концов, устав от перепалки, путешественники повернули назад.
 
- Но, по-видимому, наш уход, он воспринял за боязливое отступление, - вспоминает руководитель экспедиции. – Потому что в следующую минуту увязался следом. Мы спокойно взошли на борт, а в это время один человек ухватился за катамаран, другой поднял камень и замахнулся. К счастью, я вовремя увернулся и брошенный камень лишь задел плечо, но при этом кровь во мне закипела.

  Схватив камень, Константин Сергеевич бросился за папуасами с яростными криками, и недавние храбрецы обратились в бегство. В мгновение ока толпа на берегу расступилась, а некоторые в испуге подняли руки. Оставаться здесь было уже небезопасно, поэтому команда сразу отплыла в море. 

                Борьба с тайфунами
 Длинный переход от Филиппинских островов до Японии оказался самым напряженным этапом во всей экспедиции. В ноябре в этих широтах хозяйничают мощные циклоны и дуют встречные ветра. Вдобавок на судне осталось только три человека экипажа. Удастся ли проскочить опасный участок? – этим вопросом задавался каждый. Уже в 400 километрах от берега судно попало в штормовую зону. Катамаран кидало из стороны в сторону, от тряски ломались металлические соединения, и чтобы судно не рассыпалось, его приходилось укреплять канатами. С палубы это сделать было невозможно, поэтому, обвязавшись веревками, экипаж делал это практически под водой. В эти дни непрерывной борьбы, на сон отводилось 2-3 часа. Тайфуны испытывали на прочность не только путешественников, птицы, также обессиленные стихией, опускались на мачту. Частенько они кормились с рук и жили с «моряками» по нескольку дней.
 
  Ветер достигал от 6 до 9 баллов. Всю неделю, пока длился шторм, за судьбой судна следили яхтсмены мира, посылая на борт сводки погоды. Прогнозы долго оставались неутешительными – даже возникла опасность быть снесенными в открытый океан. На счастье, ветер сменил направление, и катамаран развернулся в сторону острова Окинава.
 
  Войдя в порт Кагашима, путешественников встретил инспектор береговой охраны, единственный, который говорил по-русски.

- Первым делом он объявил, что мы нарушили закон – рассказывает Константин Мержоев. – Я спросил: «Почему?». На что он ответил: «Вы должны были сообщить нам, что плывете сюда за три месяца». «Да нигде в мире такого нет!» - удивился я. А в ответ серьезно: «Вы не в мире, вы – в Японии».

  В стране Восходящего Солнца участники экспедиции взошли более чем на тридцать вулканов – среди них Фудзияма, Саракудзима, Асо. Восходили рано утром, когда дороги не забиты туристами. Для всего мира трудолюбие японцев стало нарицательной чертой. Их характер отражается во всем – от простого убранства жилищ до облагороженных вулканических площадок. Туристы большими группами пробираются к горячим жерлам, которые для безопасности обнесены перилами. Первое на что обратили внимание путешественники, когда поднялись на вулкан Асо, это бомбоубежища – бетонные строения, в которых могут укрыться до десяти человек. Их возвели после того, как погибли люди при выбросе вулканических бомб и каменных обломков. Дорожки залиты асфальтом, на склонах работают кафе. Япония закольцевала маршрут, оттуда началось возвращение на родину.

Справка: Экспедиция «900 дней – Огненный пояс Земли» стартовала на мысе Принца Уэльского (Аляска) в феврале 2011 года и финишировала в Петропавловске-Камчатском. Почти за два с половиной года ее участники прошли 70000 километров, побывав в 19 странах мира. Помимо мониторинга высочайших вулканов планеты, в пути проводились этнографические наблюдения, а также медико-биологические и психологические наблюдения группы – то есть, как люди ведут себя в замкнутом коллективе. По словам автора проекта, Константина Мержоева, какими бы натренированными люди не были, при больших нагрузках у всех накапливается усталость, возникает внутренняя «ломка». Иногда человек меняется до неузнаваемости, поэтому здесь важно не просто чередовать нагрузки с отдыхом, но и знать, на что обращать внимание, а на что нет. 

Фото экспедиции