Наука наук

Владимир Дьяченко
 
               
               

                Диалог Льва Толстого с Иоанном Кронштадтским.

1. Л.Т.    Очень хочется написать о ложном пути народов, устраивающих свою телесную жизнь. Совсем было забыл, что это значило, и сейчас вспомнил всю эту мысль, которая кажется мне особенно важной. Мысль эта в том, что люди пережили или переживают длинный, со времён не только Рима, но Египта, Вавилона, период заблуждения, состоящего в направлении всех сил на материальное преуспеяние, в том, что люди для этого преуспеяния жертвовали своим духовным благом, духовным совершенствованием.

2. И.К. О горе, горе, горе нам, носящим на себе имя Христово, но не имеющим в себе нимало духа Христова, носящим на себе имя Христово, а не следующим учению Евангелия!

3. Л.Т. Произошло это от насилия одних людей над другими. Для увеличения своего материального блага люди поработили своих братьев. Порабощение это признали законным, должным, и от этого извратилась мысль, наука. Ложную науку признали законной. Когда люди осознают это, установится или, скорее, разовьётся истинная, нужная людям наука духовная.

4. И.К. Наука наук – побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти; например, великая мудрость – ни на кого ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его;

5. Л.Т Отучить себя от ненависти, презрения,  неуважения, равнодушия ко всякому человеку.

6. И.К. Мудрость – презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашнею умеренностью;

7. Л.Т. Средство одно : показать людям их истинное благо и то, что богатство не только не есть благо, но отвлекает их, скрывая от них их истинное.



8. И.К. Мудрость – никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно;

9. Л.Т. Ложь перед другими далеко не так велика и вредна, как ложь перед самим собой.

10. И.К. Мудрость – не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом лице человека, красоту образа Божия одинакового у всех;

11. Л.Т. Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительная. Я узнал это и бросил. Добро без красоты мучительно. Только соединение двух, и не соединение, а Красота, - как венец добра. Кажется это похоже на правду .

12. И.К.      Мудрость – любить врагов и не мстить им ни делом, ни словом, ни мыслью;

13. Л.Т. Братство естественно, свойственно людям, но небратство – разделение старательно воспитывают. Все великие учителя человечества всегда проповедовали братство всех людей, но одно христианство указывает тот путь, посредством которого достигается это братство.

14. И.К.         Мудрость – не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным.

15. Л.Т. Одно средство: заткнуть дыру мирских желаний.


16. И.К. Увы! Мы едва ни всякую науку изучили, а науку удаляться от греха вовсе не изучили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке.

17. Л.Т. Является новая каста людей. Всё то, что открывают внутренним опытом и сообщают друг другу люди о сознании закона своей жизни, всё, что с начала мира сделали на этом пути величайшие умы человечества, - всё это пустяки…

18. И.К. И выходит,, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики истинного Учителя-Христа, а мы все, так называемые учёные, - невежды, и чем учёнейшие, тем горшие невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а работаем самолюбию, славолюбию, сластолюбию и корысти.


19. Л.Т. Вы прежде всего должны перестать слышать голоса и требования своей совести и разума … – надо смотреть в микроскоп на движение амёб и клеточек в глистах …, верить во всё то, что вам будут говорить люди с дипломом непогрешимости – приписывать этим клеточкам свои  человеческие чувства и расчёты о том, чего они желают, куда стремятся…, и из этих наблюдений по аналогии заключать, что вы такое, какое ваше назначение и благо – вы должны, чтобы понять себя, изучать не только глисту, которую вы видите, но и микроскопические существа, которых вы не видите .

20. И.К.           Нравственные черви! О, если бы вы обращали внимание на последствие. О, как, казалось бы, легко жить в простоте любви, и как трудно для нашего растленного сердца жить в любви. На каждом шагу…Люди стыдятся, что не веруют в высокое достоинство и предназначение своё.