1. 047. Александр Серафимович Серафимович

Виорэль Ломов
Александр Серафимович Серафимович (Попов)
(1863—1949)


Литература отражает жизнь — это аксиома. И чем ярче эпоха, чем насыщеннее страданиями и радостями жизнь людей, тем ярче и содержательнее произведения писателей.

Самую яркую (и самую верную) иллюстрацию этому можно найти в романах и повестях о сломе уклада жизни народа в войнах и революциях. Там писателю не надо ничего выдумывать, суметь бы хоть отчасти передать то, что было — бездну падения людей и небывалый взлет человеческого духа.

Таких произведений много, но великих не наберется и десяток: «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого, «Железный поток» Серафимовича, «Тихий Дон» Шолохова, «Как закалялась сталь» Островского...

Главная их ценность в неразрывной связи с эпохой и классическим наследием. О большей части этих книг сегодня стараются помалкивать. В них, видите ли, не о той свободе речь и не о тех ценностях, какие принято называть сейчас «истинными»!

Серафимович увековечил знаменитый поход летом 1918 г. 30-тысячной Таманской армии с 25-тысячным обозом, пробивавшейся к красным с Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием.

Ничто и никто не мог остановить вооруженных босяков, которым нечего было терять в жизни, кроме самой жизни, стоившей тогда копейку.

«Монеты вес утратили и звон, / И дети не пугались мертвецов…» (Н. Тихонов).

«Железный поток» отутюжил белогвардейские, грузинские, немецкие части. Во главе 1-й авангардной колонны, а затем и всей Таманской армии стоял выбранный бойцами 28-летний «железный» командир, бывший штабс-капитан царской армии Епифан Иович Ковтюх (1890—1938).

Писатель вывел его под именем Кожуха. Красный командир не думал о себе. Он думал только о том, как спасти тысячи людей от неминуемой гибели. Вырвавшись из окружения, Кожух был счастлив: «Нэма у меня ни отца, ни матери, ни жены, ни братьев, ни близких, ни родни, тильки одни эти, которых вывел я из смерти... Я, я вывел... А таких миллионы, и округ их шеи петля, и буду биться за их. Тут мой отец, дом, мать, жена, дети... Я, я, я спас от смерти тысячи, десятки тысяч людей... Я спас от смерти в страшном положении...»

Право, после этих слов любое окололитературное сюсюканье по поводу недополученных обожравшимися господами свобод и ценностей (каких?!) кажется, по меньшей мере, истинной мерзостью.

Будущий пролетарский писатель родился в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского 7 (19) января 1863 г. в семье казачьего есаула, награжденного двумя «георгиями», военного казначея Серафима Ивановича Попова и Раисы Александровны, урожденной Дубовской. У Саши были два брата и сестра.

Детские годы мальчик провел в казачьих полках в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 г. — г. Серафимович), где поступил в классическую гимназию. Гимназист был страстным книгочеем, запоем читал Л. Толстого, Пушкина, Лермонтова, Тургенева.

После скоропостижной смерти отца Александр, чтобы избавить семью от голода, вынужден был заняться репетиторством; постиг столярное и слесарное мастерство. С юных лет «черная ненависть к строю» переполняла душу жаждавшего социальной справедливости Попова.

После гимназии юноша поступил в 1883 г. на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Параллельно студент посещал лекции на юридическом и естественном факультетах, штудировал общественно-экономические науки.

Во время учебы Александр сблизился с революционно настроенными студентами. После ареста и казни руководителя «Террористической фракции партии «Народная воля» А. Ульянова (1887) Попов написал прокламацию с призывом не складывать оружие, был привлечен к дознанию по делу «вторых первомартовцев» и сослан на север, в Мезень, а затем в Пинегу Архангельской губ., где пробыл три года.

В ссылке Александр начал писать. Первый пронзительный рассказ «На льдине» (1889), подписанный псевдонимом «Серафимович» (по собственному отчеству) появился в «Русских ведомостях». Последовавшие за ним яркие повествования о тружениках Севера и о противоречиях капиталистического общества «Стрелочник», «Под землей», «На плотах», «Месть» и др. привлекли внимание общественности и писателей Г. Успенского и В. Короленко.

В рассказе «На плотах» автор, казалось, заглянул в самую суть обнищавшего народа. Чтоб зашибить деньгу, горемыка Кузьма разводил плоты у таких же мужиков-неудачников, как и он сам.

Позднее писатель пришел к выводу, что у людей, доведенных идиотизмом жизни до скотского состояния, один выход — русский бунт во всей его дикости и красе.

Вернувшись в 1890 г. на Дон под надзор полиции, Серафимович установил связи с местными народовольческими группами. С этих пор Александр целиком отдался двум страстям — литературе и революции.

Чтобы сводить концы с концами, писатель вел частные уроки, печатал в Новочеркасске, Ростове и в Мариуполе корреспонденции, злые фельетоны, автобиографические рассказы о детстве.

За ряд острых публикаций его уволили из одной газеты, за рассказ «Капля» (1898), где автор предсказал крах самодержавия, прикрыли другую. Серафимовича заметили в столице и внесли в Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, как «бытописателя трудящихся масс».

Короленко поместил несколько рассказов писателя в своем журнале «Русское богатство», а также помог напечатать книгу «Очерки и рассказы» (1901), получившую блестящие отзывы многих маститых литераторов.

Вскоре Серафимович перебрался в Москву, вошел в близкий М. Горькому круг — литературно-художественное общество «Среда», стал сотрудничать в издательстве «Знание», выпустившем в 1903—08 гг. его трехтомник. Прославился прозаик не только своими повестями и рассказами, но и злободневными фельетонами.

В очерках и рассказах писателя «Среди ночи», «Погром», «На Пресне» и др. нашли отражение события Первой русской революции.

В повести «Пески» Л. Толстой отметил «чеховскую силу» и поставил ей «5 с плюсом».

В 1912 г. вышел роман «Город в степи» о превращении бандита и сутенера Захарки Короедова в почтенного гражданина города и крупного «бизнесмена».

Во время Первой мировой войны Серафимович был на фронте в составе санитарного отряда. Цикл очерков писателя «В Галиции», в которых он рассказал о страданиях раненых, лишенных своевременной медицинской помощи из-за преступной халатности санитарных и врачебных чиновников, явился ушатом холодной воды для ура-патриотов.

С фронта писатель слал для «Русских ведомостей» корреспонденции и рассказы («Шрапнель», «Встреча», «Сверху», «Сердце сосет» и др.), в которых с высокой художественной и публицистической силой передавал масштабы народного бедствия и показывал рост антивоенных и революционных настроений в массах. Прозаик писал также произведения для детей и юношества («Мишка-упырь», «Горное утро», «В Чечне», «Ингуши» и др.).

Писатель приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции, порвал со «Средой», сменив ее на другую среду — большевиков и новую власть.

В Гражданскую войну Серафимович побывал на многих фронтах, организовал первый советский литературно-художественного журнал «Творчество», был назначен зав. литературно-художественным отделом «Известий» и агитмассовым отделом Моссовета, вступил в ВКП(б), позднее работал в «Правде», Наркомпросе, на посту редактора журнала «Октябрь» и в правлении РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), был одним из организаторов Союза писателей СССР. Написал повесть «Галина», две пьесы: «Марьяна» и «Именины в 1919».

Советской, а значит, и русской классикой стал роман писателя «Железный поток» (1924), созданный им за 2,5 года. Серафимовичу единственному из всех писателей удалось показать «процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в «железный поток». Писатель собирался продолжить эту тему в романе «Борьба», но, к сожалению, он не был завершен.

Серафимович в числе первых увидел и приветствовал талант М. Шолохова, и опубликовал первые части «Тихого Дона» в журнале «Октябрь».

В 1930-е гг. Серафимович создал серию очерков о коллективизации сельского хозяйства: «По донским степям», «Новая стройка» и др. Писатель был окружен почетом и славой. «Рабочие судостроительного завода «Красный Дон» подарили ему персональную яхту из красного дерева, пионеры забрасывали его цветами, молодые литераторы становились в очередь за «уроками мастерства». (И. Родина).

Во время Великой Отечественной войны 80-летний писатель побывал на фронте и снова взялся за перо публициста. Последнее выступление в печати Серафимовича — новогоднее обращение к землякам — было опубликовано газетой «Молот» 1 января 1949 г.

Писатель был награжден тремя орденами, в т.ч. орденом Ленина (1933), в 1943 г. удостоен Сталинской премии. Его произведения переведены на многие иностранные языки.

Александр Серафимович был дважды женат, имел трех сыновей и двух дочерей.

Умер писатель в Москве 19 января 1949 г. (в день своего рождения).

В 1951 г. в г. Серафимович, в доме, принадлежавшем писателю, был открыт музей.