Светлая память Вашим родителям! -4

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в главах 1-3.


- С  Вашего разрешения, если я Вас  ещё  не утомил, я бы хотел продолжить, - сказал Владимир Николаевич, допив свой чай.
- Да, да, я готова слушать продолжение, - ответила  я.

- Итак,  наша  семья  в ходе коллективизации  была выселена  за  Урал, - продолжил он свой рассказ. – Ехали долго и тяжело, сами не зная куда. Остановок в пути было  много:  обедали,  не  раз чинили телегу, отдыхали.

Когда, наконец, приехали, никакого облегчения не испытали. Домик семье был выделен старый, с худой крышей, а впереди была зима. К тому же,  обживаться и привыкать в чужом месте, было очень трудно. Местные  жители смотрели косо, семья моих родителей для них  была  «пришлая»,  ещё их называли «чужаками».

Хорошо, что соседи попались хорошие.  Сами  они, как выяснилось, наскитались, натерпелись всего, теперь  готовы были помогать  другим скитальцам, чем могли. Родители до конца своей жизни вспоминали тех уральских соседей добрым словом  и  поддерживали  с ними отношения  по переписке.

Так и не привыкнув  к  чужим краям,  отец с матерью, получив  разрешение, тронулись  в обратную дорогу  домой. Если бы они знали, чем станет для них это возвращение, то  остались бы  в уральской деревне надолго  или навсегда.  Дело в том, что на обратном пути  они потеряли всех своих детей, которые в  дороге заболели и умерли один за другим.

Так что домой, в родную деревню,  они   вернулись  вдвоём. Горю их не было предела. Радовало лишь то, что дом стоял нетронутый, как будто дожидался своих хозяев. Отремонтировали его, подлатали, стали жить заново. В колхоз  моих родителей так и не приняли, единоличным хозяйством жить было очень трудно. Никого  из  наших родных к тому времени  в деревне  не было.  Попытки  найти их, не увенчались успехом.  Позже  я писал  всюду, но никаких  следов отыскать мне не удалось.

Решили мать с отцом податься в город. Сняли  на окраине города  комнату  в частном доме, стали жить. Устроились  работать на фабрику. Очень трудно им было, но справились, выжили. Хозяйка  тётя  Маня,  жила  в доме  одна, муж у неё  умер, а  сын  женился  и жил с  семьёй  в другом городе, к  ней не приезжал ни разу, она даже внуков своих не видела и ничего о них не знала.  Мария Прокофьевна  была человеком  добрейшей души, когда познакомилась поближе с моими родителями,  стала их  не только жалеть, но и уважать.

Она была рада тому, что у моего отца были золотые руки  и на все дела он был мастер. Ему и говорить не надо было, что сделать, он всё видел сам. Её дом, давно не видевший  мужского внимания,   сразу преобразился,  заулыбался.  Отец перекрыл  крышу дома,  покрасил наличники,  поправил старый забор, подновил  его, покрасил, так что дом стало не узнать. Отец отремонтировал двор, совместно купили  козу да десяток  кур,   заготовили   дров,  семья  была обеспечена  топливом на всю зиму.  Тётя  Маня, видя такую заботу,  перестала брать деньги  с жильцов  за комнату.

Лето прожили относительно спокойно,  а  осенью  мама забеременела. Весной 1934 года родился  я – поздний ребёнок.  Родители  не ожидали  такого подарка  судьбы, поэтому я стал для них огромной радостью. Маме было тяжело работать, имея маленького ребёнка, но на помощь пришла тётя Маня, которая  и стала моей  няней и бабушкой одновременно. Я вырос  у  неё на руках, за что я ей очень благодарен.  Эта совершенно чужая женщина, подарила мне столько  внимания, тепла и заботы, что  стала самым родным человеком после  родителей.

Осенью  1941 года  я  собирался пойти в школу,  а  в  июне  началась война. Я не видел  ужасов войны, не испытал того страха, который  породила война, но видел слёзы и страдания людей,  провожавших на  войну своих близких: сыновей, мужей, отцов. На нашей улице  из взрослых мужчин остались только мой отец  и  Петькин  дедушка, остальных  за четыре года всех призвали на фронт.

И всё-таки , военные годы остались в моей детской памяти  страшным временем, когда во всём чувствовалось напряжение, переживание людей. Помню, как всё время хотелось есть, хотя  вроде бы мы не голодали, но питания не хватало.  Спасло своё небольшое хозяйство,  которое  держалось на  бабе Мане.

Я  учился  в начальных классах, учиться  любил, навсегда запомнил свою первую учительницу, которая  проявляла столько терпения и такта  в отношении к  своим ученикам.  А однажды  я  видел, как она плакала, позже я узнал, что она получила похоронку  на  мужа. В этот день мы сидели притихшие, молчаливые, боялись её   побеспокоить.  Она была мужественной женщиной. Больше её слёз мы не видели, уроки шли   строго по расписанию, наша  Анна  Ивановна  всегда была  с  нами.

Моя школьная жизнь требовала большой подготовки к урокам, а у меня не было даже своего стола. Видя  это, баба Маня, отдала нашей семье  ещё  одну комнату, а потом и весь  дом, сама  переселилась в ту  комнату, которую  мы  снимали  изначально. 

Папа с мамой  разработали весь участок, прилегавший к дому, огородили   его, получился свой огород, где  стали сажать картофель, лук, морковь  и  другие овощи.  Мы не голодали  в  войну,  а  после войны стали жить несколько лучше.  Надо отметить, что детство  моё  не  было  каким-то обделённым,  по сравнению с  другими,  мы  жили неплохо.

В послевоенные  годы, когда я учился  ещё  в средней школе,  мы  с  отцом  разбили  возле  дома фруктовый сад, за которым  ухаживал он,  а  позже   мы  с Дусечкой. Папа посадил несколько яблонь разных сортов, сливы, вишни,  впоследствии  наш сад постоянно  дополнялся  новыми растениями, стал моей радостью и гордостью, если хотите.

По  окончании школы   я поступил учиться  в  педагогический институт  на факультет математики, там  я  встретил  свою первую  и единственную  любовь – мою  незабвенную Дусечку, Евдокию  Ивановну, которая  и  стала моей женой. Она училась  на биолого-химическом факультете. 

Студенческие годы пролетели быстро,  мы вернулись  в мой город,  устроились  работать  в школу рабочей молодёжи. Жили с  моими родителями,  к тому  времени  нашей  общей любимицы тёти Мани  уже не было в живых, о чём я очень сожалею  до  сих  пор, она  много сделала для моей семьи, конкретно для меня. 

Ещё  при  жизни  баба Маня  завещала  свой  дом  моим родителям,   к тому времени  отец  утеплил летнюю комнату, пристроил застеклённую веранду, существенно увеличив  жилую площадь.  Насколько я помню, мои родители всегда были в делах и заботах, трудились, что называется, не покладая рук. Мама  с  папой приняли мою Дусечку, как  родную дочь,  она была круглой сиротой,  мама очень жалела и любила  её. Дусечка  была очень добрым и ласковым человеком. Так  у меня  появилась своя  семья,  мы  с  Дусечкой ждали  своего первенца.

Когда он появился на свет,  моя мама уже не работала, поэтому всё  своё время, заботу и внимание отдавала  нашему  сыну, своему внуку.  Я  мечтал о большой семье, как это было у моего деда,  хотел,  чтобы наш  род  продолжался  и дальше,  чтобы у меня было много сыновей и дочерей, чтобы они  были  дружны между собой,  а  нам  с Дусечкой на старости   лет подарили  радость многочисленные внуки.

Моим мечтам не суждено было сбыться, во время второй беременности  Дусечка тяжело заболела, потеряла ребёнка,  и  в  результате перенесённого  заболевания,  не смогла больше иметь детей, рос  наш  Коленька  один. Это был  замечательный ребёнок, бабушка  с дедушкой не могли на него нарадоваться. Но это продолжалось недолго. 

Вскоре заболел отец,  нужна была операция, на которую он согласия не давал. Ему было предложено лечение, он много времени пролежал в клинике, где проходил сначала обследование, потом  лечение,  улучшений никаких не было.  Его выписку  домой  на долечивание по месту жительства,  моя мать поняла, как приговор. Она очень боялась потерять его, сильно переживала.

С ней случился  инсульт, она пролежала три дня  и умерла. Отец  доживал  с тяжелейшими физическими  и  душевными страданиями. Очень жалел  мать, после  неё прожил  недолго, чуть больше года. Так  не стало моих родителей:  папе было  75 лет,   а  мама  на два года  моложе. Остались мы  в нашем большом доме  втроём.  Жили  в  надежде  на лучшее,  и  связывали понятие  о  счастье  со   своим единственным  сыном.

Коля  рос  внимательным и заботливым,  хорошо учился,  хотел стать военным.  После школы  поступил  в военное училище, оно находилось далеко от дома. Мы  с  Дусечкой ездили  к нему  на  торжество по случаю принятия присяги,  я  имел  разговор  с  начальником училища,  который  познакомил  нас  с  преподавателями, материальной базой,  показал  общежитие,  столовую,  библиотеку, учебные кабинеты, спортивный  зал. Надо сказать, что  нам  всё понравилось.

Коля был веселый, радостный, оптимистично настроенный. После нашего отъезда  часто писал  нам, приезжал  на  каникулы, всё было хорошо. Его учёба шла к завершению, впереди была карьера военного.  На  четвёртом  курсе  во время прохождения практики случился несчастный случай, в результате  которого  погибло трое курсантов, среди которых  был  наш единственный сын.

Известие  о гибели горячо любимого сына  произвело эффект  разорвавшейся бомбы,  у  Дусечки  случился сердечный приступ,  она даже на похоронах   сына присутствовать  не  смогла. Врачи   боролись  за  её  жизнь, но  она  не боролась,  не прошло  и  полгода, как  моя милая  Дусечка  покинула этот мир и меня  вслед за  нашим сыночком.

Моя одинокая жизнь  стала для меня пыткой.  Я каждый  день,  каждую минуту  думал только  о них, жить не хотелось.  Может быть,  что-то и предпринял  бы, если бы  не  Раида Семёновна, которая  потеряла  мужа,  в то время как я потерял жену.  Вся разница была лишь  в том,  что  я стал совсем одинок,  а  у неё  было двое детей:  сын Юра служил  в  армии,  дочь  Марина училась в начальной школе. Рая  жила  на нашей улице  через пять домов  от  меня.  По-видимому, несчастье  объединило нас.   

Сначала  Рая  приходила  ко  мне,  потом  взялась  помогать  по хозяйству: то постирает, то приготовит,  стала работать со  мной в саду. Женщина она была молодая,  крепкая, хозяйственная, к тому  же ласковая и добрая.  Незаметно  Рая  стала  очень дорога мне, хотя была моложе меня на пятнадцать лет. В один из дней я  предложил  ей  стать моей женой,  она  согласилась.  Вскоре мы расписались. Она переехала  ко мне, чему я был  рад. К  тому времени  из  армии вернулся  её сын,  его ждала любимая девушка, они поженились, стали жить в доме  Раи. 

Вместе с  ней  в  моём доме поселилась  и  её дочь  Марина,  девочка  отличалась тяжёлым характером, была своенравной и замкнутой. Я хотел с ней подружиться, надеялся, что со временем она привыкнет ко мне.  Однажды  Раечка  сообщила,  что  ждёт  от  меня  ребёнка,  я был несказанно рад.  Появилась хрупкая надежда  на счастье иметь  собственного  сына или дочь. Я  все заботы  по дому взял на себя,  лелея жену  в ожидании  малыша.  Окружил её вниманием и заботой, жил одной лишь мечтой  о  ребёнке.

Чуда не произошло,  едва появившись на  свет, наш  сын  умер, что  стало  ударом для нас обоих.  Попытки  как-то  сблизиться  с  Мариной,  результата не дали,  она  не отвечала на мою заботу  и доброту.  У  Юрия  появилась дочь, так  мы  с  Раечкой стали дедушкой и бабушкой. Внучка несказанно радовала  нас  обоих, частенько пребывала у нас в гостях.

Марина к тому времени  уже заканчивала школу.  Мечтала  поступить в педагогический  институт,  её  мечты сбылись.  Получив  диплом учителя  русского  языка и литературы,  она  приехала  в родной город, устроилась   в  общеобразовательную  школу

Вскоре  у  Марины  появился  молодой  человек, который  предложил   стать его женой. Виктор  был несколько старше своей избранницы,  хозяйственный и деловой, нам  с  Раечкой  понравился.  Мы  радовались  за  дочку,  хотелось видеть её счастливой.

Прошли свадебные  торжества,  молодая пара стала жить в нашем  доме,  места всем хватало.  С  первых  дней   мы  стали  жить одной семьёй.  Рая  всё  успевала:  готовила, стирала, убирала,  когда  у  Марины и Виктора  родился  сын,  она  все заботы взяла на себя.  Я  тоже считал  Серёжу  своим внуком, старался  принять участие в его воспитании, к  тому времени я уже вышел на пенсию.


Продолжение следует.http://www.proza.ru/2013/09/06/1200