Три года на Стихи. ру... Плюсы и беды сайта

Анатолий Косенко
Три года я уже на нашем сайте. И признаюсь, я его люблю. Как сайт, где нашел много друзей, как место, где можно общаться с такими же, как сам, как свою записную книжку, где можно выставлять и хранить написанное... И естественно, что все время размышляю о сайте и нас на нем, о его плюсах и минусах.

Об этом и хочу поделиться сегодня с друзьями.



Первый плюс. СТИХИ.РУ - САЙТ ПОЭТОВ

Кто мы на сайте? Поэты и поэтессы, естественно. Потому что сочиняем, ищем красивое, образное, какие-то новые формы этого, пытаемся выразить чувства не простыми словами, а рифмованными, чем и отличаемся от других! А это уже творчество!

Оценку всему написанному даст время, естественно - сейчас видно лишь очень плохое, несовершенное, графоманское. А вот что талантливое, что гениальное, увидеть и понять не всегда можно. Тем же гениальным может стать то, что не талантливо с нашей точки зрения. Примеров того в искусстве не счесть! 

Вот что бы сказали Микеланджело, Рафаэль, Тициан о «Черном квадрате» Малевича, если б узнали, что загрунтованный им холст – произведение искусства?! Держу пари, обозвали б Малевича последними словами, а его картину назвали бы «творением сумасшедшего»! А они – и Каземир Малевич, и картина - стали всемирно известными! 

Или взять стихи. Ответьте - честно только - высокая это поэзия или не высокая?!

      Я прошу, целуй меня жарко,
      Так жарко, как если бы ночь нам осталась одна.
      Я прошу, целуй меня сладко,
      Тебя, отыскав вновь, боюсь потерять навсегда.

Не ошарашены?! Таких стихов на сайте тысячи?! Да. Просто стих. Перевод стиха. Простейший из простейших. С той лишь разницей, что написала его композитор Консуэло Веласкес, автор огромного числа музыкальных произведений, но…  ставшая известная всему миру как автор всего одной-единственной песни «Бэсаме мучо» (Besame Mucho). Песни на вот эти свои слова и на свою музыку! Которую тысячи исполнителей во всем мире исполняют уже больше 70 лет:

      Besame, besame mucho,
      Como si fuera esta noche la ultima vez.
      Besame, besame mucho,
      Que tengo miedo tenerte, y perderte despues.

Вдруг и с вашими стихами такое произойдет! Кто-то положит их на музыку! И весь мир будет знать вас - их автора! Такого не бывает?! Так вот же пример! Никому не известная девчонка написала «просто стих», подобрала под него во Вселенной просто музыку, и весь мир поет и танцует это уже более 70 лет! 

Так что если вдруг кто-то начнет втолковывать вам, что вы не поэт или не поэтесса, просто закройте глаза, представьте себе «черный квадрат» и напойте про себя «Besame, besame mucho», после чего посмотрите на ее автора 
Так что мы - настоящие поэты и поэтессы, когда пишем, а вот гениальны ли – покажет время. И для этого не надо быть членами союза писателей, лауреатами премии «Поэт года» или других премий, каких развелось сегодня несчитано…  Да и вспомнить можно, что Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов не были членами союза писателей, не побеждали, насколько известно мне, ни в каких поэтических конкурсах «Поэт года», но стали знаменитыми, потому что были талантливы и писали, писали, писали, писали, чего и нам желаю!



Второй плюс. САЙТ - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛИТ-ТУСОВКА РОССИИ

Да. По форме и великолепной задумке создателей – это уникальный сайт. Такого другого - с таким числом стихов - в России, да и в мире, наверное, нет. И на нем действительно много хороших произведений.

Загляните на страницы моих хотя бы избранных Ольги Студенцовой, Лилии Бабаяровой, Натальи Исаевой Горецкой, Елены Бревновой, Елены Куреллы, Елены Ларской, Натальи Астаховой, Светланы Груздевой, Татьяны Воронцовой, Елизаветы Яворской, Лидии Дунай, Лены Север, Ларисы Кониной или Евгения Крюкова-Донского, Виктора Синютина, Красимира Георгиева, Леонида Дьяченко, Льва Абрамова и многих-многих других… Это поэты. По крайней мере у них много действительно хороших стихов, и общение с ними возвышает, делает тебя и самого выше, чем был!

За три года на Стихи.ру я, например, вырос! Одно дело – писать в стол, другое – на людях! Удивительный импульс! Именно тут я написал лучшие свои стихи, не говоря уже о прозаических произведениях! Да-да, на Проза.ру мои рассказы читают несравнимо меньшее число читателей, чем их же читают - под видом прозаических миниатюр - на Стихи.ру. За три года на Стихи.ру у меня побывало почти 80 тыс. читателей, в то время как на Проза.ру – всего 20 тыс…   



Третий плюс. САЙТ ВЫСТРАИВАЕТСЯ

Естественно, не все еще идеально на нем. Нет пока на Стихи.ру того, что отличает настоящему литературный клуб от интернет-тусовок по интересам. Это еще не творческий цех, где пишущие выставляют свои произведения, читают чужие, со знанием дела и на серьезном уровне обмениваются мнениями о них, руководствуясь высокой поэзией и литературоведческими соображениями, а не личными симпатиями и иными целями.

Но сайт развивается, выстраивается. И заслуга, конечно же, в этом его создателей, кто бы и как к ним ни относился…

Сколько было еще недавно на сайте матов, хамства, унижений авторов со стороны расплодившихся и никем не контролируемых клонов! Сколько пришлось воевать против них, в том числе и мне, пока не были внесены изменения в правила сервера, обеспечивающие защиту нас от «троллинга», «киберунижений» и прочего. Но результат есть уже! Этого стало меньше. И это делает честь Д.Кравчуку и его команде. Вот так – шаг за шагом – и может быть создан ими настоящий литературный сайт, где все будет соответствовать пониманию «литературный», «для литераторов», а не «тусовочный», «для не понять кого»…
В этом ряду и организация конкурсов «Поэт года», где идет, вроде, нормальная работа по выстраиванию их по уму и по-честному. Я когда-то и на этой почве вызывал редакцию на дуэль, когда она сняла вдруг с моей страницы саркастический афоризм «Поэтом года можешь быть, если есть деньги заплатить!»… Восстановили афоризм... Сам Дмитрий распорядился, что тоже прибавляет ему авторитета в моих глазах… А главное – я сегодня нигде в условиях конкурса не увидел ссылок на «плату» за участие! Это действительно так? И что это значит, если действительно? А то, что нас слышат! Если правильно говорим!

Уже после выставления этого эссе поступило несколько язвительных реплик от тех, кого раздражает коммерциализация сайта. Но... это от раздражения всем развалом культуры и всей неустроенностью жизни сегодня, чем от здравого смысла... Естественно, лучше бы все было бесплатным, как когда-то в СССР. Но этого не будет уже! За что голосовали большинство из вас?! За коммерциализованную жизнь! Вот потому и не будет больше никто из своего кармана финансировать литературу!

У меня - юриста и менеджера, запускающего крупные проекты - вызывает даже восхищение то, как ребята "подсуетились" с этой идеей и сумели осуществить ее в коммерческом варианте на фоне тысяч и тысяч неудачных, нереализовавшихся в стране бизнес-идей и бизнес-проектов! Так что пусть хотя бы ТАКОЙ ЛИТ.САЙТ, НО БУДЕТ, чем не будет никакого...

У меня, к слову, есть дюжина эпиграмм, написанных Е.Стриженовой, Е.Бероеву, Е.Ваенге, И.Урганту, Л.Ярмольнику, Л.Гузеевой, Д.Хворостовскому и др. В их ряду и эпиграмма А.Маслюкову:

      Ну, Вы, конечно, феномЕн…
      Такой придумать КВН…

      Я не о том, что Вы – родитель, 
      А я о том, что Вы – мыслитель!

      Столько людей его рождало!
      Владелец - Вы! Ума - достало!

То же самое мог бы сказать и о создателях этого сайта... Сколько тысяч нас пишет стихи, но создать сайт на нашем творчестве ума достало лишь у них! Молодцы!

А критика их - от обычной русской зависти. ЛУЧШЕ ПУСТЬ НИ У КОГО НЕ БУДЕТ НИКАКОГО УСПЕХА, ЕСЛИ ЭТОТ УСПЕХ НЕ У МЕНЯ. Как-то так все это ощущается.   

 

Но проблемы - как и у всякого нового дела - на сайте есть… Одни – решаемые, другие – нет…


Главная проблема. САЙТ ЗАБИТ ГРАФОМАНАМИ

Большинство выставленных на нем произведений не отвечает канонам стихосложения. Много  примитивного. Сплошь не выдерживается размер стихов. Игнорируются - как класс - знаки препинания или, наоборот, ставятся, где попало. Не говорю уже о проблемах с рифмами, композициями и прочим. 

Взять тот же размер, который сбоит в каждом втором-третьем стихе сайта. Поначалу думал, это от незнания канонов и не раз пытался деликатно обратить внимание друзей на это, помочь им выправить его. Причем, объяснял все по-детски. Мол, делается это элементарно: написал первое четверостишье - проставь под ним «палочки» (I) и «черточки» (-), обозначающие ударные и безударные слоги в строках. Если по ним видно, что размер правилен, значит в том же ритме можно и дальше писать, проверяя таким образом каждое следующее четверостишье. А если сбоит размер, палочки-черточки покажут это… КАК ЕЩЕ ПОНЯТНЕЙ ОБЪЯСНИТЬ?!   

Правильный размер, это когда, например, в «дактиле» под стихом у Н.Некрасова получилось вот так:

      Славная осень! Здоровый, ядреный!
      Воздух усталые силы бодрит;
      Лед неокрепший на речке студеной
      Словно как тающий сахар лежит.

      1--1--1--1-
      1--1--1--1
      1--1--1--1-
      1--1--1--1

А не правильным был бы, если б получилось:

      1--1--1--1-
      1-1---1--1
      1--1-1-1--1-
      1--1-1--1-

Элементарно!

Нужно лишь себя организовать - вбить в голову проверку каждой строфы, каждой строки! Увы, большинство неспособно на это, не говоря уже о высших тонкостях стихосложения…

Одна из моих поклонниц выставляет тут по несколько стихов в день, которые не читаются, потому что в них – всех – сбоит размер, не выдержан ритм. Она этого не чувствует! А проверять КАЖДЫЙ СТИХ, КАЖДУЮ СТРОКУ не приучена… Пытался помочь – бесполезно! Ее несет! Пишет все «от фонаря», графомански… Хотя могла бы вместо 3-5 стихов день написать всего один в неделю, но выстроенный, вылизанный, красивый, такой, какой всем понравится! Увы...

Но сайт помогает бороться и с этим.

Я, например, после прихода на него стал проверять все выставленные мною на нем стихи. Был шок, когда я обнаружил и у себя те, которые «не пляшут», где не был правильным размер. Обнаруживаю такие "пенки" и до сих пор, перечитывая давно написанное, старое! Что делаю? Убираю в «ремонтную папку», какими б красивыми и сильными эти стихи ни казались! Пока не исправлю – заново на свою страницу не выставляю! 



Вторая беда. БАРТЕР ОТКЛИКОВ НА САЙТЕ

Придя на сайт, я обратил внимание, что одни и те же коллеги по перу появлялись каждый день у меня и читали каждое новое мое произведение. Значит, нравилось как пишу. Не нравились бы – не читали б! Однако, ребята и девчата безмолвствовали, что озадачивало. Я знал цену своим стихам, а потому не понимал как можно читать все подряд, не пропускать ни одного стихотворения, но не откликаться!

Еще больше это удивило, когда отследил закономерность. Прочтя у меня очередной стих и не оставив ни слова о полученном впечатлении, эти «коллеги» шли на страницы других авторов и рассыпались там в многочисленных рецензиях, расхваливая слабое что-то, изобилующее элементарными грамматическими и стилистическими ошибками, с невыдержанным размером, примитивными рифмами. Я опешил. Почему?! Как можно?!

А это - вжившийся в сайт порок, который обусловлен тем, что рецензии пишутся в большинстве своем не на что-то лучшее, а в ответ на полученные самим автором отклики. Ведь большая часть откликов – фразы типа «Как необычно, Паша!» в ответ на «Как прелестно, Маша!». Рецка за рецку! Бартер рецензий! В большом мире - гонка вооружений, тут – гонка рецензений, помогающая и тем, и другим занимать высокие места в рейтинге! Самоутверждение... как бы... Популярность... как бы...

Вот и недавно зашел к одной из своих «избранных», перечитал кучу стихов и откликнулся на два красивейших. Через час – а она не была у меня полгода-год - дама появилась на моей странице, прочла два моих стиха и откликнулась на них. Не на один, не на три, а именно на два - первых попавшихся. Два моих отклика обнулились двумя ее откликами… Бартер…

Это как в преступном мире, где живут не душой, а понятиями… И это пока тоже беда сайта… Мы не учимся ценить действительно НАСТОЯЩЕЕ В ПОЭЗИИ, а уподобляемся героям басни И.Крылова «Кукушка и петух» («За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»)…



Третья беда. ТАЙНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

Удивила меня на сайте и мода многих читать чужое тайно - не со своей страницы, а под видом «неизвестного читателя». Почему люди скрывают добрые движения души?! Чего стесняются?! Не пойму! Потому что это напоминает "двойную жизнь"! Вот он или она заходят важно к тебе, поигрывая лорнетами и позвякивая златом, кивают, говорят громко правильные фразы, комплименты... А вот они ползком в темноте подбираются к тебе и подглядывают за тобой... Где они настоящие?! Не знаю... И не надо оправдывать это тем, что они читают стихи с мобильников, что не могут зайти в какие-то моменты со своей страницы, что вообще это их право - быть неизвестными... Я же не о том...   

Об этом впервые я услышал от своих избранных. На вопрос "куда пропал" или "куда пропала" они иногда отвечали, что бывали у меня, но как "неизвестные читатели"... Почему "неизвестными" приходили, если есть возможность сначала зайти на свою страницу, а а уж с нее - с открытым забралом - идти по нам всем?! Сие тайна великая есть...

Но это услышалось раз-другой-третий и забылось, я пропускал такие непонятности мимо внимания своего (нравится им натихаря приходить - пусть прячутся). Когда вдруг обратил внимание на это уже сам. И удивился по-настояшему... Перед 8 марта 2012 г. я написал 80 хороших поздравительных стихов поэтессам, произведения которых мне нравились. Каждой - особенное, учитывавшее именно ее творчество, характер или что-то иное. Они и стали «лакмусовой бумажкой». Нет-нет да и залезал вдруг «неизвестный читатель» в мою папку «Стихи друзьям» и читал в ней лишь поздравительный стих «Лене Ивановой», «Оле Петровой» или «Кате Сидоровой» (фамилии изменил, естественно). И это так бросалось в глаза. Ну, какого б лешего кто-то неизвестный открывал только эту мою папку со стихами к 8 марта прошлого года и читал бы в ней только этот стих, посвященный конкретной даме?! Это может быть интересно лишь этой даме! Той, кому стих и был написан! Захотелось еще раз его прочесть, заодно посмотреть, сколько рецензий оставлено... Но в открытую приходить – стыдно почему-то… Почему?! Или не хотят доставлять удовольствие автору написанного им же стиха?!



Четвертая беда. НЕЛЮБОВЬ

Кстати, к той же неправильности отнесу и другое "двойное"...

Не верю, что есть те из нас, которым  н и к т о  не нравится тут. Даже самому плохому человеку кто-то нравится. А уж хорошим - тем более... Поэтому почти у всех из нас есть любимые авторы - "избранные". Почему почти у всех, а не у всех? А потому что есть немногочисленные стихиряне, у которых НЕТ ИЗБРАННЫХ, которые НЕ ЛЮБЯТ НИЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО.

Как так может быть? Это тоже позиция. Абсолютно правомерная. Но показывающая характер таких стихирян. Человек не хочет открываться! Или от скрытности. Или от завышенного мнения о себе. Либо от нежелания кого-то выделять из нас. Причин много, но суть одна - он или она не хотят показывать не любимых своих авторов, а САМОГО или САМУ СЕБЯ (через них)! Это целая тема...

Как бы там ни было, а я таких авторов принципиально не читаю. Закрытое творчество, закрытые души - не мое. Как и принципиально не беру себе в избранные таких авторов. Больше того, после обнаружения этого феномена повыбрасывал из своего списка избранных всех таких (оставил лишь нескольких дам, которые действительно очень талантливы).



Пятая беда. САЙТ ЗНАКОМСТВ

Еще одно лицо сайта. Тебя читают тут зачастую не потому, что твои стихи нравятся, а потому что ты - жених, вроде, ничего или дама, перспективная для знакомства… Вдруг клюнешь... И это тоже абсолютно явное что-то, десятки раз за моих три года тут обозначавшееся (может, потому что я не скрывал своей публичной профессии и занятий?).

Сколько раз на меня налетали восторженные почитательницы «моего таланта», восхищавшиеся «моими стихами», оставлявшие великолепные «стихи-отклики»! И что важно - я отвечал им своим вниманием, читал помногу их стихи, откликался (правда, лишь на те, что нравились)! Но, видно, от меня ждали не откликов, а другого (не сближался?!), потому что проходила неделя-другая и восхищавшиеся моим «творчеством» читательницы навсегда исчезали… Не стихи были нужны им мои, увы…

Я как-то спросил одну: «Куда пропали вдруг?!» (ей же нравилось все мое)… В ответ получил: «Хочется и других почитать»… Больше я ее не видел… Как и многих других бурно любивших «поэзию»… И надо быть евнухом, чтобы не понять причин этого…

А сколькие пишут писем в почту! Восторженно! Зазывающе! Не ответить – жлобство! А ответить – по-доброму, с юмором - втюхаться в «тесные отношения»! Но… увольте... какие могут быть «отношения» тут – в виртуале?! Можно перекинуться одной-другой фразой, задружиться даже как поэт с поэтессой! Можно сговориться и пойти в литературное кафе на поэтическую тусовку и не раз, но… какие чувства по интернету?! Среди живых-то людей, с которыми встречаешься, не можешь найти близкого человека годами, а тут – в компьютере?! Хотя, может быть, и находит кто… Я же - устаревшая модель, испытанная давно жизнью, ее добром и злом, а потому верю в бурные восторги с осторожностью… Столько людей вокруг врут, изображая что-то, но не умея этого…

Причем, переписки эти – по почте - могут случиться мгновенно: от малейшего неосторожного движения! Я как-то задел своим откликом одну из хорошо пишущих тут коллег по перу - завязалась шутливая переписка, и я был тут же произведен в ее Ангелы! Когда вдруг обнаружил в недавних ее же стихах, что еще один определен в Ангелы... А может, других агнелов был не один... Это не значит, что она – плохая! Отнюдь! Это значило лишь, что сайт не только литературный клуб, а еще и клуб знакомств, где люди пытаются найти себе друзей, спутников по жизни, вторые половинки… Что в этом плохого? А ничего. Дай Бог им как раз этого при дефиците человеческого общения! Но оно обязывает быть трезвым, не заблуждаться…

К чему это я все? А к тому, что не могу представить себе, чтобы это было на серьезных сайтах творческих союзов…



Короче, сайт для меня – большая тусовка пишущих людей, клуб их знакомств, постепенно превращающиеся в литературный портал России. И дай Бог, чтобы это как можно быстрее произошло…