Интервью с писателем. Алексей Бобл

Журнал Элефант
Интервью для нашего журнала любезно согласился дать известный писатель-фантаст,;автор множества романов,;Алексей Бобл.

(ЖурналЭлефант) - Здравствуй, Алексей.

(АБ) - Привет!

(ЖурналЭлефант) - Многим читателям хорошо известен твой бестселлер «Мемория. Корпорация лжи». Гораздо менее известен тот факт, что ты вложил немало сил в развитие таких литературных серий, как Технотьма и S.T.A.L.K.E.R, написав для них много отличных книг. А вот скажи:
приходилось ли тебе когда-либо писать фантастические произведения не на компьютере, а на бумаге, обыкновенными чернилами?

(АБ) - О да! Но это было очень давно. В юности я попытался написать сценарий к художественному фильму (это тогда я думал, что пишу сценарий, а по сути, проработал неплохой синопсис). Две тетрадки 18–ти листовых извел, после раздобыл печатную машинку и перепечатал, изменив по ходу действа многие сцены.

(ЖурналЭлефант) - Какое литературное произведение ты мог бы назвать источником своего вдохновения? Иными словами, чтение какой книги тебя заряжает, успокаивает, пробуждает в тебе желание немедленно сесть за перо и чернила?

(АБ) - Ух, сколько вопросов уместилось в одном. Книга должна быть интересной, иначе читать ее, без особой на то необходимости, не стану. Образы героев – яркими, описания событий наполнены красками, в общем, я должен полностью погрузиться в выдуманный автором книги мир, поверить в происходящее с первых страниц.
Названий конкретных книг я сейчас не скажу, потому что их слишком много. В юности на меня сильно повлияли произведения Стругацких, Сабатини, Штильмарка, Шекли, Брэдбери, и, конечно, вдохновляли фантастические киноленты. Правда, большинство фильмов приходилось смотреть в видеосалонах и в достаточно вольном переводе, но все равно. Я открывал для себя множество неизведанных миров и выдумывал свои.

(ЖурналЭлефант) - Твой любимый фантастический жанр, как читателя? Какие предпочтения в играх и фильмах? Кого ты чаще всего отыгрываешь в ролевых играх?

(АБ) - Я всеядный и благодарный читатель. Мне нравится «черное» фентези, НФ, ПА, НФ триллеры, космо–опера… Что такое игры, я забыл давно – увлекался лет пятнадцать назад стратегиями и квейком, —  поэтому ответить за ролевиков, увы, не смогу.

(ЖурналЭлефант) - Злые языки утверждают, что на тебя работают, так называемые, «литературные негры», числом от 8 до 15 голов. Скажи честно: это правда… что ты их бьешь за некачественные тексты?

(АБ) - Дай мне ссылки на источники, откуда такая информация? Если б я выпускал по десять романов в год, то смог бы рассказать, какой из меня плантатор–рабовладелец… (смеется)
На самом деле я не слишком быстро работаю, вот прямо сейчас заканчиваю сольный роман «Аномальный континент», на который ушло больше года. Идея, кстати, принадлежит Андрею Левицкому, мы даже вместе начинали писать, но потом Андрей занялся другим проектом, а я подготовкой и продвижением англоязычной версии «Мемории» на амазоне. В лучшем случае я могу написать четыре сольных книги за год. Появятся негры, стану гораздо продуктивней. (опять смеется).

(ЖурналЭлефант) - Расскажи, если не трудно, о судьбе серии «Технотьма». Буквально несколько слов. Чем дело закончилось, увидим ли мы новые книги в этой серии вообще и Алексея Бобла, в частности?

(АБ) - На данный момент в межавторской серии вышли романы Виктора Глумова, Виктора Ночкина, Романа Куликова и сборник рассказов. Мы с соавтором (прим. Андрей Левицкий) пока не планируем продолжений. В ближайшие годы я не вернусь к «Технотьме» точно, потому что много других идей, которые хочется перенести на бумагу.

(ЖурналЭлефант) - В какой из своих фантастических книг ты хотел бы жить? Если не в своей — может быть, в чужой? Или, может, тебя устраивает и существующий мир?

(АБ) - Пожалуй, хочу еще пожить в этом мире, прожить интересную, полную радости жизнь, узнать наш мир лучше, открыть для себя новые страны. А то все пишу, пишу, пишу… на путешествия почти не остается времени. А в другие, вымышленные миры, я могу перенестись в любой момент, достаточно взять в руки книгу и прочесть ее.

(ЖурналЭлефант) - Как относишься к предполагаемым прогнозам конца Света? Уже закупился водкой, аптечками и патронами?

(АБ) - Честно? Никак. Хотя то, что сейчас творится в мире, меня особо не радует.

(ЖурналЭлефант) - Твои советы для готовящихся к Армагеддону? К каким прогнозам не стоит серьезно относиться, а какие считаешь более правдоподобными?

(АБ) - Реальное отражение дел в мировой экономике – вот, пожалуй, тот самый грядущий армагеддон, который пугает. Но я стараюсь об этом не думать, стараюсь двигаться вперед, верю в удачу. Может, кто-то действует также, может, кто-то начнет. Надо лишь поверить в свои силы.

(ЖурналЭлефант) - Было бы странным, брать интервью у Алексея и не спросить про Андрея. Раскрой секрет: можно ли ждать новых совместных проектов от вас с Андреем Левицким или вы разошлись в творческом процессе навсегда?

(АБ) - Да, будет проект. Вот только сейчас отправил Андрею договор, который обсуждаем с издательством. Но, пока договор не подписан, подробностей не раскрою, скажу лишь, будущий роман связан с игрой Сталкер. Читатели серии и фанаты игры могут следить за новостями у меня на странице ВКонтакте (http://vk.com/alex_bobl), где, когда будет подписан договор с издательством, я обязательно расскажу о проекте.

(ЖурналЭлефант) - Мечтал ли ты в детстве о профессии писателя и соратника Левицкого? Каким маленький Алексей был в школе и детском саду? Что о нем говорили учителя (прежде всего, учитель русского языка и литературы)?

(АБ) - Никогда не думал, что стану писателем. Такое желание появилось впервые лет в двадцать пять, но и тогда лишь промелькнуло в голове и умчалось прочь, вытесненное мыслями о карьере, которая тогда успешно шла в гору. Ну и то, что буду писать с кем-то в соавторстве, вообще не предполагал.
В детском саду я ходил в шортиках и белой футболке, много рисовал, мог за час целый альбом извести, за что получал нагоняй от воспитательницы. В школе учился без троек, но и отличником не был – твердый хорошист, как у нас говорили. Ну а что до учителя русского языка, то она почему-то всегда говорила, что из меня ничего толкового не получится. Недавно встречались с нею (20 лет выпуску было), так она до сих пор не знает, что я писатель.

(ЖурналЭлефант) - Несомненно ты ждал следующего вопроса и готовился к нему. Какое из своих произведений ты считаешь наиболее достойным (или подходящим для) экранизации?

(АБ) - Хотел бы увидеть экранизации «Мемории. Корпорации лжи» и «Кланов Пустоши».

(ЖурналЭлефант) - Далекое будущее. Алексею Боблу 60 лет. Какими бы ты хотел видеть повседневные хлопоты этого человека?

(АБ) - Никаких хлопот. Я за штурвалом яхты, вокруг безбрежный океан, яхта идет навстречу закату.

(ЖурналЭлефант) - Представь — в России перестали воровать, даже построили все объекты в Сочи. Абрамовичи и прочие олигархи раскаялись, сели в тюрьмы и вернули все нефтедоллары гражданам страны, из которой все украли. Какие проблемы одолеют это новое идеальное общество?

(АБ) - Ты сам-то понял, что сказал? (смеется) Скучно станет.

(ЖурналЭлефант) - Скажи как на духу: бумажное книгоиздательство фантастики в России, как элемент массовой культуры, уже умерло или еще протянет пару лет? С твоей точки зрения, разумеется.

(АБ) - Протянет гораздо дольше и вряд ли вообще умрет. Просто рынок всегда выравнивает себя сам, отрасль, несомненно, подвергается серьезным изменениям, сейчас это быстрые, я бы сказал, стремительные процессы, жаль, что наши издатели не успевают за рынком.

(ЖурналЭлефант) - Что меняется для писателя в мире, где читатель стал гораздо ближе, благодаря интернету, а бумагу постепенно заменяет Сеть?

(АБ) - Перемены только радуют. Сократились расстояния, появилась возможность быстрого обмена сообщениями, получить, так называемый feedback или отклик от читателя, наблюдать реакцию аудитории на новинки, которые можно выкладывать в Сеть. Там же я черпаю множество информации (стараюсь, конечно, ее проверять, когда работаю над книгой), что значительно экономит время.

(ЖурналЭлефант) - Расскажи о продвижении своих книг в электронном формате — выгодна ли эта схема в сравнении с бумажной? Стал ли ты гуру электронного распространения или пока только подгурок?

(АБ) - В России у официальных платформ нет контента, процветает пиратство. У нас еще долго будет невозможно заработать на цифровых книгах, потому что издательства, цифровые издательства слишком медленно развиваются. А вот на западе — вполне рабочая схема. Есть Амазон, есть конкуренты Амазона, где любой может попытать свои силы и снискать признание читательской аудитории в том или ином жанре. Но для русских писателей есть несколько существенных «но». Первое, ридеры (Kindle, Nook и др.) официально не поставляются в Россию, платформы, где продаются книги, не поддерживают русский язык, следовательно – книги желательно перевести, что я и сделал. Пока на английском вышла только «Мемория», следующей будет «Аномальный континент», новые книги, за которые сяду зимой. Вторым существенным «но» для русского писателя является получение роялти с того же Амазона, их высылают чеком. Весьма неудобная схема. Ну и третье, пожалуй, самое важное, главное «но» — сложность перевода. В чем она заключается: необходимо найти переводчика или агентство, вложить немалые деньги, окупить перевод продажами книги, заработать в дальнейшем.

(ЖурналЭлефант) - Много ли поклонников у тебя? Поклонниц (в сравнении с собственными ожиданиями)? И самое главное — ты уже прячешься от них и налоговой?

(АБ) - Много, неожиданно много, что очень приятно. Слушай, мне тут недавно письмо пришло ВКонтатке: читатель, школьник, писал сочинение по моей книге. Представляешь? У меня, как у писателя, в душе такое сообщение вызвало бурю эмоций. Никогда б не подумал, что мои книги настолько могут зацепить.
От поклонников и налоговой никогда не прятался. С первыми встречаюсь на выставках и презентациях, с последними виделся пару раз, когда получал вычет.

(ЖурналЭлефант) - Ежи Тумановский даже фотографируется в дыхательной маске, как Дарт Вэйдер — какие фобии у тебя в связи с издержками профессии? Может, носишь горсть болтов в кармане, батарейки для лазерного меча или перемещаешься исключительно при помощи ПДА?

(АБ) - Нет у меня фобий. Времени бы побольше, книги выпускал бы чаще.

(ЖурналЭлефант) - Пожелай, пожалуйста, что-нибудь для начинающих авторов «Чернильницы» (кроме работы со своими текстами, поскольку этого добра у них и так хоть бульдозером отгребай).

(АБ) — Читать книги. Много интересных, хороших книг.
И – удачи!

(ЖурналЭлефант) - Спасибо за подробнейшее интервью!

 (АБ) - Алексей Бобл, (ЖурналЭлефант) - ;Юрий Круглов,;Ежи Тумановский