Ежи Тумановский. Пару слов о Чернильнице

Журнал Элефант
Как известно, для многих непрофессиональных писателей (к числу которых отношусь и я) очень важно получать осмысленную читательскую критику, чтобы хоть примерно понимать положительные и отрицательные моменты своего творчества. «Чернильница» — интернет-ресурс, созданный для начинающих авторов, желающих иметь полигон для совершенствования своих навыков.

Идею создания проекта, подобного «Чернильнице», я вынашивал достаточно давно. Пробуя себя и в качестве фанфикописателя, и в качестве добровольного критика, всякий раз приходил к выводу, что вся эта кипучая деятельность мало что дает пишущему человеку. И не потому, что критики были плохи — просто не хватало определенной системности в их работе.

И вот, весной этого года я запустил форум (http://egituman.ru/), на котором принялся реализовывать свои представления об организации деятельности добровольных критиков. В середине лета заманил туда первых начинающих писателей и запустил работу, общий смысл которой мало отличался от жизни любого литературного форума.
Практически сразу же ко мне присоединился мой давний заочный приятель, коллега по сборнику «Тени Чернобыля» и главный редактор этого журнала, Юрий Круглов. Вместе мы постарались организовать работу «Чернильницы» так, чтобы избежать хорошо известных нам ошибок.
В чем же основные отличия Чернильницы от многих других похожих форумов?
- У нас не принято обижать авторов. Даже абсолютно неумелых.
- Атмосфера форума вполне демократична. Писать учатся все: от возрастных дядек, имеющих изданные книги, до школьников, едва умеющих составить предложение. И поэтому общаются все на равных.
- Каждый автор по замыслу получает последовательную критику от нескольких людей и обязан доработать свой текст до такого состояния, когда к нему не останется претензий. Этим мы приучаем людей ценить свой и чужой труд, а также — работать на конечный результат, а не из желания услышать пустые похвалы.
- Каждый участник форума критикует чужие произведения, что развивает его самого как автора, поскольку «набив руку» на поиске чужих недостатков, сам он таких ошибок уже не допустит.
- Конкурсы и соревнования на форуме преследуют не столько выявление лучших авторов (хотя они и выявляются), сколько развитие гибкости ума и накопления опыта написания в определенных жестких границах.
Администрация форума настроена на непрерывный поиск условий и форматов, которые обеспечивали бы участникам наилучшие условия для работы над собой. За те три месяца, что форум существует, уже произошло немало изменений. Начиналось все с простых условий: вот вам, ребята, форум, кидайте туда свои рассказы и будем их все вместе критиковать. Но очень скоро стало понятно, что огромные тексты, что начали выкладывать участники, трудно разбирать даже просто физически. Не говоря о том, что вместо критики получалась какая-то редакторская работа людей, ни малейшего понятия не имеющих о работе редактора. Какая польза от такой критики для автора? Да никакой. Ну вычистят ребята грубые ошибки… и?
Кроме того, стало предельно очевидным, что люди приходят с разным багажом знаний и умений. Начала появляться такая «критика», от которой вреда было больше, чем пользы. Пришлось вводить первые ограничения, благо, в отличие от многих литературных форумов, я мог себе это позволить. Посовещавшись, мы с Юрием Кругловым ввели предельное показатели по числу знаков на один публикуемый текст. А чтобы среди критических материалов не появлялся откровенный бред, завели отдельный раздел, в котором каждый участник «Чернильницы» демонстрировал свое умение писать осмысленно. И только после такого своеобразного экзамена допускался к стандартной работе с чужими текстами.
И работа закипела!
Оценив инертность системы общения только в форуме, я добавил к нему чат, сомневаясь впрочем, что еще в этой жизни успею увидеть какие-то улучшения. Тем не менее, качественные изменения произошли практически сразу. И помимо оперативного решения рабочих вопросов, стало интересным просто зайти и поболтать с хорошими людьми. Позднее приходилось себя уже буквально заставлять уйти из чата и заняться критикой.
Дальше — больше. Народ затребовал литературные дуэли. Но посмотрев, что получается, мы пришли к выводу, что и эту, в общем-то классическую схему, надо менять. В итоге, прижились, так называемые, «пристрелки» — дуэли на заданную тему с объемом текста не более 5000 знаков. Следом получили развитие и небольшие конкурсы — также с определенными ограничениями. Авторам стало намного проще совершенствовать свои навыки в определенных областях, а не пытаться сразу родить «гениальный» текст.
Развитие «Чернильницы» продолжается. Анализируя спад активности критиков, мы выделили основные моменты, который мешают работе активных людей и позволяют «волынить» тем, кто не очень хорошо отдает себе отчет в том, зачем он сюда приходит. Плюс, я решил минимизировать зависимость работы форума от себя, поскольку не должен такой форум зависеть от превратностей жизни какого-то одного человека (да и,;скажем честно, мне тоже хочется оттачивать свои писательские навыки, а не заниматься исключительно административной деятельностью). Начался процесс формирования системы самоуправления, который сейчас только набирает обороты.
Любой человек, пишущий какие-либо произведения, неизбежно задается вопросом: «А что дальше?». К сожалению, у меня нет своей типографии и произведения форумчан я пока не могу выпустить на бумаге. Но, в условиях современного кризиса книгопечатания, может быть это и не такой уж большой недостаток. Ведь главное, что автор получает на форуме — укрепление писательских навыков — остается с ним надолго. И это значит, что он может применить свое мастерство в самых разных ситуациях. Со своей стороны, мы постараемся сделать так, чтобы работа наших товарищей по форуму не пропала даром.
Этот журнал составлен из малой части текстов, написанных на форуме в июле-августе текущего года. Немногим позже будет выпущен сборник рассказов, составленный по итогам внутреннего конкурса «Парад постапокалипсиса», который длился чуть больше месяца. И это только начало — ведь мы рассчитываем на длительную творческую деятельность.

Всем, желающим научиться писать, в Чернильнице рады. Приходите, пробуйте свои силы.

PS Несмотря на тот факт, что весь журнал буквально исписан адресом «Чернильницы», наверняка найдутся люди, которые будут спрашивать в соц.сетях и форумах: «Где же найти этот удивительный сайт?»
Дорогие мои слепошарики, специально для вас повторяю: «Чернильница» расположена по адресу (http://egituman.ru/)

Ежи Тумановский.