Скамейка находок

Наталья Петрова 4
  Этот парк на окраине небольшого города был знаменит. Нет, его не посещали даже малочисленные  заезжие туристы.  Это был обычный парк постсоветского периода.   С тенистыми аллеями,  засаженными кленами, осинами,  липами и расположившимися под ними старыми деревянными скамейками.  Ничего необычного. Необычное было в другом.

 Здесь люди иногда находили то, что сами не могли отыскать. Они приходили  в определенное  время, садились на скамейку Философа, под кроной роскошного клена. Ждали не очень долго. Вскоре появлялся неопределенного возраста высокий худощавый человек с поседевшей бородкой. Одет он был чисто, но небрежно. Типичный современный  мужчина зрелых лет, ничем не привлекающий взор, предпочитающий джинсы и спортивную куртку солидному костюму. Но что-то притягивающее  было все же в его облике. Скорее всего - это, ощутимое нутром,  состояние его внутренней раскрепощенности и уверенности.  Возможно, оно притягивало людей  тем,  что они сами подсознательно  стремились к такому же  состоянию души. Как знать?

    Все, кто встречались на этой  скамейке с Философом,  как окрестили его жители города, зачастую не распространялись о своей беседе с ним. Поговаривали, что ход его  мыслей  отличается от привычных стереотипов  и не все его понимают.  Некоторые больше не повторяли попытку снова встретиться,  но были и такие, которые не раз возвращались сюда.

 

 Виталий Сергеевич, молодой учитель истории, слышал от своей матери об этом человеке. Сказать честно, его  не задевали рассказы и пересуды относительно этого чудака.  Молодой педагог жил в другом городе и был уже оторван от мест, где прошло его детство.  Но сегодня ночью Виталий Сергеевич почти не спал. Он продумывал варианты ответов самому любопытному ученику 9-го класса - рыжему Борьке, которому одноклассники дали прозвище  Горе от ума. Вчера на уроке  Борька додумался и спросил:
- Какой общественный строй ожидает человечество в ближайшие десятилетия? Социализм и капитализм, мол,  мы уже проехали. А дальше что?

   Молодой учитель растерялся, но виду не подал. Ответил с достоинством, что следующий урок он полностью посвятит этой теме.  Виталий Сергеевич всегда был в курсе мировых событий и различных новаций, но, как не старался, конкретного ответа  не нашел. Под утро этой бессонной ночи ему пришла в голову шальная мысль:  Не переадресовать ли этот вопрос Философу? Заодно и маму проведать - давно к ней не приезжал.  Эта идея успокоила его и ему удалось  немного поспать.

 Город детства и юности встретил Виталия Сергеевича унылой осенней погодой, но сейчас было не до романтики. Узнав у мамы, что Философ в городе, и купив блок его любимых сигарет, молодой учитель пошел в парк. Без труда нашел знаменитую скамейку, засыпанную желтыми листьями. Присел. Проходили минуты... Виталию Сергеевичу   казалось, что он находится внутри  невидимой кинокомедии в роли незадачливого педагога...

 Вдруг с ним поздоровались.  Молодой учитель встал и увидел перед собой того, кого ожидал. Философ жестом руки пригласил его присесть. Дальше все происходило, как в другой реальности.  Неожиданно для самого себя, Виталий Сергеевич, точь в точь, как его ученик Горе от ума, без всякого вступления спросил:
- Какой общественный строй ожидает человечество в ближайшие десятилетия? Социализм и капитализм мы уже проехали. А дальше что?

- Коммунизм - невозмутимо ответил Философ.
Виталий Сергеевич давно уже не курил,  но  поперхнулся так, как это бывает от первой затяжки...
- Так мы его уже  проходили... почти -   шепотом заметил учитель.
- Это был искусственный коммунизм, я же имею ввиду природный, - сказал Философ и дал понять, что сейчас он все пояснит.


- К сожалению, человечество в большинстве своем  не любопытно, - начал объяснение Философ.  Его элитная часть - ученые, предназначение которых раскрывать обществу законы природы, постепенно погрязли в в своих низменных целях, в погоне за званиями и премиями. Ученые разобрали мир по винтикам, каждый основательно изучил свою часть, а собрать все вместе забыли.  А ведь ученый (если он настоящий ученый!) изучая частное, должен исходить из общего.  Но нежелание людей правильно изучать законы природы не освобождает  от последствий. Вот так мы и живем в потемках, как слепые котята.
- Это верно! - согласился Виталий Сергеевич.
 
-  Но не буду вам долго морочить голову. Ближе к вопросу. Идеи коммунизма в теории привлекательны для людей. Почему не получилось хорошего результата на практике, возможно, знают не все.  Многие считают - от того, что  насильно втянули людей в коммунальный образ жизни, ничего хорошего не получилось.  Частично это верно,  но это поверхностный взгляд. Ведь с момента, как теперь говорят, октябрьского переворота, сменилось не одно поколение до распада СССР. И добрых перемен мы не увидели. Значит, это не есть причина.
- А в чем тогда она кроется? - спросил учитель.
 
- В нас самих. В человеке, в его эгоистической сути. Ведь, что такое эгоизм? Все для себя, все ради себя! Если это некрасиво в чистом виде - мы делаем это скрыто. Коммунистические лозунги и призывы к равенству, братству не соответствовали нашему природному внутреннему запросу.  Внутри себя мне ничего не хотелось делать ради  другого, но общество обязывало своими установками. И мы  играли в это.

  Коммунизм, к которому стремилась страна Советов, изначально не преследовал цели следовать законам природы. Он предполагал  прийти к идеальным общественным отношениям путем уравниловки.  Пытался убить в человеке его «Я» - его индивидуальность, подавляя его креативность.
Это и есть искусственное насаждение идеологии. Такой дисбаланс не мог быть вечным. И все лопнуло согласно природе вещей... А все винят в этом несчастного Горбачева...
- Кому, кому, а ему досталось!.. Но Вы сказали о природном коммунизме... - напомнил Виталий Сергеевич.

- Да-да, - продолжил Философ. Понимаете, все мироздание едино. Об этом говорил в свое время академик Вернадский, да кто же его слушал!  Человечество - не хаотично рожденная масса, вынужденная жить на одном шарике.    У природы относительно нас  есть программа развития, эволюция, одним словом.  Мы видим, что все  уровни природы, кроме человека,  находятся в гармонии.  И только человек  вредит этому равновесию.
- Зачем же природа создала нас такими? - спросил Виталий Сергеевич.
 
-  Хороший вопрос! ЧЕЛОВЕК,  в полном  смысле этого  слова,  еще не сформирован.  Он находится в развитии.  Я говорю о развитии сознания человека.  До сих пор мы  развивались в своем эгоизме неосознанно. Он, эгоизм,  являлся двигателем прогресса и толкал нас на поиски  счастья.  Это был первый этап - этап линейного развития эгоизма, когда ему ничего не мешало расти.

Сегодня мы взошли на пик эгоизма и увидели, что счастье оказалось миражом.  Многие уже признают, что они не понимают того,  что случилось с миром вообще. Не понимают куда мы катимся и чем все это закончится. Вот тут уже проявляется начало второго этапа - поиска причин  развала.
- И в чем, по-вашему, причина этого развала?
- В несоответствии эгоистической сути человека новым условиям жизни.
- Как это понять? - спросил молодой учитель.

- Эволюция развития подвела человечество  к глобализации и интеграции - неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости. Она загнала  нас в круг. В таких условиях эгоизм человека работает против него самого. В замкнутой системе вред, нанесенный одному звену, возвращается с увеличенной силой. Чтобы прийти к нормальной  жизни в замкнутой системе,  необходимо одно   важное условие.
- Какое?

- Все части системы должны работать в гармоничной связи. Понимаете, в чем разница? - спросил Философ.
- Не совсем - признался Виталий Сергеевич.
-  Изначально мы добивались успеха, заботясь только о себе. На партнера наплевать. И это работало. А сегодня,  чтобы что-то хорошее  получить для себя, я вынужден  беспокоиться о всей системе!  Это крутой поворот в сознании! 
- Как же этого достичь?
 
-  Если люди   осознают, что они сами себе  мешают  прийти к желаемому счастью ,  то это уже половина победы.  Вторая половина победы над собой - пожелать изменить данную ситуацию к лучшему.   Когда это случится, то люди по-настоящему в сердце своем будут желать добра ближнему. Тогда смысл равенства и братства не будет пустым звуком,  потому что найдет естественный отклик в сердце.  Это и есть  природный коммунизм - соответствие  уровня сознания человека требованиям интегральной силе развития. Когда индивидуализм каждого гармонично вписывается в общую работу, направленную на реализацию природных законов.
 

-  И Вы считаете, что это так просто сделать? - спросил молодой учитель Философа.
- Я так не считаю. Но ничего не делать в этом направлении еще хуже. Лично я не столь пессимистичен. В последнее время чувствуется интерес людей к сближению в поиске выхода из тупика. Есть уже в разных странах  общественные движения и просто неравнодушные люди, которые организуют публичные диспуты, обсуждение проблем за круглыми столами. Очень много сегодня таких примеров. Люди сообща пытаются искать ответы на вопросы, подобные тем, что сейчас мы с вами обсудили.  Не все так безнадежно, как кажется!   
   
 Философ закурил. Молодой учитель передохнул. У него еще были вопросы к Философу, но он почувствовал, что разговор закончен.

 Поезд  покачивало, стук колес навевал сон.  Но Виталий Сергеевич не спал, он был под двойственным   впечатлением от беседы с Философом. Сейчас он не находил  аргументов ни принять, ни отрицать то, что он услышал в парке своего детства.  "Пусть все  уляжется. Утро вечера мудреней!"- подумал молодой учитель.  То, что в его сумке лежит диктофонная запись беседы, придало ему уверенности.

Иллюстрация взята из ресурсов интернета