Ефименко Николай. История Благодарного. Ч-4

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Дом Детского Творчества. Г. Благодарный Ставропольского края. Фото В.И. Пузикова. 2012 г.

***

ЕФИМЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ БЛАГОДАРНОГО

ЧАСТЬ 4

Крепость и станицу Ставропольскую начали строить казаки Хопёрского казачьего войска в 1777 году. Затем, после сооружения церковного храма, решением Правительства, в связи с образованием Кавказского наместничества, её переименовали в 1785 году в город Ставрополь.

Но поселение, возникшее на реке Байпале, на месте нынешнего города Благодарного – гораздо старше и его возникновение связано с соляными и торговыми дорогами в маловодной степи.

Уже потом, такие малодоступные и неудобные для жительства места, как Сулдут-дура, стали заселяться  староверами, баптистами и другими беженцами из России, несогласными с религиозной политикой Российского государства и РПЦ. Православные староверские церкви в Благодарном существовали задолго до этого, и вплоть до 1913 года.

В Старопольском архиве ГАСК имеется  метрическая  книга за 1907-1908 годы Никольской старообрядческой церкви села Благодарного (Ф-135, опись 78). Именно эта церковь была последней старообрядческой церковью в нашем селе, а всего таких церквей было несколько. Никольская была последней, дожившей до 1913 года.

Последний священник Никольского старообрядческого храма Евфимий Карнышов (отец Ефимий) жил в селе Благодарном и в 1921 году. Его фамилия есть в списках  лиц, у которых Благодарненская  рабоче-крестьянская инспекция конфисковала дома для размещения советских учреждений (ГАСК, ФР-369, оп. 1, дело 5).
 
Поскольку старообрядчество подразумевает несколько вариаций, в том числе: поморское согласие, беспоповцы, субботники, молокане и прочее, можно предположить, что церквей было несколько.

Например, в селе Благодарном была  ещё одна, ещё более древняя ТРОИЦКАЯ церковь, находившаяся где-то в районе нынешнего Верхнего рынка. Там ежегодно проводились ТРОИЦКИЕ ярмарки. А на нижнем рынке, на площади у Никольского храма – ежегодно проводились Никольские ярмарки.

Однако, по мере вытеснения староверческих церквей, к 1913 году осталась одна – НИКОЛЬСКАЯ церковь. Установить её местонахождение теперь трудно, но если обратиться к старожилам, то кое-что узнать и теперь можно.

***

В августе 2011 года один из старожилов нашего города, мой двоюродный дядя Н.И. Ефименко  рассказывал мне, что в 30-х годах он, будучи комсомольским активистом, участвовал в строительстве первого Благодарненского районного Дома Культуры (теперь в нём находится Дом детского творчества) и он подтвердил, что стройка производилась на месте какой-то церкви, потому что при расчистке были обнаружены великолепные церковные полы, а во дворе находился дом, который весьма похоже был домом приходского священника.

Также подтверждением этого может служить и тот факт, что рядом с этим местом до революции и даже долго после войны, располагалась начальная  школа. Директорами её были Медведев Ник. Мих. и Чапковская Елена Вас.

Мои сверстники помнят, что это была 6-я базовая (образцовая) начальная школа, а в ней филиал Будённовского педагогического училища. Явно это была лучшая начальная школа нашего села и района. А откуда она взялась там? Ведь большевики в то время школ не строили. Следовательно, можно утверждать, что школу построили задолго  до революции, при церкви.

Церковно- приходские школы, как правило,  всегда строились  рядом с церковью и жилищем священника. Ведь он и был основным учителем. Единственное чего недостаёт для подтверждения факта точности нахождения храма в этом месте, так это того, что невдалеке от церкви обычно должно было бы быть и кладбище. Но я не знаю, было ли оно поблизости?

Основываясь на вышеизложенном, можно опровергнуть современную "историографию", которая утверждает, что в селе Благодарном первым христианским храмом являлся храм посвящённый Св. Безсеребрянникам Козьме и Демьяну, находившийся на левом берегу Буйволы.

Храм этот, находившийся на месте нынешней автостанции, был отнюдь не первым. Ибо построили его аж в 1838 году, и не на правом берегу реки, где он по праву должен бы быть, и где проживала основная часть (по сведениям В. Белоградского – две трети) жителей-старообрядцев, как следует полагать, и уже была своя церковь, а на левом – там, где и было собственно село, где селились "новые" переселенцы.

А вот следующий, второй двухпрестольный храм – церковь Сретения Господня построили только в 1865 году, уже  на правом берегу речки (на этот месте нынче кинотеатр «Мир»), где староверов уже было мало и их не очень стеснялись.

Церковь же в память 25-ти летия царствования Государя Императора Александра Николаевича, которая и ныне существует, но называется им. Александра Невского, была построена позже на правом берегу. Видимо, в то время старообрядцев в нашем селе было совсем мало.

***

Старообрядцы активно покидали село Благодарное. В Ставропольском архиве ГАСК хранится документ (Ф-79, опись 2, дело 321) под названием: «Переписка Главноуправляющего Закавказским краем с Кавказской палатой госимуществ». Дело о переселении крестьян в Таньшинское ханство Закавказского края. Дело начато 12 сентября 1839 года и окончено 5 марта 1841 года.

Суть дела: 14 семейств  крестьян-субботников из села Благодарного просили разрешения переселиться на жительство к своим единоверцам, давно проживающим в Тяншинском ханстве. Поскольку все семейства регулярно и в срок исправно уплачивали налоги и подати, разрешение последовало.

Уехали:
Левин Пётр Митрофанович (с ним 4 чел);
Клюшников Семён (с ним 5 чел.);
Козликин Григорий Алексеевич (с ним 4 чел);
 
Скуратов Захар Фандеевич (с ним 6 чел.);
Кудинов Тимофей Алексеевич, (с ним 9 чел.);
Пашков Гордей Софронович, (с ним 6 чел.);

Кулешов Пахом, (с ним 5+7 чел.);
Шатов Семён, (с ним 6 чел.);
Пашков Панкрат, (с ним 2 чел.);

Погушев Василий, (с ним 7 чел.);
Андросова Фёдора Стефановича сыны: Ермил и Ион, (и с ними 8 чел);
Погушев Вас. Вас., (с ним 8 чел.);
Носиковы – всё семейство, и Голосовы – тоже всё семейство.

Вот так на истории образования нашего села отразились церковно-политические антагонизмы в России. Ведь русская православная церковь (РПЦ) предала АНАФЕМЕ всё, что составляло старую веру: и священные книги, и иконы, и обряды, и самих верующих.

Надлежало всячески изничтожать всё, что связано со староверами. Их имущество изымать, самих верующих изгонять с мест проживания или убивать, жилища и хозяйственные постройки разрушать и сжигать. Буквально, стереть из памяти всё, связанное со старой верой.
 
Именно поэтому сейчас сохранилась только одна из многих метрических книг Никольской церкви с. Благодарного. А ведь именно в этих книгах производились записи о рождении, бракосочетании и смерти жителей села, наших прапрапрадедушек и прапрапрабабушек.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ:  http://www.proza.ru/2013/09/03/1813

5 сентября 2013 г.
г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко