И снова Михаил Веллер...

Татьяна Гармаш
Я уже писала о том, что у Михаила Веллера отняли право отвечать на вопросы слушателей, когда его передача на радио России называлась "У микрофона Михаил Веллер" http://www.proza.ru/2012/08/24/178

В 2012 году передача была переименована в "Поговорим" с Михаилом Веллером и вошла в разряд ток-шоу. Тех самых низкопробных ток-шоу, которыми переполнено наше центральное телевидение.

Как честный человек и яркий публицист, Михаил Иосифович не сдался, он, всеми правдами и неправдами, старается как может донести до слушателей радио России правду о сегодняшнем дне. В прошедшее воскресенье, 1 сентября, он читал слушателям из М.Салтыкова-Щедрина.

Видимо, в данное время Михаил Веллер находится в отпуске и это был повтор, но не в этом суть. После передачи я поняла главное: в плане сознательности общества перестройка отбросила нас почти на два столетия назад - в 19-й век! Ибо что наблюдалось в обществе тогда, во времена Салтыкова-Щедрина, то же происходит и сейчас.

Для подтверждения этих слов привожу фрагменты из этой передачи.

В студии "Радио России" - "гость", вероятно, самый необычный из всех когда-либо присутствовавших: это ... Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, самый современный из русских писателей, несмотря на то, что до XX-го века он не дожил, и его уже век с четвертью нет с нами.

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

Михаил ВЕЛЛЕР: Салтыков-Щедрин знал российскую жизнь изнутри насквозь, - он был писатель, сатирик, но еще он был чиновник, администратор, губернатор. И то, что Салтыков-Щедрин говорил о России, остается действительным и сегодня. И это говорит о том, что видел он не какие-то внешние изменения, а проницал суть человеческих отношений в России, суть характеров. Потому что... Слушайте...


"... Улицу обнадеживают словами: временно, вот погодите, дайте управиться и так далее. "Временно" упраздняется развитие, "временно" налагается секвестр на мысль, "временно" общество погружается в беспросветную агонию.

Допустим, что Россия - пирог и только пирог. Ну ешьте! Но ешьте же втихомолку, без гвалта, не надругаясь на Божьим даром, не разбрасывая добра по сторонам. Ешьте, понимая, что невыгодно ее обгладывать до костей, поешьте и сделайте роздых, займитесь пищеварением, размыслите. Чем спокойнее и расчетливее вы будете есть, тем больше у вас останется еды напередки, тем продолжительнее будет ваше пиршество.

При помощи сноровки, благоразумия, скромности вы даже можете достигнуть совсем неожиданных результатов: покончивши с одним пирогом, вы получите на смену другой, третий и так далее. Зачем похваляться какими-то прерогативами, зачем говорить: вот мы будем есть пирог, а вы, любезные соотечественники, обязываетесь в это время смотреть в оба и не пикнуть!

Зачем угрожать, пугать, дразниться?! Какая выгода, какое удовольствие вам от того, что, покуда вы гремите тарелками, соотечественники ваши будут в паническом молчании таращить на вас глаза? Не приятнее ли, не в сто раз веселее ли было бы для вас самих, если бы эти самые соотечественники во время вашей трапезы потрясали воздух криками ликования, предавались обычным невинным занятиям, суетились, ходили взад и вперед и даже немножко шумели?

Пора понять, что при известных условиях прежде всего о том памятовать надлежит, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан. Обыкновенно противу идиотов принимаются известные меры, чтобы они в неразумной стремительности не все опрокидывали, что встречается им на пути. Но меры эти почти всегда касаются простых идиотов. Когда же придатком к идиотству является власть, то дело ограждения общества значительно усложняется; там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно.

Даже в самой бесплодности или очевидном вреде этих злодеяний он не почерпнет никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты-то эти выясняются не на нем, а на чем-то или ком-то ином, с кем у него не существует никакой органической связи. Если бы в последствии усиленной идиотской деятельности даже весь мир обратился бы в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, может быть, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собою идеал человеческого общежития?!.."

Повтор выпуска программы "Поговорим с Михаилом Веллером" от 2012/07/01

***

На фото:  САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 — 1889) — великий русский сатирик.