О МАМЕ...

Лидия Христенко
Часть первая

"Подругу и мать потеряла навек,
Понять меня может любой человек.
О маме писать и теперь тяжело"
(Надежда Ронжина)

          Мама, мамочка! Ты дала мне жизнь,  сколько  бессонных ночей сидела  у моей кроватки, не спала, сколько переживаний и слёз пролила, когда я серьёзно заболела, врачи не могли вылечить, только ты своей любовью и заботой спасла меня.
Помню, как я приехала домой и с радостью похвалилась аттестатом о среднем образовании, а ты  заплакала и произнесла:
-Если бы мне тогда это сказали, наверное, не поверила бы. Какое счастье, что ты есть у меня!
           Нас  было четверо детей: три сына и одна дочь. Папа был бригадиром МТФ. Днями пропадал на работе, поэтому всё было на твоих плечах. Я  не помню тебя, сидящей без дела, без работы. Ты работала в колхозе, и не просто трудилась: твоё фото было на доске почёта, часто премировали за доблестный труд, занимала призовые места. Мамочка, ты была замечательной мамой, хозяйкой, рукодельницей.  Умела   всё делать: хорошо шила;  крючком и спицами искусно вязала , только спицы мелькали в умелых твоих  руках. Вязала и варежки, и носки, и кофточки из козьего пуха.( коз у нас было аж шесть голов, это надо было пух с них вычесать, затем его хорошо перебрать, спрясть). Мы все ходили в изделиях, связанных  и сшитых твоими  нежными чуткими руками.
            А в огороде? Всего было много.  Хозяйство тоже было немаленькое. . Тут подросли мы. Во всём стали помогать тебе.  Затем пошли в школу. Мама, ты  и уроки с нами учила, в математике была сильна, это передалось и нам детям, приучала нас с малолетства к труду: помогали окучивать, затем копать  картошку, поливать грядки, полоть их. Каждому из нас давала задание, привлекала к посильному труду. Всегда говорила:
-Труд ещё никого не испортил
            Помню:  на работе тебя коллеги угостят конфетами, а ты, что та птица, приносила их домой и делилась с нами. Судьба у тебя была нелёгкая. Окончила школу- семилетку. Война. Депортация в Сибирь. Работа на военном заводе. Голод и бессонные ночи. Вышла замуж. Папа был моложе тебя на семь  лет, красивый, высокий мужчина, на него заглядывались молодые. Всё было в жизни… Но он нас не оставил, не предал. Гордился нами, любил и баловал нас, особенно меня, единственную дочь. Папа до самой пенсии работал бригадиром. Бригада была не на последнем счету. Не могу вспомнить, чтобы ты, мама,  хоть раз поплакалась насчёт своей судьбы.

              Знаю: ты, мама, ни разу не отдыхала.  Однажды тебе выделили за хорошую работу путёвку в Сочи, так  ты отказалась. Не на кого оставить детей.
Мама, ты осталась в  моей памяти вечной труженицей.  В любую погоду, встав в шесть часов утра, спешила на ферму. Там ждали телята. Темно. На улице тишина. Только изредка эту тишину нарушает лай чем-то разбуженной собаки, да скрип снега под ногами. Твои питомцы, заслышав знакомые шаги, приветствовали хозяйку дружным мычанием.  Подоив коров, приступала к поению телят. Каждого, как ребёнка, ласково звала по имени, а они в благодарность лизали тебе руки, а некоторые умудрялись лизнуть и  в лицо. Вручную чистила клетки, стелила сухую солому. Наведя чистоту и порядок, отправлялась домой, где ждала тебя семья и домашние дела.
               Вот стали мы взрослыми. У каждого своя семья. Казалось, уже можно и отдохнуть, пожить для себя. Но детского сада  в деревне не было, так мама нянчила ещё и внуков, помогла вырастить  наших  детей.
Папа умер. Мама старенькая,  тяжело ей стало одной и я переехала к ней жить.. Тут вскорости мама в комнате на ровном месте резко повернулась и упала. Перелом шейки бедра. В больнице наложили гипс и отправили домой. Сколько раз мамулечка  была на грани смерти. Боли невыносимые. Но мама, сильная женщина и оптимистка, лёжа на постели, в течение двух месяцев делала зарядку, читала. Затем стала ходить на костылях по комнате,потом научилась спускаться по лестнице. На первый этаж.
            Папа всегда говорил: « Самое страшное-это хоронить своих детей» И он этого не испытал, а вот маме довелось. Похоронила сына в возрасте 51 год.  Горе подкосило её .
            Как-то за год до смерти, наверное, чувствовала, что немного ей осталось жить, обратилась ко мне с просьбой:
-Я, доченька, достаточно пожила. Ты уж сильно по мне не убивайся. О смерти говорила, как об обыденном и думала не о себе, а обо мне.
Правда, я  отмахнулась, слушать не хотела. Маме было 86 лет. Инсульт. Тут-то я поняла, почему мама переживала за меня, испытала тяжёлую депрессию. Долго себя винила, что не доглядела, что мало внимания уделяла. Как бы я теперь к тебе прижалась, как бы целовала! Прости меня, мамочка!
            Сейчас постоянно думаю, как же она успевала, где только силы брала? Наша мама была мудрая и умная женщина. Много читала. Читала газеты, особенно любила ЗОЖ, смотрела с интересом все новости и телепередачи. По поводу любой трагедии в стране переживала. Любила петь. Очень много молитв знала . Учила нас быть благоразумными, добрыми и  честными. Мама обид и зла никогда ни на кого не держала и нас учила:
- Не надо мстить, ночь прошла-забудь все обиды и прости.
                Вот мамины любимые фразы:
- Каждый человек чего-то стоит, в каждом есть что-то хорошее. Зачем красивая тарелка, если она пуста. С лица воду не пить.
                Как жаль, что старость и болезни забирают родных и любимых, и вернуть их нам никто не в силах. Пока живы ваши родные, не жалейте тёплых слов для них, окружите заботой, звоните, пишите, уделите им внимание. Дарите радость. Почаще приезжайте к ним в гости.
И нет ничего горче наших потерь.
Потерь очень близких и верных друзей,
Так падают листья с осенних ветвей.
Но листья весною появятся вновь...