Кодыма, река - этимология

Сергей Колибаба
Город назван по названию реки. Само слово «кодыма»
было известно еще половцам, на их языке оно означало
 «восток», а название небольшой водной артерии
  трактовалось ими как «река, текущая на восток»
   Кодыма…touregion.odessa.gov.ua/area/kodyma/;


Точка зрения Официального туристического сайта Одесской области выведенная в эпиграф статьи, содержит, очевидно, неоспоримое суждение (рассудительное) «река, текущая на ВОСТОК», но причем здесь ПОЛОВЦЫ?

Половецкий язык (куманский)  - сведения о языке половцев домонгольской эпохи (XI—XIII вв.) даёт латино-персидско-куманский словарь конца XIII века «Codex Cumanicus», сохранился только один список. Составлен христианскими миссионерами в Крыму (1303-1330), рукопись состоит из итальянской (латино-персидско-куманский словарь) и немецкой (кумано-немецкий словарь) частей, около 1300 слов. Состав: 47 тюркских загадок, «Десять Божьих Заповедей», фрагменты «Книги притч» Соломона, Евангелия, сочинений богословов Амвросия, Иеронима, Августина и др., «Символ веры», молитвы, гимны и оригинальные куманские проповеди.

Автору удалось найти только один термин ВОСТОК из нескольких версий толкования половецкого языка (см. ниже), он грамматически не связан с гидронимом Кодыма.
Кодекс Куманикус - eurasia-research.com/erc/002cam.htm англ.
«Другие условия, связанные с Время, времена года, направление, ориентация (CC, 73/81-82) кун towusi "Восток", кун batisi "Запад", yarix, yariq "ясно, ярко," Булуд "облако" (для nubiloxum " облачно ") и др.».
 
Писанное СОЦИАЛЬНОЕ ономастическое пространство Волго-Дунайского междуречья, Тамани и Крыма, формируется  с  момента возникновения ИУДЕЙСКОГО ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА и введения в регионе единого религиозно-торгового языка – иврита; в дальнейшем иудео-хазарскую традицию переняли христиане, в том числе и ПОЛОВЦЫ.  В 1228 г. венграми была образована Половецкая епископия для обращения половцев в христианство, которая просуществовала вплоть до монгольского нашествия в 1241 г.

1) История и география

Кодыма (укр. Кодима) — река длиной в 149 (155) км, в Одесской и Николаевской областях Украины, правый приток Южного Буга, на реке расположены города Кривое Озеро, Первомайск, Балта и Кодыма. В 1764 ; 1767 гг. на реке уже существовали сёла Голта (30 домов), Кривое Озеро (40 домов), Ясиново (20 домов), Гольма (300 домов), в XIX веке река служила ГРАНИЦЕЙ между Подольской и Херсонской губерниями (Википедия).

а) Недоразумение с гидронимом
Кодыма – очевидно ЕВРЕЙСКОЕ слово, а долгое его осмысление историко-лингвистическим сообществом вероятно связано с искажением текста в статье «Кодыма» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ, 1890-1907), исследователи не выделяли ВОСТОЧНОЕ направление течения реки.

ЭСБЕ, Кодыма
Кодымь, Кудымь — река Херсонской губернии, правый приток южного Буга, берет начало в южной части Ольгопольского уезда, Подольской губернии, откуда входит в Балтинский уезд, имея направление сначала на юго-восток, а затем почти вплоть до устья на ЮГО-ЗАПАД (?); от города Балты по всей длине своей образует границу Подольской и Херсонской губерний; длина 150 верст. К. почти вовсе не имеет течения, местами теряется в камышовых болотах и луговинах, но в полую воду широко разливается. Некогда К. вместе с рекой Мокрым Ягорлыком составляли северную границу пустынной Очаковской степи. К. известна в нашей военной истории двумя победами, на ней одержанными: в 1693 г. казацкий предводитель Палий разбил тут ногайских татар, шедших на Киев; а в 1738 г., 11 июля, турецко - татарские войска потерпели на К. совершенное поражение от армии фельдмаршала Миниха.

ЭСБЕ указывает нам (все здравомыслящие люди пользовались и пользуются этим замечательным словарём) направление течения реки КОДЫМА, «юго-восток, а затем на ЮГО-ЗАПАД». Из этого сообщения, следует, что часть реки истекает в ЮГО-ЗАПАДНОМ направлении, противоположном существующему течению, хотя ни одна карта этого факта не подтверждает. КОДЫМА истекает в ВОСТОЧНОМ направлении, немного отклоняясь к ЮГУ, перед впадением в Южный Буг русло реки поворачивает на СЕВЕРО-ВОСТОК; очевидно, что в статье допущена опечатка.

б) Первые картографические сведения о реке Кодыма и регионе
Карта Боплана 1648 года
Гийом ле Вассер де Бопла;н (1595-1685) — французский инженер и военный картограф, с начала 1630-х до 1648 года находился на польской службе, его деятельность происходила преимущественно на территории Украины, принимал участие в военных походах. Длительное пребывание Гийома де Боплана на южных рубежах польского государства (17 лет) связано мероприятиями польских властей по защите своих южных и юго-восточных окраин. Османская империя продвигала свои границы все дальше к северу, регулярные набеги крымских татар и казаков причиняли значительный ущерб местному  населению,  Польша стремилась прикрыть рядом крепостей пути набегов татар. В результате деятельности французского инженера на степном приграничье Украины возникает сеть укрепленных поселений, по описаниям Боплана составлена первая генеральная  карта Украины, которая была напечатана в Данциге в 1648 году.

На карте Боплана нижняя граница украинских поселений (отмечены знаком с крестом) проходит по линии реки Савранки  в 20 км к югу от города Бершадь, далее идет, очевидно, нейтральная пограничная полоса - поселений нет, примерно, км 25 до реки Кодыма. Река обозначена на карте Боплана  как  «Kodeme. D» (Д – долина), русло занимает половину Кодымской долины (малая река), течение реки с ЗАПАДА на ВОСТОК.
 
На реке Кодыма нет никаких поселений, как и в округе; ниже к югу примерно на 25-35 км появляются единичные татарские поселения (отмечены на карте полумесяцем).
«Устье Саврани или Новый Конецполь есть последнее поселение, которое имеют поляки со стороны Очакова и основание которому я положил в 1634-1635 годах. Здесь я построил королевскую крепость, и полагаю, что в этом месте, возможно устроить прекрасный арсенал против турок» (Г. Л. де Боплан. Описание Украины, ч. 1).
Таким образом, на карте Боплана 1648 года не фиксируется НИКАКИХ христианских поселений ниже реки Саврани (Савранка), а река КОДЫМА очевидно выступает как неофициальный ПОГРАНИЧНЫЙ РУБЕЖ между Польшей и Османской империей (татарами); так она и фиксируется на современных исторических картах (реконструкция, 1386-1434 гг.) – река Ягорлык-Балта – река Кодыма до впадения в Буг. 

2) Войны и мирные договора
Весной 1672 г. гетман Пётр Дорошенко (вассал Порты) в союзе с турецким султаном Мехмедом IV отбили у поляков Каменец-Подольский и Бучач (Тернополь. обл.), ставка турецкого султана находилась возле города Бучач. Здесь 18 октября 1672 года был заключен Бучачский мир между Речью Посполитой и Османской империей. Польский король Михаил Вишневецкий, не смог организовать сопротивление турецкому вторжению и по договору отказался от Подольского и Брацлавского воеводств, а южная часть Киевского воеводства отходила правобережным казакам гетмана Дорошенко. Поражение в войне и потеря территорий вызвало протесты в польском cейме и стало причиной Польско-турецкой войны 1672—1676 годов под предводительством Яна III Собеского. В ноябре 1673 г. поляки одержали победу над турками под Хотином, и положения Бучачского договора утратили силу.

В 1676 г. был заключен Журавенский мирный договор между Речью Посполитой, который  завершил Польско-турецкую войну 1672—1676; договором отменялась дань Польши  Турции, Правобережная Украина переходила под власть гетмана Дорошенко, Подолия оставалась вод властью Турции. Журавенский мир не был утверждён польским сеймом и в 1683 году война с турками продолжилась.
После Карловицкого мира 1699 г., Речи Посполитой были возвращены ранее утраченные земли Подолии и Правобережной Украины, а в 1703 году была официально определена граница, которая проходила по рекам Ягорлык и Кодыма, началась колонизация этих «пустопорожних» земель.

3) Население, евреи на Кодыме

а) Электронная еврейская энциклопедия, Польша
«Процесс переселения евреев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в 16 – начале 17 в. на Украине, где магнатам предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали евреев управляющими или сдавали им поместья в аренду. Евреи-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках евреев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы. Численность еврейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге, Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Евреи начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах. Если в конце 16  в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115».

Данные о численности населения  противоречивы, численность всего населения правобережной Украины некоторые авторы оценивают в 2,4 млн. чел. на 1731 г.
Численность реестрового казачества на правобережной Украине в 1600-1687 гг. колебалась от 1000 чел. до 60 000 (набирались из нерестрового), в зависимости от нужд польской армии. Полковое устройство Войска Запорожского (1648 г.) состояло из  23 полков, в каждом полку было около 20 сотен, численность полков в разное время была различна - от 2, 5 тыс. чел. до 5 тыс. и более; в общем, около 70 000 чел. строевых казаков, с домочадцами (х5) около 350-400 тыс. чел.   
Наиболее значительные поселения евреев находились на соседних территориях юга Польши: в Русском воеводстве  – 100 111 чел.; Подольском воеводстве – 38 384; Брацлавском – 20 337; Киевском воеводстве – 22 352; 42%  численности всего еврейского населения Польши в 429 587 человек, согласно ревизии 1765 года. 

б) Балта: бывший штетл, бывшая столица... - alvishnev8391.narod.ru/Balta.htm;
«Возникновение турецкой части города (Балты) на правом берегу Кодымы относят к 1740-м годам. Тогда началось строительство турецкой крепости, названной "Балта", с турецкого языка это слово означает «топор» или «молот». Река Кодыма отделяла эти части города (польскую и турецкую) и служила в качестве границы между ними. Евреи селились в то время в обоих районах, как в польском, так и турецком».
Примечание
С конца 18 и до начала 20 века еврейское население города Балты составляло абсолютное большинство (от 50 до 80 % в разное время). Сохранились и два еврейских кладбища, основаны в начале XIX в., самое раннее надгробие датировано 1800 г.
Старинные еврейские кладбища кон. XVIII- нач. XIX вв. есть в большинстве поселений на реке Кодыма.

4) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера
КОДЫМА
правый приток Южн. Буга, также Кодымь (Маштаков, ДБ 37). Возм., из тюрк.; ср. алт., тел. Kаdуn "река Катунь (согласно легенде, женщина, которая вместе с мужем – рекой Бией – дает начало Оби)" (см. Радлов 2, 323); ср. тур. kаdуn "женщина". Что касается -м-, ср. др.-чув. sam: др.-тюрк., тур., казах. sаn (Гомбоц 119 и др.). •• [Сомнительно сближение с созвучными гидронимами на -ма (на севере Европ. России) у Мельничука ("Мовознавство", 14, 1957, стр. 55). – Т.]

Очевидно, что этимология предложенная Максом Фасмером не имеет отношения к гидрониму КОДЫМА; другие истолкования не встречались.

5) Этимология иврита  и образы иудаизма

а) Этимология

Итак, река КОДЫМА истекает в ВОСТОЧНОМ направлении, в средневековое и Новое время река служила ГРАНИЦЕЙ между Польшей и Османской империей, гидроним  - ориентир, помогал сориентироваться  в пространстве.
 
КОДЫМА, КОДЫМЬ, КУДЫМЬ = ивр.  КАДИМ восток; КЕДЕМ восток; КЕДМА на восток; КИДМА  восточное направление, восточная часть чего-либо.
Понятие КЕДЕМ (восток) употребляется в книгах Библии довольно часто, очевидно, что любой христианский священнослужитель или монах  знал этот термин.

б) Образы иудаизма

Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (КЕДЕМ), и поместил там человека, которого создал».

Бытие 4:16: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток (КИДМА) от Едема».

Бытие 28:14: «и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку (КЕДЕМ), и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные».

Иезекииль 25:4: «за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока (КЕДЕМ), и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».

Иезекииль 43:2: «И вот, слава Бога Израилева шла от востока (КАДИМ), и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его».

Таким образом, очевидно, что гидроним КОДЫМА является транслитерацией понятия иврита КЕДЕМ (восток), заимствован из Библии, присутствие значительного еврейского население в ранний период колонизации бассейна реки, в XVI-XVII вв. указывает на время его возникновения и автора.