Мери Проджект

Джеймс Александр Даркфорс
  История эта началась году в 2010. Ну, или около того. Мы изредка переписываемся и сейчас, просто как-то больших поводов нет.
  Почему помню год? Дело в том, что я как раз тогда начал активно экспериментировать со всяким музыкальным софтом в варианте VSTi, и как-то совпали поиски в этом направлении и пришедшее в личную почту RealMusic письмо. В письме содержался просто-таки крик души человека, который не видит смысла жить без творчества, но у самого этого человека есть проблемы с тем же сочинением музыки, поскольку он не имеет музыкального образования и вынужден жить на зарплату матери и свою пенсию. В тот момент у него разорвались отношения с композитором, который писал ему музыку к стихам. И больше помочь было некому. Почему именно мне было обращено это письмо, я не знаю. Но так уж получилось, что я написал несколько инструменталов, которые показал ему. Инструменталы не подошли, и переписка надолго заглохла. В какой-то момент, памятуя о том, в каком духе было письмо, я даже стал опасаться, что человек с той стороны Интернета может и руки на себя наложить. А что такое сложности с аппаратурой и кадрами, я на своей шкуре знаю. И отлегло от сердца, когда я нашёл те стихи, на которые не сумел написать музыку, превращёнными в песню. Значит, нашёлся-таки композитор. Чуть позже я даже поучаствовал в проекте на стадии обработки голоса и сведении песен, чего сейчас не делаю, так как есть люди, имеющие навык и аппаратуру, которые больше подходят герою нашего рассказа.
  Героя зовут Игорь. Фамилия у него Виданов. Из своих тёзок-однофамильцев, кстати, он – один из самых часто «вспоминаемых» поисковыми серверами. Он очень хорошо для этого постарался, надо отметить. И, да, сразу же. Группа называется МЕРИ ПРОДЖЕКТ. Почему – вот это чуть попозже.
  Обычно в таких случаях пишут дату рождения. Не будем нарушать эту традицию. Игорь Виданов родился 4 сентября 1987 года, в городе Подольск. Обучался на дому, так как из-за болезни не мог ходить в школу. Настоящая жизнь, по большому счёту, для него началась, когда он стал писать стихи, а случилось это в самом начале 2001 года. Музыкальные пристрастия Виданова начали формироваться в 1990-е, и они не были тогда слишком неординарными: преимущественно поп-группы российского происхождения, несколько запоздало смешивающие то, что осталось от «советской эстрады» и ещё держащийся на плаву русифицированный euro beat. Ирина Аллегрова, ЛАСКОВЫЙ МАЙ, ШОКОЛАД, а позже – КОМАНДА ВОДА, TATU. В общем, то, что в той или иной мере можно отнести к main stream pop, проходящего через речитатив, близкий к рэпу, различные формы techno, хотя к «клубной» и, уж тем более, экспериментальной электронике отношение у Виданова куда прохладнее, иногда это переходит в непонимание. В 2002 году он начал пытаться сочинять уже песни, но пока это было несколько несерьёзно.
  Одно время, я забыл упомянуть, Виданов часто звонил по телефону, и его из-за голоса нередко принимали за женщину, чем он пользовался и представлялся женским именем, чаще всего – Марина. Нравилось ему это имя. И он решил использовать его. Но в сокращённом виде, переделав в Мери. Так и возникло название МЕРИ ПРОДЖЕКТ. Днём создания проекта считается 6 июля 2004 года.
  Фактически проект состоит из одного Игоря Виданова, остальные участники – это просто люди, которые согласились помочь с музыкой и саундом. Никакого серьёзного продюсирования не было, более того – бывало, что мелодия бралась из Интернета, и часть авторов указываются, как неизвестные. Собственный материал Виданова – это эксперименты со стилями от main stream pop образца 1989-95 годов в его русском прочтении, synth pop, «клубная» электроника в её мелодичных проявлениях. Ничего «блатного», никаких вульгарностей, периодически у ряда групп «того самого времени» всплывавших. В основном, тематикой песен МЕРИ ПРОДЖЕКТ стали отчаянное одиночество, неразделённая любовь, воспоминания о тех отношениях, которые были, но никогда не вернутся, хотя всё творчество Виданова депрессивным назвать нельзя, порой и у него появляются вполне жизнерадостные песни, и уж совсем редко – эпатаж или «истории с моралью».
  Одной из серьёзных проблем проекта явилось то, что Игорь Виданов (чего он и не скрывает) страдает ДЦП, что отрицательно сказывается на его мобильности, а доходы не способствуют лёгкости приобретения аппаратуры. В результате – заметная зависимость от наличия тех самых неравнодушных людей, которые хотели бы постоянно помогать в работе над проектом. Тех же самых аранжировщиков и композиторов в проекте сменилось не меньше десятка за всё время, и все эти люди имеют свои основные проекты, которые для них важнее всех побочных. Тот же Сергей Воронин, один из самых значимых для МЕРИ ПРОДЖЕКТ музыкантов – гитарист группы ФАЛЛОПИЕВЫ ТРУБЫ, никакого отношения к «русской попсе» не имеющей, скорее, это типичное alterno. Есть свои проекты у гитариста Романа Гвоздёва, с которым Игорь до сих пор дружит и даже что-то пытается записывать, серьёзный, самодостаточный проект Максима «DJ Max Pride» Степанова – тоже отдельная история, как и у Алексея Орепина, Андрея Кузнецова, Ильи «DJ Трояна» Кузнецова… Ну, практически у каждого, кто занимался музыкой в этом проекте. Как вы понимаете, проект в итоге получился почти исключительно студийным, то есть на сцену Игорь Виданов стал выходить году в 2011 от силы, и выступления его сейчас можно пересчитать по пальцам, не сильно больше было и видеоклипов, что тоже подтормаживало продвижение проекта. Да и качество звука нередко (тут, кстати, я никого не обвиняю, так как и сам выжимал, когда сводил песни МП, из имеющегося) было вполне себе «lo-fi».
  В силу данного обстоятельства, а также содержания некоторых текстов и погрешностей вокала на ранних стадиях проекта (ещё раз: Игорь Виданов не является профессиональным певцом), у МЕРИ ПРОДЖЕКТ нашлось немало критиков из числа типичных для музыкальных ресурсов Интернета «любителей правдивых оценок». Критика их была не только неконструктивной, но порой состояла из одних оскорблений, в которых задевалось всё, от тембра голоса до того, кто автор данных песен «по жизни». Виданову, разумеется, подобное радости никакой не приносило, но он (при его-то ранимости) научился «держать удар» и отнёсся с юмором к очень многому из этой «критики критической критики», за пределами песен он отметился эпатирующими высказываниями, которые составили часть его славы (ту, которая на самом деле всё же является сомнительной) на портале PromoDJ, где он не только выкладывает свои песни, но и пытался вести блог. Впрочем, большая часть тех, кто знаком с МЕРИ ПРОДЖЕКТ, знают именно песенную часть этого проекта. И помимо противников нашлись и сторонники, которых привлекли не рядовые для «попсы» тексты и искренность, которая проектам в данной стилистике как-то не свойственна. Это помогло МЕРИ ПРОДЖЕКТ состояться, как проекту, и в какой-то момент у Виданова начали появляться вполне качественные для малого бюджета видео, а потом и живые концерты, хотя, повторюсь, прошло их очень мало, и песен на выступлении – одна-две.
  Помимо песен у Игоря Виданова есть две небольшие прозаические работы – «Ангел Темноты»  и «Дневник певицы». В общем-то, наивные для нынешнего читателя, но при этом рассказывающие о непростых, порой очень острых взаимоотношениях героев, даже немного детективного начала там есть. Слог может показаться неровным, сюжет – не очень развёрнутым. Впрочем, по прозаической части Виданов как-то не пошёл, сделав выбор в пользу песен.
  Как уже говорилось, на ранних стадиях проекта у Виданова были серьёзные проблемы с аппаратурой и музыкальным материалом, поэтому материал нередко оказывается уж очень «малобюджетным» по звучанию, а правок вокальной партии почти нет, что дало очень многим хороший повод для критики. Этому также способствовали и попытки применять в большом количестве «вокальные упражнения», заимствованные у певцов любимых стилей. Ну, и тот самый «не мужской» тембр голоса (кстати, такой тембр, стоит повториться, натуральный). Но уже в 2011 – 2012 году, когда проект двинулся с новой силой, чему в очень немалой степени способствовало стабильное сотрудничество с Романом Гвоздёвым, Алексеем Орепиным и Максимом Степановым, звук стал заметно улучшаться в целом, не говоря о том, что обработка вокала (кстати, по большей части – именно Степановым) оказалась настолько качественной, что все нестыковки вокальной и инструментальной части, непопадания в ноты и просто срывы голоса оказались «затушёванными» до полного отсутствия. Иногда, впрочем, бывали случаи, когда искажённые вокалы и шумовые куски получались «спорными», если учесть то, куда они попадали. Но это – редкий случай, на котором настоял автор. Я знаю это, потому что какое-то время сводил песни МЕРИ ПРОДЖЕКТ и делал вокальную обработку, чем сейчас не занимаюсь, поскольку есть те, у кого это получается лучше, и кто умеет делать нужную для Виданова музыку.
  Но, ещё раз напомню, в своём проекте Игорь Виданов всё же больше вокалист и поэт, чем кто-либо ещё. И именно тексты МЕРИ ПРОДЖЕКТ – это то, что выделяет данный проект на фоне сходных по стилистике, в частности, базирующихся на PromoDJ, куда я зарегистрировался среди прочего и для того, чтобы проще держать с Видановым связь по рабочей части. Кстати, в друзья он добавился там практически сразу, кажется, даже на RealMusic это было не так скоро. Кстати, о критике, Виданов на мои работы там оставлял чаще не очень хорошие отзывы, но это было именно то, что музыка не в его вкусе, или его не устраивал саунд. На наши личные отношения это никак не влияло, поскольку я в курсе вкусов Виданова, а он едва ли не с самого начала знал, что пишу я.
  Всё же о стихах. Можно, в принципе, отметить то, что слог у Виданова порой неровный, не всегда можно понять, от имени какого героя он поёт (вопросы по «ориентациям», кстати, часто связаны именно с текстовой стороной, и это служит причиной тех самых эпатирующих высказываний Виданова, о которых я упоминал). Но, как ни странно, шарм песен МЕРИ ПРОДЖЕКТ заключается именно в этой «неумелости», когда чувства лирического героя бегут впереди стихотворной формы, и сохраняется «порыв», у «поэтов со слогом» сдерживаемый тем, что постоянно проверяется, чтобы всё было правильно, чтобы не было несуразиц в тексте, тавтологий, оксюморонов не к месту. Немалая часть текстов депрессивна, я уже говорил о темах неразделённой любви, скорой смерти, бессмысленности жизни, одиночества. Воспоминания о «золотых днях», когда любовь была, болезненные разрывы отношений, просто какие-то рассуждения о жизни (те же «Журавли», резко выбивающиеся из общей тематики МЕРИ ПРОДЖЕКТ). Социальных тем в чистом виде у МП нет, хотя на многие события в мире Виданов реагирует очень живо (чего стоит видеоклип «День моей смерти» с кадрами с места теракта в московском метро, произошедшего 29 марта 2010 года).
  В силу бюджета и того, как оказался устроен проект, дискография МЕРИ ПРОДЖЕКТ – это вещь, которая как-то не очень присутствует, то есть песни выкладываются по окончании работы, практически без включения в альбомы, хотя нечто вроде альбомов создавалось, но особого хождения не получило, тогда как песни вызывают интерес публики и часто скачиваются. И это – без какого-либо «мажорного», да и любого продюсирования, фактически весь проект продвигается именно Видановым, который неоднократно получал обвинения в спаме (за это его неоднократно блокировали на PromoDJ, и он даже дублировал там свой аккаунт, то есть существовали аккаунты «Мери Проджект» и «Игорь Виданов» – последний сейчас заблокирован администрацией сайта за «создание виртуалов», тогда как основной сейчас работает без проблем). Если учесть, с какими проблемами всё это время сталкивался данный проект в лице своего основателя, то продвижение МЕРИ ПРОДЖЕКТ можно считать очень успешной промо-акцией. Некоторые «успешные люди», которые любят «пованговать» насчёт того, кто и кем станет в компании рокеров (кстати, «Яков Середа» сильно промахнулся в этой части), в этом отношении смотрятся полными неудачниками, как и «учителя жизни» с сайта «Старгенератор», большая часть которых от силы имеет локальную популярность. Конечно, этот проект пока остаётся некоммерческим, но степени его успеха это никоим образом не отменяет.