Умницы и умники. Душа. Кондратьева Настя

Лариса Кондратьева
Что такое русская душа. Из каких элементов она состоит?

Русская душа для меня так же красива, как русский национальный платок, так же с виду проста, но и пестра, и разнообразна своими узорами, что  можно только удивляться.
С.М. Соловьёв, который ссылается  на источники от греков, римлян, германцев, арабов, находил, что для восточных славян была характерна простота нравов: доброта, незлобие, прямодушие. К этому непременно нужно добавить  жизненную стойкость: ведь мы живём в климате, который выдержит не всякий европеец. Добавить и веру  в чудо – так прекрасны русские сказки, да и есть от чего: природа наша умирает зимой, всё кажется сухим, безжизненным, но проходят месяцы, и вдруг за несколько тёплых дней она воскресает.  Недаром так сильно живёт в нас язычество.
  Изначально в  душу и характер русского человека были вложены здоровье и сила. История наложила на это свой пёстрый узор.  На нашу землю приходили завоеватели, но ничто не могло убавить константы – постоянной, стойкой  силы духа. Пусть долгое время  на нашей земле были чужие правила и законы, от этого развилась приспособляемость  и умение выжидать. Как говорят: «В тихом омуте черти водятся» или можно ещё вспомнить слова из сказки Л.А. Филатова:
 « Ел халву, ел хурму,
А  своё держал в уму!»    
От приходящих к нам народов  мы принимали многое: что-то присваивали, что-то совершенствовали и развивали.  Нам прививали  чужую веру, чужой язык, чужие порядки: религия была взята из Византии, французский язык  одно время был единственным знакомым  для части российских  дворян, нами  почти всегда управляли иноземцы.
 Как говорят: «Русские долго запрягают, но быстро ездят». Народ у нас долготерпелив, пар из   котла русской   души не выпускается – он прорывается  бунтом, и тогда воля людей выражается порой в стихийном, кровожадном  действии.
 Мне нравится, как показан русский характер (все переплетения души)   у  А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв  сочетает  в себе  свирепость,  благородство, сердечность, чувственность, простоту. В нем есть и удаль, и мятежная жажда воли, и живой ум.
 Своеобразие, сила  нашей души и  это умение  понять   чужое, осмыслить, принять  очень хорошо  чувствуется в стихотворении Блока «Скифы»:
«Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
Осознать, принять, но самим остаться для других Сфинксом, загадкой.   Мне нравится, что Александр Блок указывает  на нашу активную волю:
«А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!..
Но сами мы - отныне вам не щит…»
Русский человек не покорный. Я не согласна когда говорят,  что  нам нужен монарх. Мы чувствуем за собой силу. В нас  много доброты: мы уступчивы, гостеприимны, терпеливы, но не стоит этим злоупотреблять, иначе в ход пойдёт сила. Отто фон Бисмарк предостерегал от войны с Россией:  захватчик даже в случае    победоносной войны  «всегда будет ощущать мощное давление со стороны великой державы, готовой к реваншу».
 К сожалению, русский народ привык пользоваться малым.  Душа наша большая, прекрасная, умная, склонна любоваться собой. Мы больше чувствуем, чем действуем. Это отражается в нашей  литературе: у Достоевского, Толстого, Гончарова….  Добавить бы  нам немного здорового прагматизма, не потерять душевности, индивидуальности, и мы достигнем совершенства.