Ефименко Николай. История Благодарного. Ч-2

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Исторические места города Благодарного Ставропольского края. Источник в переулке Ручейном. Вход на Чапаевское кладбище. Фото В.И. Пузикова - автора.

***

ЧАСТЬ 2

Сразу после Великой Отечественной войны, мальчишкой я жил в селе Благодарном, вместе с матерью при «Жучковой школе» (на углу ул. Ленина и пер. Фрунзе). А за двором школы был пустырь и через дорогу кладбище. На левом берегу реки Буйволы оно было одно, и, видимо, очень древнее.

На пустыре за школой вместе с моими сверстниками, братьями Горковенко, Кулешовыми, Чекменёвыми, Оноприенко, Мышаевыми мы постоянно игрались, днями бегали и по кладбищу. В общем, знали там каждый камень.

Ограда кладбища из бутового камня была в то время уже частично разрушена, но входные кованые ворота были там же, где и сейчас. У самых ворот на кладбище стояли закопанные в землю три каменных идола - КАМЕННЫЕ БАБЫ из ракушечника. С одной стороны от входа было две, а с другой – одна.

Всезнающие старушки рассказывали, что раньше БАБ было больше, но потом, «…приехали какие-то люди из Ставрополя, выкопали одну или две БАБЫ и увезли…» Так что, теперь каждый может увидеть,  возможно, ту самую «Благодарненскую БАБУ» у входа в Ставропольский краеведческий музей.

***

Почему я Вам это сообщаю? Сооружение каменных идолов на месте погребения, - а это подтвердит любой археолог, - было присуще только древним племенам ПОЛОВЦЕВ.

Никакие племена, до и после них, каменных БАБ-идолов не устанавливали. Жили половцы давно и были вытеснены из Предкавказья  лишь монгольскими завоевателями примерно около 1218 года. Из этого неопровержимо следует, что на месте нынешнего поселения Благодарного до 1218 года постоянно проживала охрана источника, из племени ПОЛОВЦЕВ, имевшая курган для захоронений, который виден и сегодня.

Половцы были воинственными кочующими племенами, скотоводами, и постоянных мест проживания у них было немного, и почти всегда вблизи источника пресной воды.
Может показаться странным, что они выбрали место для стойбища и для своего  кладбища на левом берегу речки, ведь источник воды (ручей), находился на правом берегу! Но это странно только на первый взгляд. На самом деле место пригодное для стойбища на правом берегу, несомненно, было уже занято, там уже давно проживали постоянные жители.

И, скорее всего, эти жители были земледельцами, с которыми нужно было дружить.  Место это было удобным, поскольку находилось на торговой дороге, служило стоянкой, находилось на расстоянии одного дневного (гужевого) перехода от Маджар, и в этом месте находился ручей с прохладной, чуть солоноватой питьевой водой, а, следовательно, был постоянный  сторожевой пост около источника, а также (станция, Яма).

У «ямы» путники караванов спешивались, поили лошадей, сами принимали пищу, ночевали и наутро могли двигаться дальше. Здесь же, у «ямы»-«станции», очевидно, можно было пополнить запасы сена, овса, купить какой-то еды, иметь охрану от налёта ночных разбойников и т.п.
 
Служители этой придорожной «ямы»-«станции», редута, находились при ней круглосуточно, а значит имели и своих лошадей, домашний скот, жён и детей и пр., а значит, рядом с ними жили и другие люди, которые производили для собственных потребностей и на продажу овёс и пшеницу, муку и молочные продукты, поскольку, кочевники не занимались земледелием.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что вместе с служителями станции, на хуторе жили и УЛЬЧИЙЦЫ (древние славяне), которые и выращивали зерно и мололи муку, а затем меняли произведённую продукцию служителям придорожной станции и проезжим путешественникам.

Можно также предположить, что на месте сторожевого поста, была и соляная таможня. Именно поэтому, половцы образовывали свои стойбища и жили на левом, а не на правом берегу реки, хотя там не было источников пресной, пригодной для человека воды.

Правый берег был занят. На нём были жилища, загоны для скота, склады для хранения соломы, сена, зерна местных жителей, а смешивать свой скот со скотом постоянных жителей было нельзя, ибо это было чревато. При всём при этом, ульчийцы (славяне) и кочевники жили мирно, т. к. мирное сосуществование было взаимовыгодно.

Следовательно, хутор (поселение) с крестьянским населением был, и был задолго до 1218 года. Мы не знаем как он назывался. Вероятно, что название его менялось, так же, как менялись язык и  названия кочевых племён: булгары, хвалиссы, хазары, скифы, половцы, монголы, ногайцы. Очевидно только одно, что последними владельцами степей на месте Казыева улуса, а ещё ранее улуса Джучи, т.е. всего Предкавказья и территории Ставрополья и Кубани, в том числе и нынешнего Благодарненского района  были ногайские племена. Это исторический факт!

***

И вот что пишет священник Козьмодемьяновской церкви села Благодарного отец Василий Белоградский в «Сборнике статистических сведений за 1870 год» о названии нашего села: «…Русские называют и пишут наше село Благодарное, в среде же кочующих орд мало кто знает это название, - оно у них вообще слывёт под именем "Солдусь", "Салдуцкай". Коренные жители не хотят иначе называть прививку "солдатского элементу" к своей дикой гражданственности, как "Салдуцкой".

А между тем, это почти забытое наименование, видимо, никто не догадался проанализировать. Очевидно, что корни слов: "Солдусь, Салдуц, Сулдуц" - следует искать в ногайском (тюркском)  языке. Поскольку ногайцы, это отюреченные монголо-киргизские племена (скифы), расселившиеся на территории заволжья, поволжья, предкавказья, северного причерноморя  и Европы задолго до нашествия монголов и орд Атиллы.

Итак, начнём исследовать топонимику слов СУЛДУСЬ, СОЛДУСЬ, САЛДУЦ в ногайском (чагатайском, тюркском) языке. Слова эти сложносочинённые, состоят из двух частей, поэтому топонимический анализ необходимо проводить по частям.
Первая часть: СУ, СУЛ, СУЛА. В тюркских наречиях слово "СУ" - означает слово ВОДА, а слово "Сула" - означает слово РУЧЕЙ, РЕКА, РЕЧКА. Но это только первая часть исследуемых слов. 
 
Окончание "дусь", "дук", "дуц" или "дуца", "дука" имеют несколько значений. Например "дук" - "дука" - на тюркском означает склон горы, а на вайнахском – склон горы, на котором много могил. Слово же "дузу" (дуцу, дусу) - на тюркском обозначает мокрое место, лужу, болото, разлив воды.

Становится понятным, что все варианты названия МЕСТА связаны со склоном горы, на котором много могил, источником воды, ручьём, вытекающим из склона, лужей на месте вытекания ручья из склона горы и болотом на этом месте. А после анализа понятно, что название этого места звучало на тюркском примерно как "Суладуз" или "Суладук" или "Суладуц".

То есть, название места, так или иначе, связывалось со склоном горы, МОГИЛАМИ на этом склоне, источником воды, для возможной остановки, стоянки и ночлега кочевников, торговых караванов, гонцов, путешественников.

На турецком слово «остановка» -  звучит как русское "дурак". Нам, славянам,  это неприятно слышать, но надо признать, что присутствие этого слова в названии нашего поселения было бы вполне уместно.

Учитывая изложенное, можно считать доказанным, что предшествующее Благодарному полное название поселения звучало на ногайском (чагатайском, тюркском)  как "СУЛДУЗ - ДУРА", "Сулдуц- дура".  Впрочем, так длинно и тогда, наверное, никто не называл, а говорили "СУЛДУС" или "СУЛДУЦ" и это вполне логично.
 
На территории нынешнего Ставрополья находилось пять, или более селений, имевших в своём названии чагатайское название «Сулду»: Величаевское (Солдатское), Солдато-Александровское, Солуно-Дмитриевское, село Сандатовское и т. п.

Малочисленное и безоружное (ульчийское) славянское крестьянское население спокойно принимало и само название и другие слова из языка и обычаев коренных жителей-кочевников, и скорее всего, неплохо говорило на их языке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ: http://www.proza.ru/2013/09/03/1813


4 сентября 2013 г.
г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко