Умницы и умники. Испанцы. Кондратьева Настя

Лариса Кондратьева
Кто самый яркий испанский художник Дали, Веласкес или Греко?

Человеку всегда близко насущное, что касается его или близких ему людей. Нам понятно то, что ближе к нашей жизни. Не трудившемуся сложно понять всю тяжесть бытия рабочего, нищему – богача. Если говорить об испанских художниках, то более понятен мне Веласкес.
Нельзя не восхищаться, великолепием картин Греко или эпатажностью работ Дали. Но помпезность и великолепие полотна «Погребения графа Орогоса», не приближают меня к пониманию художника, а скорее отдаляют от него. Несомненно, Эль Греко вкладывал в свои работы все переживаемые им чувства, но его темные краски - не тона моей палитры – у меня нет чувства сопричастности. Великолепная прописанность одежд и плавность линий – да, это поражает, но некая вытянутость и белизна лиц, библейские мотивы – не пленяют мое сердце.
Дали? Нет, слишком сложно. Иногда, даже не объяснить, что изображено. Сам Великий мастер призывал: «Не ищите смысла в моих картинах, — я просто захотел нарисовать это».  Работы Сальвадора Дали это – взгляд гения на действительность. Но порой, гения понять сложно и даже невозможно. И именно поэтому Веласкес.
Придворный художник Филиппа IV, дипломат. Мне ясны его реалистичные портреты. Сценки из жизни испанского двора. Очень светлые по настроению изображения Инфанты Маргариты – его любимой натурщицы. В своих работах Веласкес собрал всю ту реалистичность, которой так не хватало Сальвадору Дали, и некую близость, в хорошем смысле, к земному.  Так, например,  работы «Старая повариха» или «Портрет придворного шута» воспринимаются легче, чем, возможно, более философские Эль Греко.
Работы Диего Веласкеса западают мне в душу. Отчасти потому, что напоминают мне картины Тропинина. Несмотря на разность стилей, их объединяет проработанность деталей. Портретный жанр. Разве не похожи «Вышивальщица» Веласкеса и «Златошвейка» Тропинина? Разве полотна Тропинина ни близки, ни понятны каждому русскому с детства?
Несмотря, на то, что Веласкесу принадлежат множество работ на библейские и религиозные темы (свойственной тематике его века), творчество изобилует портретами реальных людей. Холсты Великого испанца, всегда наполнены точностью. Он подчеркивал все, иногда некрасивые черты лиц. Папа Иннокентий X сказал, увидев свой портрет: «Чересчур правдиво!» Придворный художник не мог изображать королевских особ без пышных, красивых нарядов. Но сполна отражал черты каждого попавшего на его холст. 
И если мне предстоит выбор между гениальным сюрреалистом – Дали, совершенно уникальным по стилю Эль Греко и приверженцем испанского барокко – Веласкесом, я выберу последнего. Того, кто передал более близкие мне мысли и настроения, более реалистично показал облик человека.
Мой мир  не наполнен хаосом  и символизмом,  не похож на мистические картины, он не так затейлив, а  реалистично-прагматичен,  ясен,   ярок и  не уводит в мечты. Мир наполнен гармоничностью: обычный, близкий нам, полный бытового смысла. Нужно только увидеть эту красоту.