Клятва Гиппократа

Асклепиади
 
   В моей сумочке рядом с документами лежат две личные печати. На одной, российской, указано, что я врач, на второй, греческой, что помощница по дому. Прямо скажем, не слишком высокая плата за право побывать на родине Гиппократа, автора знаменитой «Клятвы», которую веками давали врачи, обещая «свято и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство». Мне повезло с учителями. Среди них оказались не только те, кто просто хорошо преподавал свой предмет, но и те, кто сами явились образцом чистого и честного служения медицине научной, уходящей корнями в древние времена до пришествия Христа. Они были тем маяком, светочем, на которых хотелось равняться, следовать их примеру. Вот почему и в двадцатом веке, спустя двадцать четыре  столетия, «Клятва Гиппократа» не казалась мне неким отжившим свое реликтом. Она давала право приобщиться, говоря словами отца медицины, к самой умной из всех профессий, среди братства коллег ощутить себя причастной к благородному делу служения людям, страдающим от болезней.
   Я и теперь считаю, что это самый ценный труд на свете – приходить на помощь, откликаться на чью-то беду и делать в интересах больного всё возможное для его выздоровления.
   Наверное, в семидесятых годах прошлого века, заканчивая медицинский институт, я была романтиком. И не только я. Тогда в медицину шли не за деньгами, а по зову души, зная, что будут получать от государства за свою работу копейки, на которые трудно прожить.
   Мы давали не «Клятву Гиппократа», а «Присягу врача Советского Союза», что далеко не одно и то же. Да и не в том дело: ведь клятвы даются больше для собственной совести, если она есть. И всё-таки все мы были воспитаны в духе «Клятвы Гиппократа» и лучших традиций российской медицины. И вот уже позади  тридцать  лет служения отечественному здравоохранению. Многое вместили они: первый трудный собственный опыт и ошибки, мучительные сомнения и радость удач, бессонные тревожные ночи у постели больного и гордость, если удалось отстоять, отвоевать ещё одну чью-то жизнь; длинные очереди пациентов в поликлинике, которых нужно принять, выслушать, разобраться в причинах их страданий, дать нужные рекомендации и при этом, не совершив ошибки, суметь уложиться в двенадцать  минут с каждым; потом до изнеможения  ездить или ходить пешком по домам, где тебя тоже очень ждут. А после какое-нибудь бесплатное ночное дежурство по больнице «в счёт рабочего времени», и с утра снова в бой! А ещё надо выкроить время для чтения: уж так нас учили – «Больной – книга – больной»! И помочь молодому коллеге разобраться со сложным случаем. И ежедневно – горы исписанной бумаги, важно именуемой медицинской документацией, вал которой продолжает расти, как снежный ком. Годами накапливающаяся хроническая усталость. А денег не хватает даже на самое  необходимое. Что делать? Брать ещё одну подработку и ещё одну… Никого не интересует при этом, как ты себя чувствуешь. Существует только долг врача – он обязан, он давал «Клятву». Пусть терпит и   делает своё дело добросовестно. А уж критиковать наших медиков не станет разве что совсем ленивый! Да ладно бы, справедливая критика со стороны умудрённых опытом коллег, но суд-то чаще всего вершат сообразно своим представлениям несведущие обыватели. Словом, если что и изменилось со времён В. Вересаева, описавшего в «Записках врача» эти проблемы, то только в худшую сторону, как он и предвидел. Приток женщин в сферу здравоохранения ещё больше обесценил труд в медицине, а врачи стали, пожалуй, самым бесправным слоем общества. На их робкие, разрозненные попытки заявить о своих правах ретивые администраторы тут же отвечают:
 
«Надел белый халат, дал «Клятву» - не жалуйся! Иди и работай!». А то и лишением диплома пригрозят. Большинство коллег так и поступает, -  молчит, предпочитая не обострять отношения с начальством. Итог – самая высокая заболеваемость и смертность среди врачей, которые, светя другим, сгорают сами, увы, слишком рано. И даже в этом виновны. Чего стоит коронная, назидательная фраза: «А доктора не должны болеть!». Но врачи  тоже люди, и помимо своих болезней, принимают на себя и все ваши! Прежде, чем осуждать врачей, вспомните об этом!
   С годами всё чаще приходили мне в голову подобные мысли. Давно замечено: чтобы провалить хорошую идею, надо довести её до абсурда. И тогда получится в точности по-российски – «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Со временем у меня стало складываться впечатление, что сами идеи жертвенного служения медицине, и в том числе «Клятву Гиппократа», в нашей стране кто-то намеренно эксплуатирует, прикрываясь этим от решения насущных, кричащих проблем, касающихся врачебного труда. С введением уродливой системы страховой медицины ситуация ещё больше обострилась. Теперь судьбы финансирования здравоохранения оказались в руках людей, абсолютно далёких от медицины и ничего в ней не смыслящих. Пострадали и врачи, и пациенты. Работать стало ещё трудней. Решив, что мой долг, пожалуй, уже выполнен, подалась я от российской нищеты в Грецию, где « всё есть», скатившись добровольно по социальной лестнице до звания уборщицы, чтобы и мой ребёнок смог выучиться на врача.
   Не скрою, очень любопытно мне было, а как же тут, на родине Гиппократа? Не мог же его дух покинуть Элладу! Задумала я найти текст «Клятвы Гиппократа» на греческом языке и самостоятельно перевести его на русский. Тот перевод, который давно был мне известен, содержал в себе обещание именем Аполлона, Асклепия и всех богов и богинь, глубоко чтить учителя, безвозмездно обучать врачебному искусству своих и его детей, лечить больных соответственно своим способностям и суждениям, никогда не причинять им умышленного вреда, хранить врачебную тайну, никогда не давать смертельного средства, даже если об этом попросят, чисто и непорочно проводить свою жизнь и своё искусство. Всё это с единственной целью – заслужить почёт и уважение людей. Поскольку текст «Клятвы» был небольшим по объёму, мне хотелось ознакомиться с оригиналом. Вдруг он содержит что-то ещё, нам незнакомое?! Я не сомневалась, что уж в Греции-то «Клятву Гиппократа» я найду без труда. Но всё оказалось не так просто!
   Среди множества сувениров продавалась и «Клятва», но в нечитабельном варианте, на древнегреческом языке, который далеко не все греки понимают. В таком виде она существовала на барельефах, чеканках и даже на футболках, исправно подпитывая туристический бизнес. Споткнувшись об это обстоятельство, я решила во что бы то ни стало раздобыть «Клятву Гиппократа». Спрашивала везде: в различных районах Афин, в городах Нафплио, Патрах, на Крите, в Эпидавре с его знаменитым Асклепионом – древним медицинским центром пятого века до нашей эры. Но безуспешно. Многие продавцы недоумённо пожимали плечами и с сожалением цокали языком, что в Греции означает «нет». Никто не мог мне подсказать, где можно найти эту вещь. Я подключила к розыску своих знакомых. Результат тот же!
   И вот спустя два года зашла я однажды в крупный магазин центра Афин – настоящее шестиэтажное книжное царство! Ну, если уж и здесь не будет…  Привычно спросила: «Орко ту Гиппократис». Не говоря ни слова, девушка достала чемоданчик-компьютер и углубилась в поиски. Через четверть часа серьезно произнесла: «Клятва» кончилась», как бы подведя итог всем моим усилиям. «Что значит -  кончилась?», - спросила я. «Продали», - без тени улыбки сообщила продавщица. А, может, она права? Во всяком случае, я уже поняла, что у нас в России «Клятва Гиппократа» куда в большем почете и уважении, чем у себя на родине, любой наш школьник о ней знает. «Но как же все-таки её приобрести?», - не теряла я надежды. Девушка посмотрела на меня, как на блаженную, с сожалением, и ответила: «Только по заказу». Мысленно я добавила: «Для особо сдвинутых по фазе».
 Не  удержавшись от иронии, снова спросила её: «А сколько стоит «Клятва»?» Заглянув в свой компьютер, она ответила: «Девятнадцать евро пятьдесят центов». Мой юмор до нее явно не дошел. Вот так и рождаются анекдоты! Но наконец, повезло и мне: в очередном книжном магазине среди трудов мыслителей Древней Эллады я обнаружила семнадцатитомный «Сборник Гиппократа» и купила первый том, содержащий знаменитую «Клятву», а также афоризмы основателя всех главных разделов современной медицинской науки, и исторические справки ученых-исследователей по древней медицине. Придя домой, тут же села за перевод. Оказалось, всё верно, ничего неизвестного мне ранее  в «Клятве» я не нашла. В ней не было ни слова о том, что врач должен работать на износ и бесплатно.       Напротив, с удивлением  узнала из книги, что медики Древней Эллады были не только состоятельными людьми, пользовались глубоким уважением, но и получали богатые гонорары за свой труд. Например, знаменитый врач древности Меламбус, лечивший дочерей царя Аргос Притос, получил в качестве платы одну из них в жены и полцарства впридачу. При раскопках древнего медицинского центра в Эпидавре на Пелопонесе во множестве были найдены золотые и серебряные изображения исцеленных частей тела, преподносимые врачам в благодарность за лечение. У нас бы их точно привлекли за взятки! Но ведь главное, настоящий совестливый врач никогда не поставит оказание медицинской помощи в зависимость от будущего вознаграждения. И, слава Богу, у нас немало таких врачей, готовых сделать всё от них зависящее без всяких условий. И тем более обидно видеть их сейчас отброшенными за черту бедности, бесправными, беззащитными перед произволом чиновников, чересчур агрессивных пациентов и непрофессиональным судом средств массовой информации. Принцип торговли «Покупатель всегда прав» не годится для медицины, это совершенно особая сфера. Как писал Гиппократ две с половиной тысячи лет назад, обучение медицинской науке похоже на выращивание растений: природа – поле, преподавание учителей – споры, окружающая среда – питание и воздух, трудолюбие – это возделывание, и на все вышеизложенное требуется длительное время, чтобы получить плоды. И если уж выращен хороший урожай, не стоит ли обращаться с ним бережно, чтобы служил он возможно дольше? Не от того ли, что сплошь и рядом о врачах никто не заботится, развелось у нас столько околонаучных, нетрадиционных  (читай – необязательных) методов лечения, за результаты которых никто не отвечает, и пышным цветом расцвело живучее, как сорняк, шарлатанство? Не оттого ли в последние годы произошел массовый отток кадров из системы государственного здравоохранения? Научная медицина, которую прекрасно знал и за которую ратовал Гиппократ, в немалой степени дискредитируется и преступной коммерческой деятельностью фармацевтических фирм, выпускающих подделки. Во многих странах всерьёз озабочены этой проблемой, наносящей колоссальный вред мировой медицинской науке, престижу врачебного труда, а главное, самим пациентам, не получающим по-настоящему эффективных лекарств.
    И все-таки, несмотря ни на что, молодежь продолжает поступать в медицинские вузы! Значит, дело Гиппократа бессмертно! Хотя и в глубине веков он признавал: «Многие называются врачами, но в действительности их ничтожно мало», «Невозможно, чтобы врач не совершал ошибок, однако, достоин похвалы тот, кто ошибается реже». Мудрейшим человеком-легендой был Гиппократ! И в Грецию стоило приехать уже только для того, чтобы почитать его труды в подлиннике.
               
  2006 год,г.Афины.