Ефименко Николай. История Благодарного. Ч-3

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Ветеринарная лечебница в городе Благодарном Ставропольского края, построена на месте поста-редута по версии автора. Мостик через реку Мокрую Буйволу, место скотопрогона.

ФОТО В.И. Пузикова.

***

ЧАСТЬ 3

Славяне-поселенцы попали на Северный Кавказ отнюдь не с целью научных географических исследований. В основном это были беженцы (утеклецы), беглые холопы (бродники), дезертиры, беглые каторжники, и, особенно, иноверцы: староверы-раскольники, худояры (социалисты) иудейской веры. Поэтому вся местность в пойме реки Буйволы и вдоль "воровской", соляной дороги из Мажар называлась в народе "воровской".

Постоянные жители (поселенцы) рады были, что их никто не трогает, смирённо проживали они, сосуществовали с кочующими племенами, и не лезли не в свои дела, тем более в переименования поселений. Но только до поры и до времени. До тех пор, пока славянская община не стала относительно крупной, преобладающей, христианской, многочисленной и был построен первый молельный христианский дом или церковь. А только после этого, поселение могло переименовываться и стать СЕЛОМ, это общеизвестно. Попробуем определить дату этого события.

Священник Василий Белоградский в 1870 году сообщает нам, что «…лет за 120  с небольшим (т.е. до 1750 года), Правительство распорядилось поселить на этом месте отставных семейных солдат, около 20-ти семей. На этом самом месте потому, что оно уже было знакомо начальству, что тут уже был сторожевой редут или пост, состоявший из военных людей, огороженный каменной стеною, укреплённый окопами…»

- Следы редута, - пишет он, - до сих пор видны…

Что же мог представлять из себя ПОСТ или РЕДУТ в то время, и где он находился? И как следует понимать временную добавку Василия Белоградского – "с небольшим". Примем сами эту добавку в 20 лет, и запомним, о каком времени идёт речь: 1870-120-20 = 1730 год.

Запомним эту дату! Она подтверждает, что РЕДУТ был до 1730 года.
Теперь попробуем определить местонахождение поста-редута.

По моим детским воспоминаниям, скорее всего он находился на месте, с которого редут контролировал основную (столбовую) дорогу, проходившую по левой стороне речки, а также одновременно и скотопрогон через речку к ручью.

Послевоенные дети могут подтвердить, что самым высоким берегом речки был огороженный бутовым забором-стеной двор ВЕТЛЕЧЕБНИЦЫ. А самым мелким бродом через речку был брод, там же, напротив переулка Ветеринарного.

Бутовый забор редута был устроен на исскуственно возвышенном левом берегу речки при впадении в её русло оврага с левого берега. Овраг был неглубокий и проходил по нынешнему переулку Ветеринарному. А с правого берега, в этом же месте в речку стекала вода из ручья. Нанесенный потоком ручейный песок и грунт, образовали в этом месте мель, и речку здесь люди переходили по камушкам.  Вот, видимо, здесь и есть древнее место РЕДУТА!

Очевидно, что на огороженном каменной стеною ПОСТУ-РЕДУТЕ, находились служители этого редута, работники соляной таможни. Были здесь обустроены склады, загоны для скота, казарма, кухня, конюшня, контора, изба в которой проживали начальник с супругой, денщиком и кухаркой, караульное помещение, возвышались скирды сена-соломы. Содержалось на посту довольно много лошадей.

При четырёхпостовом  карауле численность караульных была не менее 40 человек. Но ещё были ветеринар, писарь, кузнец, служащие соляной таможни, водовоз. Многие служители редута жили с семьями. Все жители этого редута, во все времена, были "государевы люди". Следовательно, сами они не пахали и не сеяли, но в то же время нуждались в хлебе, молоке, мясе, овсе, сене, соломе, топливе и многом другом. Этим "другим" их, конечно, обеспечивали местные жители в счёт повинности (подати). Сколько местных жителей проживало в поселении, нам неизвестно, но, наверное, тысяча, или даже больше.

Именно поэтому, Правительство и "подселило" сюда в 1730-м году, 20 солдатских семей, потому что численность гражданского населения позволяла прокормить и новых поселенцев в первые годы их проживания.  Надо при этом иметь в виду, что, подселяемые солдатские семьи были льготниками. Они полностью или частично освобождались от податей, бесплатно получали земельный надел (около 15-ти десятин на каждую душу мужского пола) и пособие: 20 рублей серебром  на семью.

***

Когда же поселение было переименовано из Сулдуц-дура в Благодарьино или Благодарное?

Возвращаемся опять к запискам нашего самого древнего сельского историографа, священника Козьмодемьяновской церкви Василия Белоградского, к его описанию подселения 20-ти солдатских семей, в период времени около 1730 года.

Он писал, что «…водворённым солдатам весьма понравилось житьё на новом месте, ибо воды в речке было много, в ней водилась рыба, леса в изобилии, пашни роскошные, земледелие удовлетворительное, посему, когда приехал областной начальник проведать жителей, они встретили его хлебом-солью и в знак признательности преподнесли ему какой-то дар.

Но начальник сказал им: "…Не надо господа служивые ваших подарков, живите себе на здоровье. А за то, что Вы благодарны, пусть и село ваше называется  Благодарное. Так и записал он в своей записной книжке…»

При всём уважении к В. Белоградскому, эти сведения, донесённые им до нас, нельзя признать верными. Хотя бы потому, что переселялись солдаты с семьями в уже известное НАЧАЛЬСТВУ место, имеющее название. Это, во-первых! Во-вторых – даже генерал-губернатор в те времена не имел права переименовывать географические названия.

В истории нашего края был такой прецедент, и он известен. В одном месте нашей губернии тоже был сторожевой редут, носивший очень неприличное (даже непечатное) название, но когда возникла необходимость в его официальном наименовании на топографической карте, то было подготовлено и отправлено прошение на Высочайшее имя, подписанное самим генерал-губернатором. Разрешение на переименование было выдано Канцелярией Его Императорского Величества и только после этого, на карте Кавказского наместничества появился х. Невинной Мыс.

Правда, право нанесения названий географических обьектов имели военные топографы (при проведении первичных топографо-геодезических работ, а также при триангуляции местности). Но мы знаем, что в Благодарном, эти работы проводились позднее, возможно экспедицией полковника Пядышева…

Для нас были бы наиболее интересны съёмки Нагаева, потому что именно ему были поручены правительством съёмки побережья Каспия и калмыцких кочевий. Но съёмки Нагаева таинственно исчезли.

Так что можно полагать, что переименование нашего редута Сулдуц-Дура произведено, скорее всего, самими жителями ещё до освоения Россией этих земель, т.е. до 1745 года, следовательно, до 1730 г. Значит, солдаты с семьями подселялись в «…уже известное место», то есть – в Благодарьино.

Когда же оно получило это новое наименование? Рискну на свой страх и риск, выдвинуть другое предположение. Из истории с. Маджар известно что, несколько ранее, в 1688 г., на месте Маджар, поселились около 1200  беглых казаков-староверов мятежного атамана  Манычского куреня  Войска Донского Льва Маницкого (Лёвки Маноцкого), и чернеца Пафнутия.

    Именно они, беглые казаки староверы, отличавшиеся необыкновенной набожностью, трудолюбием, строгостью нравов, по моему мнению, стали теми людьми, которые будучи вытесненными с Дона, поселились в Маджаре, воздвигли на реке Байпале большую земляную плотину, построили земляной город со рвом и даже с деревянными пушками.

Этот город стал убежищем не только для казаков-староверов (православных христиан не принявших Никоновские  реформы в церкви), но и для большого числа казаков из других округов Войска, а также и не казаков, а просто подселявшихся невдалеке беглых холопов, бурлаков, дезертиров, иноверцев. Вследствие чего, город Маджары (Мажар) стал "официально" называться "воровским городком".
   
Маджарские казаки-староверы вели активную пропаганду против церковных реформ Никона во всей округе и в Войске Донском, и даже, участвовали в Донском восстании 1688 года. Поэтому, царское правительство послало в 1688 году на разгром "воровского города Маджар" карательные войска и казачьи формирования, состоящие из верных правительству «низовых казаков», под общей командой князя В.Ю. Долгорукого.

Карательные войска  разрушили и сожгли город Мажар, разорили крепость, часть казаков была убита, часть была угнана. Только около 200 семей сумело покинуть Маджар и переселилось на Кубань, в район  шамхальского городка Копыл (ныне г. Славянск-на-Кубани); опять выбрало атаманом Льва Маницкого.

Остальная, большая часть казаков вместе с семьями разбежалась из Маджар по окрестностям. Можно предположить, что около тысячи семей ушли вверх по течению Буйволы, до поселения Сулдуц-дура, и местные жители, конечно, тоже староверы, приютили их, чем-то помогли, но самое главное, не выдали карателям.

И именно эти люди, беженцы, были очень БЛАГОДАРНЫ местным единоверцам. Именно это событие стало, по-моему, впоследствии, причиной переименования нашего села.
 
Простые расчёты показывают, что переименование было произведено  в период между 1689 и 1730 годами. И это логически укладывается в тот исторический период: население поселения резко возросло за счёт прибывших христиан-староверов. И встал вопрос о сооружении молитвенного дома, а затем и христианского храма. 

Храм был построен, конечно, не за один год. Можно предположить, что строили его лет 20-25, но всё-таки построили. И вероятно, этот храм был сразу назван Никольским или Троицким, естественно старообрядческим.

А поселение Сулдус-дура стало СЕЛОМ, в котором основное население было православным-староверским.

И имя селу дали САМИ ЖИТЕЛИ новое, христианское, и было это примерно в 1696-1730-м году. И этот отрезок времени нужно считать временем основания села Благодарино (Благодарьино, БЛАГОДАРНОЕ). Недаром, наши предки,  по памяти, тоже считали 1764 год – годом образования села.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ: http://www.proza.ru/2013/09/03/1813

4 сентября 2013 г.
г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко