Торговец талантом

Олег Демьяненко2
Мне нужно обо всём рассказать
Ты знаешь, как ни странно, я забыл больше,
Чем ты будешь когда-нибудь знать.
        М. Науменко «В этот день»      

Единственный способ понравиться всем – умереть!
        П. Кашин «Эра Любви»

               
    Еще один день. Он был не лучше и не хуже. Просто день. Я выбросился из него, как из неба. И падение Таланта стало взлетом Торговца.

    Я наивно полагал, что время, отпущенное на Талант, измеряется не часами и днями, а ударами сердца. Но Торговец поделил время на монеты и удары по сердцу.

    И тогда я скупил все билеты в театре  Одного Зрителя. И сыграл все роли в театре  Одного Актера. Все, за исключением одной. Главной…

    Беспокойные строки выталкивают друг друга со страницы.  Бросаю ручку и иду в ванную.

    Струйка воды ласкает пятнышко ржавчины. Отвесив поклон, подставляю голову под кран. Капли воды по щекам, как слезы прозренья. Отвернув кран, насколько возможно, снова подставляю голову под ледяную струю.

    Вернувшись к столу, беру сигареты и отправляюсь на балкон. Стоп!!! Где рукопись?.. С подозрением озираюсь и подбираю с пола упавшие от сквозняка листки.  Выйдя на балкон, не перечитывая, поджигаю. Мой реквием последней надежды. 

    Горит хорошо, но не согревает. Когда пламя подбирается к  пальцам, отпускаю опаленные слова и они, подхваченные ветром, уносятся прочь, распадаются на буквы и, наконец, исчезают во мраке.

    На часах – четыре ноля. Столько же – в голове. Суббота переходит в воскресенье.
 
    Пора спать. Бьет озноб и бесконечно одиноко. Зачем спалил надежду? Ведь, еще… Зря, конечно… Или?.. 

    Нет, не сейчас. За пару дней или лет соберусь с мыслями и, может,  напишу. А теперь – спать.

    - Сон, ты где? Со-о-он! Давай, покажи себя, во всей красе и - до утра! Билет я купил, - накатывает сладкая и продолжительная зевота.

    Гаснет свет. Мелькают титры. Сон Продакшн… Режиссер… Сценарий… Главная роль… 

                дубль-раз
    Однажды Талант умер. Много лет или веков назад. Умер не в физическом смысле, но оборвались нити, которые хоть как-то привязывали его к  жизни. Истрепалась кукла? Устал кукловод? Не знаю. Но именно тогда я, наконец-то, ощутил внутри себя вселенский холод одиночества.

    Да, талант  живет в ином мире. Это, только кажется, что - в нашем, а, по сути,  – в ином. Но, рано или поздно, наступает  время  оказаться в мире, который не скрывает всё то, о чём  в этой жизни говорить не принято.

    Как поплавок без груза, я вылетел из этой действительности и устремился вверх. Подъем был настолько стремительным, что мысль не поспевала за происходящим. Оставалось полное осознание Эго. Я по-прежнему ощущал себя – собой, то есть - Личностью, и, вернее -  Талантом.

    Близорукость превратилась в дальнозоркость, и – во всевидение. Я видел всё и одновременно: отработанная планета и Солнце, Млечный Путь и галактики…  Мир отдалялся, сворачиваясь в точку. Не было ничего, кроме чёрного провала неба с изумрудно-алмазной россыпью искрящихся звезд. 

    Внезапно, без инерции, движение прекратилось  – остановилось время и замерло пространство. Начало Времён. Или – Конец. Самое страшное, что всё материальное, земное, человеческое стало безразличным и даже чуждым: родители, дом, семья, дети, друзья – абсолютно всё!

    Я испытал состояние абсолютного покоя и полного уединения. Что было? И было ли вообще хоть что-то? Не знаю.  Можно рассуждать обо всём, но невозможно описать Мгновение Истины. И это не вопрос букв или слов, которых мало или много… Любое описание – лишь версия происходящего. У  Истины нет и не может быть версий. Любая версия Истины – ложь.

    Великий драматург не ошибался. Он – знал! 

    «Когда ты будешь окончательно одинок, тогда ты станешь самым счастливым человеком в мире».

    И я был одинок, как никто прежде. Полное ощущение независимости,  самодостаточности и неуязвимости. Состояние радости, умноженное на покой, и равное – счастью.  Ожидание открытия, не укладывающегося в сознание, события Вселенского масштаба, которое вот-вот охватит и поглотит…

    Это длилось всего лишь вечность.  Плюс миг.

    Неведомая сила, обхватив, навалилась, сжала, расплющила и фотоном света отшвырнула обратно. В ту самую точку пространства, из которой,  за мгновение до этого, почти удалось скрыться.

    Удар. Боль. Асфальт. Тишина. Осознание. Как невыполненный урок, который, вроде бы, уже знаешь…

                дубль-два
    Я проснулся от выстрелов. Стреляли этажом выше, у соседа. А, может,  – в него. Стало страшно и, в тоже время, невероятно радостно, что это не здесь и не со мной! Через несколько мгновений я снова погрузился в сон.

    Тогда в дверь постучали. Отрывистым, хорошо поставленным стуком. Мне снова повезло, что успел проснуться – стучали во сне. Пришлось встать, сотворить из влажного полотенца нимб и, накинув халат, подняться к соседу.

    Открыл он не сразу, заставив, как всегда, поволноваться. Впустив,  дал вволю налюбоваться собой, и тут же принял позу недовольного жизнью и обделенного судьбой. Французский парфюм отдавал вчерашним коньяком,  намекая на то, что он пока жив.

    Запах серы и страха.  На полу - несколько стреляных гильз. Шальные пули пощадили сытое тело писателя и, если не считать сквозное ранение в душу – трагедией, всё закончилось благополучно.
 
    До наступления весны оставались минуты. Под окнами прогремел одноместный трамвай, и мартовские патриоты, как по команде, затянули «Эмигрантское танго». Они давно облюбовали планету и готовили почву для окончательной колонизации. Тело писателя, отрешенно покоившееся в кресле, неожиданно громко всплакнуло и обмякло.

    Смерть не удалась. Как, впрочем, и жизнь.

    - Вас никто не просил приходить! - истерично вскрикнул он.

    - А вас - приносить себя в жертву, - подавая стакан воды,  выдавил я.

    - Что вы знаете! Жизнь юзом, любовь по инерции! – он отшвырнул стакан. - Фиктивный брак!.. Предавший друг!!! 

    - Я не гурман. И не паломник в рай. Но буду всегда стоять рядом, и аплодировать, - ответил я, направляясь к выходу.

    - Стойте! Вы уйдете, да!.. Но поймите же – в аду нет любви и сострадания!!! - Это были последние слова. Во всяком случае, те, которые я услышал. И запомнил.

    На прощанье, в дверях, от избытка нахлынувших чувств, он подарил мне самое подлое собрание сочинений.

                дубль-три
    В мире всё по-прежнему. Магазин открывается в восемь, а я никогда не запасаюсь. Знакомый врач успокоил – алкоголиком я уже не стану. Спиться не удалось. Пижонски сказано, конечно, но…  Раньше боялся сойти с ума. Теперь боюсь, что не сойду.

    Пишу, как всегда,  урывками, в свободное от безделья время. Доктор говорит – поздний романтизм. Я думаю - ранний маразм. И возраст здесь ни при чем. 

    Слова разлюбил. Мысли – сами по себе, слова – сами. Умственный процесс давно ни к чему не приводит. На вопрос «Над чем работаете?» мужественно отвечаю, что ни над чем не работаю. Тут – другое.

    Прячусь в ветхом сортире своей памяти и боюсь взрывных мыслей. Тихо радуюсь, что забываю  некоторые буквы. Но они, прощаясь, увы, не уходят. 

    На днях внезапно постарел. Сразу и не заметил. Но, с утра, понял – уже. Неловко в таком виде. Перечитал написанное накануне. Что-то проступило, стало значительнее, а, казавшееся главным вчера, стушевалось до ничтожества. Неожиданно обозначился реальный масштаб – монументальность форм и миниатюрность идей. Гомерический хохот уступил место скабрезному хихиканью.

    Да, если зрелость рассматривать как пародию на молодость, то всё несбывшееся – плата за то, что сбылось.  Но, к сожалению, не получается жить в категории «если».

    В обнимку с дождем всё чаще брожу по лужам, пугаюсь прохожих и боюсь себя. Идея захватить старый зонт пресекается: «Зачем? Всё равно потеряешь». Глина на ботинках напоминает о бренности Бытия и вечности Слова.

    Я стараюсь. Но не всё получается. Такова участь – никто не обходится только удачами. Я знаю многих, чья жизнь состоялась и ни одного, у кого она состояла из одних взлетов.

    Я меняюсь. Друзья тоже меняются и отходят на расстояние безразличия. И, несмотря на всеобщее потепление, всё больше ощущается холод одиночества.

    Я пытаюсь. С трудом, но понимаю, что человек со временем не меняется, а просто становится самим собой. Поэтому не стоит приходить без предупреждения, чтобы он мог принять удобную позу и беспечный вид. Ведь жизнь – всего лишь жизнь. В любой позе… 

    Скоро восемь. Пора. Может, встречу своего врача. Уж, вдвоем-то, мы проследим, чтоб магазин открыли вовремя… 

                дубль-четыре
    Мерный шелест прибоя, переходящий в едва уловимый шорох, а шорох – в ласковый шепот волн. Извержение рассвета и лунная дорожка. Он и она. Над ними – скалы, под ними остывший за ночь песок. Голливудская любовь под «звездами» и на них. Плохо, если самый счастливый день в жизни случился ночью. Хорошо, если вообще был.

    Темнота, конечно, сближает. Но не всегда. Так, после нескольких лет совместной жизни, вдруг выявилась полная половая несовместимость. И первая же внебрачная ночь стала ярким тому подтверждением. 

    Мы тоже познакомились на берегу. Океана рядом не оказалось, и мы познакомились на берегу пруда. 

    Скороспелое лето грозило скоропостижно скончаться. Над квакающей ряской толпились озверевшие комары, сверчки напрягали смычки, а из кустов тянуло не только матерком.  Вульгарность пейзажа, не достигнув апогея, переходила в агонию.

    Мое одиночество уже бросалось в глаза. Она выглядела не менее одиноко. Не сговариваясь, наши кривые тропки, наконец-то, пересеклись. Судьба не предоставила времени на сомнения и раздумья – случилось то, что случилось.

    Перестав заикаться, мой внутренний голос окончательно утратил дар речи. А прекрасная половина помалкивала в знак согласия. Не сговариваясь, мы осмотрели небо, и, найдя упавшую звезду, загадали…
 
    Иордан был далеко,  и я окрестил её слезами.

    Мы не ведали, что творили, а только верили.

    И было так. 

    Понимание пришло не сразу. Понимание, что загадали о разном – тем более. Море любви, о котором мечтала она, оказалось лужицей, на которую надеялся я. Мы делали вид, что еще всё возможно. Возможным оказалось  действительно всё. И тогда мы перестали даже делать вид.

    Я осушил ее море и превратил в пустыню. Она затянула мою лужу тиной и устроила болото. Годовщины совместной жизни каждый отмечал по-своему – я не скрывал своих «зарубок» на косяках дверей, она свои мемуары хранила в шкатулках.

    Я всегда был уверен, что две половины, взятые вместе, обязательно образуют целое. По определению. А беда, поделенная пополам – половина беды. Но ее «каникулы любви» и моя «любовь на каникулах»  оказались «неравными половинами». Неравными, даже при случайном совпадении «зарубок» и «колечек на память».

    Мечта не делится пополам. А, если разбивается, то обязательно на «неравные половины», которые одновременно и больше, и меньше целого.

    Не оставалось ничего как сделать выводы. Благодаря этим выводам, и возникла теория «О парадоксе «неравных половин». Она  имеет начало, но, к сожалению, не имеет конца… 

    Ни для кого не секрет, что это «тянет» на самую престижную премию. Я даже заготовил Нобелевскую речь. Осталось стать лауреатом.

    Математическая модель теории своей безупречностью поразила не только светлейшие умы современности, но даже моего  врача.  Он говорит, что и в популярном виде, теория  вполне применима на практике… 

    Что касается истории – она банальна. Я прекращаю лечение от запоя. А чем она занимается – мне неудобно писать.   

                дубль-пять
    Друзья. Это – не сумма прописью, а каждый по отдельности. Они очень даже разные – мои друзья. Они, как ни странно,  делятся на тех, кто уже всё понял, и тех, кто не поймет никогда.

    Пока ворчали,  как на безумную бабушку,  жить было можно. А, как стали собирать чемоданы…

    Это – не эмиграция, а разрушающая всё и вся эвакуация. Ведь каждый из них – часть меня. Они разбивают меня на части  и уносят. Кто сколько сможет. Да, еще пару таких друзей – и врагов не надо. 

    По дороге в порт молчим. Все слова сказаны. В зале ожидания говорим о пустом. Похмелье рвет мысли на части.

    Это раньше каждый исчезал насовсем. А теперь, мы детально договариваемся о встрече и старательно избегаем взглядов на часы. Мне грустно от мысли, что всё уже было. И не раз. 

    Нити, оборванные здесь и торопливо связанные там, всё тоньше. Швартовы Таланта, как ни странно, слабеют с каждым уехавшим Торговцем. Ковчег распадается на десятки шлюпок, спасательных кругов и тазов. Тех самых, в которых варили варенье под названьем  Жизнь, помешивая его большой ложкой, а маленький вулкан на дне сладкой Вселенной плевался большими брызгами, которые засыхали на наших руках, будто родинки. Младшие сестрички нашей Родины…

    Стучим по дереву – пусть нам всем повезет. Дай нам Бог счастья по обе стороны границы, разделившей наши миры. Если, конечно, и Бог не подал документы «на выезд».

    Говорят, собраться в дорогу легче, чем – с мыслями.  Пусть говорят - зря не скажут.

    Страшно другое – всё чаще ловлю себя на мысли, что хочется выпить там. Там, где нет Любви и Сострадания…   
 
                дубль-шесть
    На рассвете за мной пришли. Они не могли не прийти. Их неизбежные визиты давно перестали вызывать досаду.

    Двое. Мазок физиономии цензора восполнял её отсутствие у плагиатора. А чуть поодаль, на лестнице – пара начинающих графоманов. Все вместе – скульптурный ансамбль истуканов с острова Пасхи.

    Вошли. Профессионально оглядевшись, приступили к привычному обыску. Искали уверенно, хорошо зная – что и где.

    Цензор ловко состриг все находки, а плагиатор ухватил  самый лакомый, на его взгляд, кусок. Исполнявшие роль понятых графоманы, переминаясь с ноги на ногу, с достоинством продемонстрировали свои дорогие пишущие принадлежности.

    Когда формальности были улажены, мы перешли к неофициальной части. Гости наперебой заговорили о творчестве, живо интересовались моими планами и сроками воплощения, а я, следуя аборигенской традиции, радушно выставлял на стол угощения.

    - Спасибо, что уделили нам время, - скромничали мои гости.

    - Ну, что вы! Вам спасибо, что посвятили мне жизнь! – отвечал я.
 
    Позже, вместо ритуальных плясок и прочей первобытной тряхомудии, мы пили на брудершафт, на брудершафт же отливали, и уже никто не мог вспомнить, какое нынче тысячелетие и, как давно мы вместе.

    - Так,  когда вы, все-таки закончите очередную вещь? Предвкушение, знаете ли, возбуждает, - вежливо расшаркивались гости на выходе.

    - Задав этот вопрос, вы рискуете окончательно испортить мне настроение. Позвольте  не отвечать, чтобы не испортить настроение вам.  - Я был максимально любезен. 

    Расстались мы, не прощаясь, чтоб не приветствовать друг друга при очередной встрече.

    Я забылся в беспорядочном сне, а, когда очнулся – не было никого и ничего. И лишь застывшие словесные испражнения напоминали о недавнем присутствии задумчивых гостей с острова Пасхи…

                дубль-семь
    Тараканы ушли вчера. Не прощаясь, по-английски. Перед этим ушла жена. И, вот, теперь – тараканы.

    Минуты исторического безденежья сомкнулись в часы. Время – деньги. Деньги – мусор. Так и живу – дворником  жизни.

    Бывшая жена. Бывший друг. Бывшие люди.

    Летальные дуэты слов.

    И мне начинает казаться, что и я  – бывший.

    Я не унесу свою дорогу с собой. Я оставлю её позади.

    Если Торговец  ищет навоз, он идет на конюшню. Если ищет золото – идет на прииск. Талант  не претендует на навоз. Как, впрочем, и на золото.

    Золото – продукт природы,  навоз – продукт истории. Грязь, вообще, естественна в жизни. А чистота, как уклонение от нормы и привлекательна лишь тогда, когда все кругом в грязи.
 
    «Тебя ещё не посадили?» - спрашивал меня, в свое время,  наш дворник. И, понимая, что нет, огорченно цокал языком. Ему не нравились мои рассуждения об осадках и погоде. Меня он давно причислял к осадкам. Совсем иного рода. Впрочем, и он мне не нравился. Точнее, не сам, а его профессиональные качества. Мне всё время казалось, что он – бывший. Бывший интеллигент, побывший им в первом поколении.

    «Человек с ружьем» прочно окопался в сознании. Но «человек с лопатой» – куда более занимательное понятие! Потеряв совок, я смаковал эту мысль до самозабвения.  Однако  времени хватило лишь на то, чтоб расставить точки над «е».

    «Тебя ещё не посадили?» - спрашиваю сам себя. И закрадывается холодок от осознания крамольных мыслей. Про отмывание денег, отмывание информации и, наконец, про отмывание совести. Ведь, несмотря ни на что, она подразумевается. По умолчанию. Градации у неё разные, деградация – одна.

    Насильственная смерть пугает. Но гораздо меньше, чем насильственная жизнь. С точки зрения «человека с лопатой» – совесть моя нечиста. С точки зрения симпатизирующих наблюдателей  – она во много раз превышает предельно допустимую концентрацию совести в отдельно взятом организме.

    Как ни странно, у истории есть не только прошлое, но и будущее. Пусть фарс не так страшен, как комедия, а драма не намного лучше трагедии. Но остаются амбиции. И претензии. На роль… 

                без  дублей
    Контрастный душ, прыгающие в кипятке яйца и крепкий кофе вернули к жизни Талант и вселили надежду в Торговца.

    Начинался еще один день. Или – век. Или – эра. Они могли бы стать лучше. Или хуже.

    Они были впереди. И их предстояло прожить.