Если ребенок был один в семье, то он не приобрел навыков общения с людьми (некоммуникабелен). Само общение с людьми для него болезненно, вызывает нервное напряжение и стресс. Он не знает, что сказать и как себя вести, говорит что не надо и умалчивает то, что надо сказать, за что впоследствии стыдит себя и казнится. Уверенные в себе люди подавляют его, властные угнетают, подчиняют. Он отдыхает и успокаивается только когда остается один.
Он ищет для себя такие сферы деятельности и такой образ жизни, которые связаны с минимальным общением. Способен общаться только с доброжелательными, мягкими и простыми людьми и тем самым сужает круг своего общения, теряет жизненные возможности и позиции в профессии, дружбе, личной жизни.
Одинокий ребенок привыкает думать все время о себе, перебирать свои чувства, ощущения, мысли, слова, действия (самокопание, фиксация на себе, эгоцентризм). Это сужает круг интересов, сосредотачивает внимание на собственной личности в ущерб познанию других людей и предметов и отнимает много времени.
Он привыкает думать только о своих интересах, жить для себя (эгоизм). Если в семье несколько детей, то им часто приходится вступать в переговоры относительно распределения пищи, вещей, обязанностей, прав и т.д. Они учатся учитывать желания, потребности, возможности, интересы друг друга и разрешать спорные вопросы, находить компромиссы.
Человек, в психике которого не сформированы программы, механизмы обуздания своих желаний с учетом желаний других людей и представляющихся возможностей, и у других вызывает неприязнь, и сам страдает, встречая непривычные препятствия на жизненном пути. Эгоизм отталкивает людей, разрушает дружеские, личные, деловые отношения. Это тоже способствует одиночеству.
Одинокое детство вырабатывает привычку самому справляться со своими чувствами и проблемами, не ища помощи и поддержки у других людей.
Так одиночество в детстве становится одиночеством по жизни.
(Май 2011г.)