Женские архетипы манипуры. Хозяйка

Екатерина Бычковская
Манипура - чакра порядка и воли, чакра реализации в социуме. Слово манипура переводится как  «дворец из самоцветов». Её функция - превращение мечты в действительность. Её стихия – огонь. Цвет - желтый. Если энергия поступает в эту чакру, возникает чувство  довольства, удовлетворенности: «Я довольна. Все происходит по моей воле. 

 С манипурой также связано понятие достатка. Достаток (корень  – «стать», то есть порядок) - это когда энергии (материальных благ) достаточно для порядка в личном пространстве. Это понятие не количественное, а качественное, чувство, дающее уверенность в будущем, стабильность, ощущение «правильности» своей жизни. Это – ощущение себя королевой, царицей, императрицей, точно, на уровне тела, знающей, как и что происходит в  ее государстве.  Мудрая правительница (правило!), соправительница мужа-короля  отдает служению государству свою жизнь.  Каждая минута ее жизни – упорядочена, направлена на созидание в реальном мире.

Жизнь, в отличие от мечты, у нас одна. Поэтому манипура – чакра выбора, для женщины, прежде всего – выбора спутника жизни. Спутника, который будет  достойным соправителем, супругом, созидающим жизнь совместно с вами, «в одной упряжке». Манипура соответствует периоду с четырнадцати до двадцати одного года  -возрасту девушки на выданье. Поэтому работу с манипурой мы начнем с  разговора о женском  (девичьем) достоинстве и эмоциях,  его  извращающих.
Достоинство для девушки – знать, что ты достойна выбирать лучшего из многих. Невеста похожа на царевну в башне (классический сказочный образ). Она показывается в окошке, манит издали… Слава об ее достоинствах широко  распространяется в округе.  У нее много энергии, много потенциальной власти.   Власть – это понятие территориальное. Само слово власть происходит от слова «волость». Чем выше ее башня, тем шире основание подразумеваемой после реализации (брака с царевной) пирамиды.На ощущение энергии, тайны, загадки – стекаются искатели-женихи. Кто допрыгнет до окошка? Самый достойный!

«Высота башни» - понятие индивидуальное, энергии при рождении выдается не всем поровну – кому-то больше, кому-то меньше. Но обидно, что в современном мире девушка делает всё, чтобы энергию эту разбазарить, с башни спуститься, схватить  в охапку первого встречного и решить, что он-то и есть ее единственный. А если придет разочарование, повторить ту же стратегию и так - снова и снова.

Почему так происходит? Мешает быть «царевной на башне» некое детское решение.  Когда-то девочка решила: «Я не достойна» Почему? Причины могут быть разными. Например – отсутствие отца или его неприятие дочери.
 «У меня ничего не получается», «Обстоятельства всегда сильнее меня» - возможно ребенка воспитывали в стиле «брось, а то уронишь», слишком опекали.  И  вот возникает неуверенность,  бессилие, склонность к упадку сил, убеганию от  реального мира в мир фантазий.

«Я ничего не значу, никому не нужна. Я должна что-то делать, чтобы быть желанной . Я должна, то есть: я взяла жизнь  в долг,  у меня ничего своего нет.  Поэтому и меня нет. Когда я одна – меня как будто не существует. Мне скучно, жизнь не имеет смысла,  в ней нет огня.»  От такой самооценки возникает подавленность, застенчивость, зажатость ( ограничение внутреннего пространства), перемежающиеся   вспышками раздражительности – тщетными попытки взломать стены тюрьмы. Подавленная агрессия, саморазрушение – признак зажатости манипуры. Чрезмерная гордость, заносчивость – тоже: заносится красавица, витает в облаках. Высоко занеслась, да только башня ее не стоит на земле – гордость ее не имеет основания. В такой ситуации с реализацией себя в качестве супруги тоже могут возникнуть проблемы.
Архетипы манипуры
в системе Четверица - Хозяйка, Табити, Мачеха и Лиса. О них можно узнать подробнее у меня, Екатерины Тимофеевой. автора карт Четверица.


  ХОЗЯЙКА - карта "ПОРЯДОК"

Основной архетип манипуры в настоящее время – архетип Хозяйки. Это богини  Лада (супруга Сварога,), Фригг (супруга Одина), Гера(супруга Зевса) . Это – аркан Таро Императрица (супруга Императора).Это – гармоничные отношения в супружестве в условиях патриархата. Хозяйка  царит  в доме, хозяин – в мире. Закон, порядок, уклад, лад – ключевые понятия для этого архетипа – архетипа «законной жены». Поэтому в качестве основного архетипического образа карты "Хозяйка" выбран образ  богини Лады.

Лада — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков божество в славянской мифологии; богиня весенней пахоты и сева, покровительница брака. Не все ученые-этнографы соглашаются с историческим существованием культа Лады, но в современном  российском коллективном бессознательном она хорошо проявлена – в системе верований неоязычников-родноверов.

 
 Характеристики энергий Лады - радость простой понятной жизни - приготовления пищи, капания в огороде, возни с детьми. Это приятная  непрерывность забот и рассеянность внимания. Ощущается запах сладкой плодородной земли, сладостное внимание к деталям. Это материнская связь человека с природой. Но не дикая природа  тут  Мать. В роли матери тут  выступает  человек  - вынашивает и пестует культурную природу – пашню, сад, пасеку.
  Атмосфера Лады растворяет неблагодарность, агрессию. Она нужна, когда у человека потеряна связи с родом, когда человек разрушает и путает это с созиданием. Она поможет тем, кто взял на себя много вины и не любит себя.

 Архетипический образ  Фригг,  жены Одина – архетип типичной реализации женщины как жены. Она – избранница верховного бога, соправительница его. Вместе, Хозяин и Хозяйка, они несут людям закон и порядок. Фригг – богиня домашнего очага,  супружества и деторождения. Она  изображается с младенцем Бальдром на коленях, на поясе ее - ключи.  Их три – от прошлого, настоящего и  будущего.   Первым ключом отмыкается невеста, вторым – чрево рожающей женщины. Третий ключ отмыкает дом, чтобы выпустить  из него подросших детей. Это три женские инициации – в жену, в мать и в бабушку.

Еще одним важным атрибутом богини является прялка. Прядущаяся нить символизирует тайное знание богини о судьбах людей, знание, которым она не делится ни с кем.
Стихия Фригг – огненная. Фригг – это Императрица, правительница. Она изображается в высоком головном уборе замужней женщины, что подчеркивает ее статус помощницы мужа  - супруги.  Русское слово венец восходит к слову «вено» - полевые работы, труд в хозяйстве. Таким образом, венчание – это обретение мужчиной помощницы в труде, союзницы.
Но иногда союзница становится соперницей – бунт униженного при патриархате женского начала! – и хитростью добивается преимущества в споре с мужем.
Наиболее известна история  лангобардов (буквально «длиннобородых»). Раньше этот народ называли  винилам. Один покровительствовал их врагам - вандалам, а Фригг – взялась помогать винилам (так и на Олимпе Зевс и Гера часто выбирали в любимчиков  враждующие народы). Один, прорицатель и волхв, предсказал победу той армии, которая первой окажется на поле грядущей битвы. Воины-винилы еще спали в предутренний час, а Фригг уже явилась их женам и повелела им выйти на поле брани в доспехах мужей, из длинных волос своих соорудив обманные длинные бороды. Один, с удивлением взирая на странное войско, спросил: кто эти длиннобородые? Победа их – предсказание отменить нельзя!  Так Фригг победила в споре с мужем, а народ винилов получил новое имя «лангобарды».
Фригг - не единственная женщина у Одина. Он влюбляется, соблазняет, обманывает и берет силой смертных женщин и великанш. Подобный сюжет обычен для патриархальных религий.

 Фригг  уязвима, по отношению к мужу она занимает несколько  зависимое положение.  Отсюда – споры с супругом, хитрые уловки. Это сближает Фригг с Герой, верховной богиней греческого пантеона.

 Так же как и Фригг, Гера  обрела статус властительницы потому, что была избрана властителем и сумела настоять на брачных отношениях. Воля мужчины  при патриархате  первична. Женская доля – стараться понравиться и «преждевременно не слезть с башни»: только после свадьбы! Иметь власть, то есть право принимать решения, будучи самой объектом чьих-то решений – не так-то просто. Отсюда - потребность в хитрости и даже в коварстве и расчетливости. Гера часто страдает из-за измен Зевса, но, преследуя возлюбленных мужа и их детей, не осмеливается прямо бунтовать против супруга – мужчина сильнее: так уж устроен мир…
Архетип Хозяйки (Лады, Геры, Фригг) сродни  архетипу Евы .  Тут и греховность волос – животного начала.  И - контроль мужчиной, неоспоримая принадлежность ему: из  ребра.  Тут и изгнание из рая – вено, труд, плуг…
 
Ресурс архетипа Хозяйки  - возможность  быть лидером. В руках Хозяйки реальная власть (ключи на поясе!), а также женский  ее аспект – мягкое влияние.  Если у вас открыт канал к архетипу Хозяйки, авторитет в семье и коллективе вы завоюете без труда. И этот авторитет – по праву ваш. Женщина–хозяйка – мудрый стратег, она  всегда  думает,
чьи нужды прежде всего нужно принять во внимание.  Она не боится действовать, хорошо зная, «как надо», умеет заботиться  о себе и об  окружающих.
Хозяйка в налаженном гостеприимном доме умеет «видеть» все, что там происходит. Это виденье  кожей, всем телом.  От нее исходит  земная доброта, которая льется без предпочтений, любовь наседки к своим цыплятам, раскинутая сеть внимания, оберегающие теплые крылья.
Ресурсная связь с Хозяйкой – это связь с родом,  это чувство  меры, внимание к потребностям природы и людей.  мягкость, принятие времени и роста во времени.
Хозяйка наполняет сакральным смыслом повседневные действия, замедляет и делает плавным  время: нет скуки, нет лихорадочных попыток развлечься

 Возможность счастливого материнства, брака, любви  - вот что дает архетип, если связь с ним ресурсная.  Ну и, конечно, возможность по-женски,  неявно,  иногда управлять  мужем – по пословице «муж-голова, а жена – шея».

Нересурсное взаимодействие с архетипом, слабая связь с ним   - неумение заботиться. Во-первых – о себе, во вторых - о близких. Причем знание того, что заботится «надо»,  а «я не умею», приводит к тому, что близких становится все меньше. Возникает стремление к изоляции и  тогда человека может выбросить центробежной силой  за границы социума.
Одержимость  же архетипом приводит к  преобладанию материальных устремлений над духовными,. Вся энергия  направляется в манипуру и возникает тип властной женщины, полностью  ориентированной на нормы, принятые в социуме, причем на «нижнюю» границу этих норм.