Курс Осознанное управление жизнью. Введение

Евгений Медем
В школьном образовании всегда желательно иметь некоторую сквозную, системообразующую дисциплину, пронизывающую многие годы обучения и связанную со всеми другими учебными предметами.  Когда-то это был Закон Божий, а в советское время – литература, так или иначе увязывающая все прочие знания в канву жизни.
Сейчас такой школьной дисциплины нет, и цельность начального образования оказывается разрушенной. Однако последние новации в российском образовании, в частности, появление школьного курса "Осознанное управление жизнью", позволяют такую целостность воссоздать, например, на базе именно этого предмета.
В своей заметке я собираюсь изложить, как возможно реализовать такой подход.

I
Осознанное управление жизнью неотделимо от самой жизни и не сводится к набору психологических и квалификационных данных личности. Вопрос следует рассматривать на системном уровне, увязав его со всеми аспектами существования человека и социума.
Говоря об управлении жизнью, нельзя обойти вопрос, что же есть жизнь, какова ее цель. И если вспомнить, что управление состоит в определении и реализации управляющих воздействий, переводящих объект (процесс, систему) управления из текущего состояния в заданное (желаемое, предпочтительное), недурно бы определиться с показателями состояния жизни, возможным диапазоном их значений и методами измерения, составом управляющих воздействий и интервалом их величин.
Собственно, этот набор вопросов и составляет предмет осознанного управления жизнью, а если к тому же сформулировать принципы построения предпочтительных состояний и правила формирования управляющих воздействия для приближения к ним, то теория осознанного управления жизнью будет полной. (К сожалению или к счастью, это невозможно как в силу теоремы Геделя о неполноте, так и по воззрениям синергетики, которая постулирует неосуществимость управления большими самоорганизующимися системами, к каким, несомненно, относится человечество.)
Но вернемся к жизни и ее смыслу (цели).
По самым общим представлениям, жизнь есть система существования различимых особей, имеющая целью продление своего существования в чреде поколений и овладения при этом возможно большим пространством. Строго говоря, продление существования индивида не является смыслом жизни как системы, но оно есть основное средство обеспечения этого, поэтому существенны цели индивида: во здравии пребывать в тепле, сыте и не без особи противоположного пола.
Это определение подходит ко всем формам животной жизни, а для человека как существа не только тварного, но и духовного оно имеет существенное дополнение. Человек ко всему прочему еще стремится удовлетворить жажду познания и общения, хочет быть услышанным и понятым. В этом состоит его счастье.
Все вместе устремления человека направлены на уподобление Господу, по образу и подобию Которого он создан. Человек стремится к вездесущности, всемогуществу и всеведению в телесном бессмертии своего вида и бессмертии души индивида.
Для индивида управление жизнью и самое жизнь следует понимать как одно и то же, ибо он не может подойти к себе «со стороны», поуправлять, а потом посмотреть, что получится. Сюда входит гарантированное поддержание и улучшение здравия, тепла, сытости, близости, познания, общения, продления рода в условиях безопасности и минимального риска.
Однако свои устремления человек реализует не только индивидуально, но, в большей степени, в рамках той или иной социальной организации, которая необходима для концентрации и координации ресурсов и усилий индивидов pro и contra сложившимся и прогнозируемым условиям жизни во времени и пространстве. Состояние, устойчивость и качество социальной организации, напрямую влияющих на качество жизни, также являются предметом забот (рука не поднимается написать «управления») индивида.
Очертив таким образом круг вопросов рассматриваемого учебного курса, мы видим, что он включает в себя все и вся! Это значит, что никакая программа такого курса, составленная «в лоб», не охватит предмет и не даст возможности изучать его в силу необъятности. Поэтому курс "Осознанное управление жизнью" следует строить как организационно-методическое введение в эту проблему, куда отнести вышеприведенное вступление, стратификацию жизненных процессов (природные, технологические, социальные), систематизацию видов деятельности (энергетика, транспорт, информатика, экономика и т.д.), классификацию и локализацию видов воздействий в деятельности различного вида, понятие о рисках действия и бездействия, общую методологию принятия решений и т.п.
Самое главное, все вышеперечисленное следует изложить с привязкой к конкретным наукам, включая науки о человеке, и направлениям деятельности, включая быт, ориентируя учащихся на прямую зависимость состояния в этих сферах с качеством жизни. В свою очередь, в программах по всем наукам и технологиям должно быть встречное движение – определенные зависимости, тенденции, компетенции и рекомендации по достижению предпочтительных показателей жизни.
Венчать курс "Осознанное управление жизнью" должно положение синергетики о том, что достижение надежного и благоприятного существования больших самоуправляемых систем возможно путем задания для них комплекса ограничений, соблюдение которых гарантирует недопущение схлопывания или разноса систем, обеспечивает их устойчивую динамику в поле допустимых значений параметров.
Исторически оправданным и действенным набором таких ограничений являются заповеди Господни, принципы морали и нравственности, выработанные человечеством за его многовековую историю. Тем самым курс "Осознанное управление жизнью" привязывается к мировой истории и литературе, которые, по сути, есть изложение достижений и ошибок человечества на пути соблюдения или отвержения Божьих заповедей.