Медведь и белки

Анатолий Баюканский
Еще издали Влад разглядел среди зарослей, на полянке  огромную тушу, подумал, что это трофей охотника – дикий олешек Закричал: «мама, там зверь спит!» Янина присмотрелась к туше и успокоила сына. «Ну и пусть спит, нас он не тронет».,  Осторожно, оглядываясь, они направились к едва заметной в зарослях избушке. Тут и Янина приостановилась, разглядывая живого зверя. Это был не тот священный медведь, которого нивхи откармливали для «медвежьего праздника». Он лежал на траве, рядом не было ни клети, ни цепи. Медведь приподнял лохматую башку, глянул на незваных гостей и, будто поняв, что я ему не опасен, снова занял привычную позу.Янина не сразу решилась подходить к избушке, где, наверное, и проживал человек, явившейся ей в ночном видении. Осторожно пройдя еще   пару десятков метров они  приостановился возле странной кучи -это были костыли, трости, крючковатые палки.
Откуда-то с дерева прямо на плечо Влада спрыгнула белка, стала спокойно, в упор, разглядывать мальчишку. И тут отворилась дверь избушки и навстречу им  вышел заросший белым волосьем довольно крепкий еще старик, Янина тихо вскрикнула. Это был тот самый вещий отшельник, что приходил к ним на заимку.оглядев гостей с ног до головы, сказал басовито:: «Я ждал вас завтра, а вы, какие скорые, уже тут». – «Здравствуй, добрый старец! Как же ты мог знать про нас?»,Вы меня ждали?» «Матка Бозка подсказала!»
Вслед за отшельником они вошли в землянку, приостановились на пороге. Странное это было жилище, полукруглое ,похожее на юрту ороков, наполовину вросшее в землю. сооруженное явно из дерева. С крышей, покрытой корьем. В углу виднелась лежанка, на крохотном столике  стояла старая-престарая икона Божьей Матери. «Меня Стасом кличут, -наконец, представился хозяин землянки–а вот Она, моя покровительница, подсказку дала. Матка Бозка   Она –мать всего сущего, Альфа и Омега, потому и все про нас знает». И, легко опустившись на колени,, перекрестился и, обращаясь к иконе, заговорил с почтением: «Слава Тебе, Матка Бозка Ченстоховска, что позволила сим неразумным,  добраться до нас с Михал Михалычем!». « А кто этот..Михал?» лицо странного отшельника Стаса тронула добродушная улыбка. –Разве вы моего сотоварища-медведя не видели? Ну, да ладно, что с вас возьмешь.У меня так заведено: натощак разговоры не разговаривают, присаживайтесь на шкуры!.
Янина успела переглянуться с сыном. Влада было не узнать, всегда энергичный, бойкий, весь в мать, в сегодня стал послушным, молчаливым, только глазами зыркал по сторонам. Да она и сама пока ничего толком понять не могла: «Странный старик, хотя, какой он старик, просто зарос волосами, как настоящий айн, похож на бродягу, только говорит гладко, видать, из грамотных.»
 -Ну, как говорят в Польше, колокольным звоном  сыт не будешь. Давай подкормлю вас с дороги!-Хозяин шагнул к ящику с припасами. И вскоре перед гостями, которые и впряь здорово оголодали в дороге, появились угощения – вяленая кета, словно припасенные загодя здоровенные кусы вареного оленьего мяса, невиданные прежде соления, грибы и таежный виноград – киш-миш.
После закуси Стас вывел гостей на полянку и они удобно расположились на вытоптанной траве. Медведь по кличке Михалыч смирнр лежал неподалеку, изредка поднимая то башку, то шевелил в воздух  мохнатой лапой. Нежданно – негаданно на плечо Влада присела белка и уставилась блестящими глазками, а спустя мгновение Янине показалось, что белка сунула в рот сына лесной орешек.
За двое суток Янина узнала много такого, чему шибко подивилась.Стас Бугайский, таково было имя и фамилия отшельника поначалу поведал о себе: отбыл каторгу за причастность к организации «Народной воли», а пришел срок выхода в крестьянское сословие, остался на острове, опротивели людишки,  восемь лет вокруг была одна скверна –бандиты и мошенники, свирепые надзиратели,   и пришла ему в голову мыслишка отдохнуть от людишек, забрался в тайгу, стал жить-поживать, здесь же , в чаще леса пришло к нему прозрение, сутками смотрел в темноту тайги и думал, думал о смысле жизни.перед глазами вставали странные видения. И однажды, когда овладела им невыносимая тоска, решил утопиться, помолиолся своей утешительнице, но человек предполагает,, а Господь и Божья Матерь располагают . Явился ему в предрассветный час ангел Божий и приказал жить дальше,  вручил знак, по которому все вокруг стало обретать иные краски, а сам сделался неким провидцем, словно с неба упали знания и умение лечить зверюшек да и людишек таежных. Поначалу  Михалыча нашел он в тайге израненного, и. откуда что взялось, посыпались с неба подсказки ,выходил и медведь прижился, стал единственным другом.. И с той поры открылось ему в отшельничестве, многие тайны.и шли сии открытия от чудотворной иконы Божьей Матери, Матки Бозки. Ее икона удивительным образом сохранилась  все эти годы.И узнала Янина, что к тому времени поляков на острове почти не  осталось, одни сумели выбраться на родину, другие умерли. «Я-счастливец,-признался Стас,- мне легко и спокойно наедине со своей покровительницей – изображением Божьей Матери», – Царица Небесная ни раз   спасала меня и от лихих людей, и от диких зверей.»
     На второй день, ближе к полудню во время беседы Стаса с Яниной, в хижину  ввалился молодой парень в малахае и с суковатой палкой в руке. Он сильно хромал. И постанывал.. Бугайский без слов понял – у человека сломана нога.  Он глянул на Янину, прочел в ее глазах желание помочь парню. Вдвоем они уложили незваного гостя на пол, подстелив чистую, осторожно задрали штанину приказал ему задрать штанину. Увидели рваную рану, и понимая друг друга стали, принялись промывать рану, смазывать желтоватой вонючей жидкостью,  приложив осиновую кору к ране, перевязали ногу, уложили на пол рядом с Владом. который отодвинулся в сторону. Тут-то Янина догадалась, откуда  возле хижины взялись костыли да батожки, их, наверное, оставляли исцеленные отшельником недужные.
Янина едва сдерживала себя, не терпелось услышать от отшельника . какая судьба ждет ее в скором будущем, да и о сыне тоже хотелось бы услышать,Однако Стас ждал своего часа и пришлось Янине терпеть. Она попыталась с помощью  своего духа-помощника заглянуть в будущее, но видно, икона отшельника была сильнее помощников. Вечером, когда Костюха, так звали парня, улегся у костра, отшельник поманил Янину за собой. Они отошли от хижины, уселись на горелые пеньки.. И Стас огладив бороду, огорошил: «Я про тебя многое знаю .  про твою мамашу Ольку-злую шаманку.
-Где она? Не выдержала Янина.-Жива ли? В стойбище ничего не знают, уехала и пропала..
-Крепись, длчка, матушка твоя погибла на Нижнем Амуре, от руки японской колдуньи Рехи, от слепой колдуньи, очень сильной.Олька сама вызывалась потягаться с Рехо колдуньей с Хоккайдо, и… Отшельник помолчал, глядя  в темноту. Янина как-то довольно спокойно приняла это известие. Но судьба: ее единственного сына. сильно волновала.И, наконец, глубоко  вздохнув отшельник проговорил
-Знаю,шаманы передают свои знания в основном, по наследству, только парнишка твой шаманом не станет Ему, уготована иная, счастливая судьба, о которой, как вы называете небо верхним миром, уже трубят небесные литавры. Его имя Влад? И, не давая Янине опомниться добавил.-Верно назвала: Влад, по-русски Владимир, Володимер! Расшифровывается так: «Владеющий миром». Не больше и не меньше...Жди, терпи и радуйся.А теперь, гости дорогие, уходите к своим. Я все сказал…Бугайский повернулся и , не оглядываясь. направился к «Михалычу, медведь стоял на задних лапах и негромко рычал, словно призывая хозяина.