Божий промысел

Михаил Голубев
Удивительный вчера выдался день. Ну то, что начался учебный год, это ладно. Хотя тоже много странных впечатлений; дежавю, жемевю и прочие.
Я мучил школу 10 лет. Это была элитная английская школа. В стране победившего социализма и атеизма, мы отмечали Хеловин и Валентина. Я так и не заговорил по-английски. Да и вообще ходил только ради друзей. Наверное, не зря. Некоторые из них до сих пор со мной. Сейчас я понимаю, что ненавидел школу за то, что мне всегда лезли в мозг, а я хотел делать это с другими.
Школа сильно изменилась с тех пор. Теперь в школе образовательный стандарт и бюджет. Всё что не в списке, то за деньги. Отношения у нас с государством как со стервозной женой:
- Почему суп не вкусный?
- Скажи спасибо, что такой есть! На твою зарплату (читай налоги) скоро корки пойдём по помойкам собирать.
Ну и как в любой семье, в чём то она права… Хотя шубы себе умудряется покапать продавая нефть с нашего общего огорода. Ну да ладно, я не об этом. Я даже рад, что государство больше не интересуется детьми. Дети теперь предоставлены родителям, что замечательно. Может, мы хоть теперь поймём, что только от нас зависит всё в этом мире…

А ещё вчера родилась одна моя бабушка и умела другая. Они были такие разные. Одна с Марса, другая с Венеры.
Баба Рая - воинственная, независимая, строгая. Ласки я от неё не знал, зато она водила меня по партийным собраниям, родственникам и похоронам, и пекла восхитительные плюшки (никогда больше не ел таких).
Другая была сама доброта. Бабушка Лиза. У неё было трое детей, все от разных мужей. Мою маму она родила в Мурманске под немецкими бомбежками. За мою страшную худобу она звала меня "француз" или просто Мишель.
Баба Рая, суровая мокшанская женщина. Бабушка Лиза украинка с польскими корнями. Видимо оттуда от шляхтичей у нас с ней нос и  аристократические манеры. С ней я рос под украинские песни, винницкий говор, шанежки и ватрушки.
Они были очень-очень разные, эти две одинокие женщины, терявшие не единожды своих любимых, но продолжавшие жить ради детей и внуков. Российское лихо продолжало выкашивать мужиков, кого войной, кого водкой, кого лагерем, но они успевали родить им сыновей и позаботиться о внуках.
Я вырос в любви. Я впитал её столько, что даже природный эгоизму нечего было противопоставить этой Силе.

И когда потом, много позже пришла и моя очередь узнать что такое боль, Я нашёл в себе её, и выстоял. Порою мне хотелось отомстить, хотелось что бы и тот, кто стал причиной моей боли, тоже узнал, что это такое.
Но вот вчера я увидел человека, которого ненавидел так, что даже сам себе в этом не признавался. Увидел, и одна единственная мысль враз выжгла из меня всю ненависть. Я не знал, что такое возможно. Боль. Да Бог с ней с болью. Она подарила мне сына!!! Что я могу желать ей кроме добра.

Домой я ехал в вагоне метро, разрисованном осенними пейзажами, с картинами внутри и такими милыми людьми, которые ещё не знают, как много в них любви…