Усёк, бригадир?

Юрий Вшивцев
Киров-Лесная. Легендарное направление. Поезд любви и разочарований, искромётных знакомств и огненных расставаний. Проводники, работавшие на этом направлении, отличались дерзостью, отсутствием комплексов и наличием чувства сплочённости в экстремальных ситуациях. Иначе здесь нельзя, иначе будешь выброшенным из вагона в тайгу без денег и надежд на выживание.
 Киров-Лесная. Это тайга, леспромхозы, гарнизоны, зоны. Это беспокойные ночи, частые остановки и долгий путь домой. Это пьяные офицеры, бывшие зеки, лесные жители. Это поезд, в котором я осваивал новую должность начальника поезда...
—Почему начинающих бригадиров посылают именно на это направление? - спросил я инструктора перед отправлением.
Вопрос остался без ответа.
  Для уверенности мне потребовалась поддержка. Я нашёл её в лице Ани - опытной проводницы с другого состава. Девушка, не раздумывая, согласилась поработать со мной в штабном вагоне.
 Первый рейс в роли бригадира. Проводники незнакомые. Наглые и самоуверенные. На планёрке, как положено, зачитываю приказы, даю указания.
—Шеф, хорош командовать! - кричит усатый мужик со второго ряда. - Мы без тебя знаем, что надо делать в вагонах.
 Пробую возразить. Бригада молча поднимается и уходит с планёрки.
—Хреново тебе будет с ними, - замечает Аня. - Сразу бери их в ежовые рукавицы, иначе выбросят из поезда на ходу!
—Не переживай. Прорвёмся, - бормочу я и направляюсь в отстой.
 На посадке иду вдоль состава. Проводники строго выполняют свои обязанности. Правда, внешний вид не очень опрятный, зато профессиональная улыбка и подчёркнутая вежливость полностью покрывают эту неряшливость. Похвально! Однако, посмотрим, что будет дальше.
 Станция Зуевка. Время позднее, но никто не спит. С лавочки на перроне наблюдаю за действиями бригады. Проводники бросают в мою сторону косые взгляды. Изучают, наверное. После свистка локомотива дружно поднимаются на ступеньки вагонов. Пока все работают без замечаний.
 Станция Яр. В первый вагон заходят ревизоры, в последний - сотрудники транспортной милиции. Обычная проверка, но я начинаю волноваться: не известно, чем закончится этот рейд.
—Здесь все друг друга знают, - подсказывает Анна. - Не беспокойся: и волки будут сыты, и овцы - целы! Вот увидишь!
 Под этой поговоркой девушка имеет в виду, что в случае неприятностей проводники сумеют договориться с проверяющими. Ревизоры, пройдя по вагонам, оставляют дежурную запись в «бортовом журнале» и покидают состав. Милиционеры сопровождают нас до следующей крупной станции.
 Поезд вкатывается в таёжную зону. Однопутный участок, минимальная скорость, дремучий лес за окнами. Вместе с нарядом иду по составу. Транспортники выборочно проверяют документы пассажиров, попутно отбирая спиртное у захмелевших мужиков. В служебках бодрствуют дежурные проводники. Каждый занят работой.
 Станция Стальная. Наряд милиции уходит в здание вокзала. Я остаюсь один на один с бригадой. Сильно напрягают нехорошие предчувствия. После отправления иду с проверкой. Так и есть. Объединившись в группы, проводники «ужинают», точнее, пьют прозрачную жидкость, закусывая рыбными консервами и тушёнкой. Ощущается устойчивый запах водки...
—Отстраняю всех от работы до конца поездки! - объявляю по поездному радио.
—А с кем работать будешь? - замечает проходивший мимо усатый мужик, судя по запаху перегара изо рта, тоже не совсем трезвый.
—Пусть пьют, - соглашается Анька. - Лишь бы в Киров вернулись свежими, как огурчики!
 Станция Лесная. Конечная остановка. Лучи утреннего солнца приводят в чувство заспавшихся проводников. Пока нет пассажиров, собираю бригаду на пятиминутку в штабной вагон.
—Пьянство на железке опасно для жизни, - начинаю «воспитывать» проводников. - Вы несёте ответственность за людей, едущих в ваших вагонах. Я запрещаю вам употреблять спиртные напитки в рейсе!
—Ты нас не лечи! - прерывает мою речь усатый. - Мы пьём, но свою работу знаем! Ты попробуй по трезвянке усмирить разбушевавшегося зека или оборзевшего вояку! Ты кровь по щекам не размазывал, дубиной по спине не получал? Нет? Вот и не командуй! Хочешь с нами дружить - не выпендривайся! Иначе, дорога длинная, тайга большая... Усёк, бригадир?
 Я начинаю понимать, что «Ус» - лидер в бригаде. Значит, надо искать другой подход. Выбираю время, иду в общий вагон - «вотчину» Усатого. Он встречает по-доброму, угощает чаем:
—Вижу, ты понял тему. Давай потолкуем...
 Разговор заканчивается рукопожатием. Лидер принимает мои условия: я не сдаю начальству пьяных проводников, а бригада не подводит меня, то есть по прибытию в Киров выглядит трезвее памятника.

...Через месяц начальник резерва задумался: почему самый пьющий и «безбашенный» коллектив проводников вдруг стал самым дисциплинированным? Несколько раз руководитель подсаживал к нам стукачей, но мы «раскусывали» их ещё на посадке и вынуждали молчать.
 Осенью я ушёл в другое направление. Последний прощальный рейс на Лесную превратился в шумное застолье, о котором деповское начальство не знает до сих пор. Может быть...