Светлая память Вашим родителям! -2

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало  в главе 1.http://proza.ru/2013/08/22/1939

Наша   встреча состоялась на следующий день, так велико было желание Владимира Николаевича  выговориться, видимо, слишком наболело.

Утром, слегка  припозднившись,  я, как всегда, направлялась в  свой  сад,  у меня было много работы, которую за меня никто  не  сделает. День выдался тёплый солнечный. Ещё издали я увидела   Владимира Николаевича, который дожидался   возле моего дикого малинника.

 При  виде меня он заулыбался, поздоровался.
- А уж я подумал, что Вы сегодня не придёте, - сказал  он.
- Почему Вы так подумали? – удивилась  я.
- Должен же быть у Вас выходной день от работы  в саду, - ответил  он.
- Выходной  я устраиваю для  себя, когда наступает полоса дождей,  вот уж отдыхаю вдоволь,  а потом опять за работу, -  мы вошли  в  калитку, прошли  к беседке,  где  удобно расположились.   Я постелила салфетку на стол, достала  посуду, сладости  и  термос  с горячим чаем.

Из  беседки, как на ладони виден весь мой  сад.  Присев на стул, он, не отрываясь, смотрел  на моё хозяйство,  и не переставал восхищаться.
-  Какой труд!  Сколько  сил вложено  в эту красоту! – говорил  он. По  его восклицанию  можно было понять, что он знает цену  такому саду. От  моего скромного угощения  мой гость сразу отказался.

-  Вы знаете, Эльвира, мы ведь чем-то очень близки с Вами! – начал он наш разговор. – Я давненько наблюдаю  за  Вами  и, если позволите, восхищаюсь  Вашим трудолюбием.  Откуда  в  Вас это?  Вы, насколько мне известно, педагог, причём долгие годы  были  руководителем  и вдруг такая  любовь  к земле! Вы  чем это объясните?

-  Это  папа  так воспитал меня! – засмеялась я.- Он работал  главным бухгалтером большого предприятия, очень уставал.  После работы  он  каждый день  трудился  в саду,  и всегда  повторял  слова  академика Ивана Петровича Павлова  о необходимости  сочетания умственного труда и физического.  И  меня незаметно приучил  к работе с землёй, за что я ему очень благодарна.

-  Видимо,  Ваш папа  был  к тому же ещё  прирождённым  педагогом  и психологом, - сказал Владимир Николаевич.
- Да, - согласилась я. -  Воспитатель он был прекрасный.  Ну, что же мы всё  обо мне?
На некоторое время   в нашем  разговоре  наступила пауза, после чего мой собеседник  продолжил.  И  я  поняла, что этот разговор, как  вступление, был тщательно  продуман  им  для того, чтобы подготовить меня к его рассказу.

- Вы знаете, милая  хозяюшка, - начал мой собеседник. - Я   хочу поведать Вам свою историю, может  быть,  это  покажется  Вам  удивительным, но  у меня есть такое желание.   Извините  меня, я   не  смогу рассказать Вам всё сразу, воспоминания слишком тяжелы для меня. На всякий случай взял  с собой таблетки нитроглицерина.  Наберитесь терпения, выслушайте меня   и  извините заранее, что я отниму у Вас драгоценное время.

- Владимир Николаевич, а может не надо ворошить прошлое? Бог  с ним! – мне стало  жаль этого человека. – Давайте-ка, попьём с Вами чайку, я  угощу Вас  свежими  яблоками,  у меня  их столько уродилось! – я  старалась говорить как можно  радостнее, но он  не отреагировал.

-Извините, Эльвира, если Вы не настроены меня слушать, то я   могу  уйти! – как-то неуверенно сказал  он.
- Нет, нет, Владимир Николаевич, Вы меня неправильно поняли! – пыталась оправдаться  я. -  Я Вас слушаю!

 -  Было это  давно, очень давно, - начал мой собеседник.- Мой  дед  был зажиточным крестьянином,  хозяйство у него было большое, да и  семья  не  маленькая,  семеро детей: пятеро сыновей  и две дочери.  Бабушка была отменной хозяйкой, работала с дедом наравне, только  по дому, да со  скотиной управлялась. 

Дети подрастали,  к  труду приучались,  сыновья, как это было заведено,  работали  с отцом  в поле,  в мастерских,  а дочери  с матерью  дома. Но в сезон  рабочей силы  всё равно  не хватало, нанимали работников. На первых порах  нелегко было,  но сумели  общими усилиями создать крепкое по тем временам  хозяйство. Не  смотря  на то, что достаток в семье был, жили очень экономно. 

Мой дед  Степан Васильевич, был человеком грамотным, выписывал литературу  по агрономии, читал.  Покупал  семена  новой селекции  за границей, следил за севооборотом,  а уж как землю  любил! 
- Землю, как бабу,  ласкать надо, -  частенько говаривал  он  своим  сыновьям.- Только  тогда она  родить будет.

Здоровьем он был крепкий,  сам  везде старался угодить: пахать и сеять  любил,  а  когда приходила  уборочная  страда,  неделями не спал, лишь бы только убрать урожай без потерь.  Вот  уж когда  управлялся  с уборочной, тогда и  отдых себе давал.  Вёл специальные, так называемые амбарные  книги, где  помещал свои учётные записи, расчёты, высчитывал  урожайность. Делал на  каждый год  план своих земель,  записывал, что  и где было посажено по годам.

Сбора  урожая  ждала вся семья, дед заключал сделки  на продажу зерна, когда  деньги  были получены, дед  сам ехал на  базар  и   всем детям  покупал обновы.  Жене  и дочерям  мануфактуры разной, да платы цветастые, сыновьям  рубахи, да  сапоги  яловые – все были довольны  отцовыми подарками. Этот день в семье  был большим праздником, ибо каждый получал что хотел.  Остальные  деньги  дед  прятал  далеко,  был  у  него сделан потайной сейф, о существовании  которого  знала только бабушка.  Часть денег  он  отдавал бабушке  и  разрешал хранить  за иконой.  Так  и  жили.  Относительно  спокойное время пролетело достаточно  быстро.  В стране назревала революция, а вместе с тем большие перемены.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2013/09/04/1233