Человек - мозг из сборника Откровения хорошо инфор

Вас Уранов
Человек – мозг
(из сборника «Откровения хорошо информированного оптимиста»)
На днях пятилетний внук моей знакомой задал мне «детский вопрос», из числа тех, что могут поставить в тупик любого академика: «А зачем люди вообще живут?» Я попытался в доступных ему выражениях объяснить смысл жизни человека, его целей, стремлений, возможных достижений и т.п. Не знаю, насколько я смог удовлетворить его любопытство… Но когда я оказался в одиночестве, заданный мне вопрос опять взбудоражил меня и на этот раз «потащил» в несколько иную сторону. А вдруг этот малыш имел в виду не «зачем живут конкретные люди», а «зачем живут люди как таковые», человеческий род вообще?.. Как и зачем на планете Земля появилось человечество? Каково наше предназначение в этом мире вообще?..
Пораскинув мозгами, я решил, что единственно возможный путь ответа на эти вопросы лежит в русле теории эволюции (религия с ее актом Творения, не имея в своем распоряжении никакого «удобоваримого» эмпирического материала, ничего убедительного предложить не может).
Как важнейший компонент этой теории, в XIX веке возникла концепция «цефализации» – возникновения, а затем усложнения нервной системы и прежде всего мозга организмов как одновременно и основополагающего фактора, и результата их эволюции. Другими словами, весь многомиллиарднолетний процесс развития организмов, когда-либо существовавших на нашей планете, от простейших до человека имеет свою внутреннюю логику – постоянное совершенствование их нервной организации.
 Развитие нервной системы организмов, становление их мозга в процессе эволюции можно представить в виде перемещения, так сказать, «центрального сервера» системы в новое место: сначала возникает «периферийный мозг» (вынесенные на поверхность тела сенсорные рецепторы), затем центр управления переходит к брюшному мозгу, потом к спинному и, наконец, – вершина эволюции – к головному мозгу. Появление нового «ядра» ЦНС (центральной нервной системы) не уничтожает прежние ее структурные компоненты, а лишь меняет характер соподчинения между ними в пользу новообразования. Отсюда у человека наблюдается самая структурированная нервная система из всех известных нам, которая «тотально объемлет» весь его организм, и потому она в целом может быть названа мозгом (назову его условно «большим мозгом»).
Мы не знаем в мире феномена более сложного, более таинственного, более поразительного, чем наш мозг! Если настанет день, когда человек дойдет до полного понимания устройства своего мозга и его главной функции – сознания, это можно будет считать его величайшим завоеванием в познании мира и окончательной победой над ним! Однако, похоже, до этой цели еще очень далеко…
 Всего полтора килограмма вещества, в котором заключена наша способность думать, любить, страдать, строить планы, воображать, фантазировать, помнить о прожитом – словом, все, что составляет наше сознание, нашу духовную жизнь, по-прежнему остается для ученых загадкой, бросающей вызов нашему желанию дойти в познании до последнего рубежа. Получается так, что разобраться в скоплениях далеких галактик нам легче, чем в конгломерате нейронов, психических процессах, заключенных в собственной голове.
Логика эволюции жизни, «цефализация» как ее центральный принцип, возникновение совершенного по своей организации мозга, «пронизывающего» собой все органы и ткани тела человека, – все эти процессы и явления приводят к естественному, как мне кажется, выводу: человек, как биологический вид, по своей сути есть не что иное, как мозг! Все его внутренние органы и ткани выполняют в организме человека вспомогательную роль, конечная их задача – максимально эффективно обслуживать мозг. Да, именно так: не мозг обслуживает развитие организма, а наоборот, организм способствует прогрессу мозга (или можно по-другому: мозг управляет организмом в «своих собственных интересах»!). И в этом факте я усматриваю, так сказать, «главный замысел» природы: создать в процессе эволюции такую материальную структуру, которая породит еще более совершенный продукт, не имеющий аналогов в природной действительности, – сознание, которое, в конечном счете, превратит стихийный природный процесс в сознательно управляемый мыслящими существами!
В русле высказанной гипотезы анатомия и физиология высшей нервной деятельности человека является наиболее наглядным показателем общего биологического развития индивида (наиболее структурно и функционально развитый мозг есть свидетельство всестороннего и целостного развития организма человека). Наше человеческое эволюционное предназначение заключается в достижении максимально возможного (фактически безграничного) развития потенциала мозга. Все происходящие в обществе процессы, достижения культуры в аспекте их прогрессивности могут и должны измеряться тем, насколько они способствуют (или мешают) развитию человеческого мозга!