Тейваз

Эдуард Шарипов
      Утром, проснувшись, я не смог вспомнить своего сна. Осталось в памяти только одно слово из сна - Тейваз.
      Я помню, что кому-то что-то доказывал, что так зовут мою маму и что в Уфе есть древнее капище Тира - Тейваза.
      По легенде, по догадкам, по различным версиям скифы - это древние башкиры. Но не те тюркские и персидские племена, которые пришли позже на башкирскую землю. Я говорю о древних башкирах - аборигенах этой земли.
      А потомками скифов, как известно были  русские, немцы и норвежцы. По крайней мере об этом пишут немецкие историки. Правда, сейчас раскопали на Алтае скифского воина и алтайцы претендуют на родину древней Скифии. Но проблема в том, что черты лица воина всё-таки монголоидного типа. На территорию Древнего Алтая Скифы могли прийти со Среднего Урала.
      Посмотрели бы вы сейчас на фотографии моего прадеда и деда - на вытянутые лица, высокие лбы и весомую нижнею челюсть - особой разницы между ними и варягами я не вижу. Помню мощные запястье моего деда, переходившее сразу в кисть руки. Если в эту руку вложить меч или копьё - то мало не покажется.  В нашем башкирском роду все были здоровые и высокие.
      Я не зацикливаюсь на догадках, фактах - пусть каждый верит в то, что ему ближе и то, что даёт человеку силы жить. Но подвесить информацию и посмотреть на неё с разных сторон - это интересно.
      Псковские друзья иконописцы, как-то мне сказали, что в библиотеке Пскова-Печорского монастыря есть древние рукописи, в которых говорится о том, что Древняя Россия берёт своё начало с Приаралья. Посмотрите по карте, где Приаралье и где Южный Урал - это одна зона.
      Поэтому сказки о непроходимых лесах, диких и дремучих племенах, населяющих территорию от Урала до Алтая и от Скандинавии до Урала, оставим для других. Эти пространства давно были освоены древними цивилизациями. Куда деть древнюю башкирскую пещеру Шульган-таш, где знаками написана будущая история всего человечества и Древний Аркаим - загадка для современных историков. Все же это на территории исторического Башкортостана.
      Странно устроены судьбы людей. Говоря о древней истории, я думаю о судьбе нашей  семьи. Фамилия моей мамы - Тивас. Эта слово берёт своё начало от древнего бога Тира - Тейваза - сподвижника скандинавского бога Одина. Символ этого бога - это стрела, устремлённая вверх. Это стрела - тамга древних башкир. Древнее капище Тира по словам историков, находилось в Уфе. Мама из Питера по комсомольской путёвке поехала в Башкирию, где познакомилась и вышла замуж за моего отца башкира. Прошлое древнего мира соединилось в судьбах двух человек.