Остров Рейнеке

Татьяна Черкасова Автор
Моему деду
Ивану Ильичу Малому,
моей бабушке
Варваре Григорьевне Амелиной,
моей матери
Вере Ивановне Батищевой и всем
Жителям этого уникального Острова,
посвящаю…


1

Тому назад,
Не знаю сколько лет,
Не  ошибусь,
Коли скажу: с рождения,
Меня воспитывали
Бабушка и дед
На острове-
О том стихотворение.

2

Я помню каждый день
Из детства моего,
Соседей по двору:
Гудима и Самарских,
Наурзалиевых
Берёзу на юру
Над крашеным крыльцом
И их овец горластых.

3

Я помню хулиганил
Колька Путиёв*
Племянницу его-
Заносчивую Ленку,
Которая петлёй
Ловила воробьёв…
И мазали нам с ней
Зелёнкою коленки.

4

Болотистый пустырь,
Да тропка вдоль ручья
До бани через луг
Бегущая на запад.
Стреноженные кони
Да седые тополя,
Что посадил лесник
Дядь Миша Косолапов.


5

А что за пустырём? –
Свобода и простор,
Там детства моего
И часть меня осталась.
Дорога вниз с бугра,
Да к морю на утёс,
А после, на покос,
Полями пробиралась.

6.

Обкатанный голыш,
Ракушки, да песок
Давили и гребли
Дырявые сандалии.
И от крапивы жёг
Ладошку пузырёк,
Когда меня звала
Обедать баба Валя.

7

Мой дед Иван Ильич
Был на расправу скор,
Когда через забор
Я к Алке удирала.
И затевали куры
Свой куриный спор,
Когда им мокрый хлеб
С ладоней раздавала.

8

Я до восхода солнца
Норовила встать,
Чтобы успеть застать
Росу на паутине,
Да палкой паука
Немного попугать,
Чтоб место знал своё
За нашей ставней синей.

9.

А после  «куража»
Меня в сарай несло,
Где страшно и тепло
В спокойствии курином.
Я курице ладонь
Совала под крыло
И крыл меня петух
На чистом петушином.

10.

Мне думалось, что я
Прворней всех в дому,
Что домочадцы спят,
Что всех перехитрила,
Но говорила мне
Корова Майка : Му!
И пахло молоком,
Что бабушка сдоила.

11.

Настойчиво звало
Уключиной весло
В уверенной руке
Вернувшегося деда.
И камбала с ленком
Таращились не зло
Из таза у печи,
Растопленной к обеду.

12.

Я дворовому псу
Не знала сколько лет
И звали не Джульет
Его, а просто Жулик.
Был рыж и кривоног,
А после – стар и слеп,
Он прожил двадцать лет
И мой секрет как умер.

13

Он был отличным псом,
Он другом был моим,
Он поселил во мне
Любовь ко всем животным.
В сторожевых делах
Он был незаменим,
Он братом был моим,-
Охраной и аплотом.

14

Он заводилой был
По части псовых драк,
Он частью был двора
И лучшей частью детства.
И он  же научил
Меня любить собак
И чувствовать людей
И боль чужого сердца.

15

И доводилось мне
По острову пешком,
Куда бы не звало
Меня воображенье.
И приходилось взрослым,
Часто с ремешком,
Насилием грозить
За эти похожденья.

16

Как здорово одной
По мокрому песку,
Вдоль берега к леску
Колючих барбарисов,
Да побродить в лугах,
Кусая осоку,
По роскоши цветов,
С фонтанами ирисов!

17

На берег голубых
Могучих валунов,
Где маков белых цвет
В бутонах-половинках,
Носила я свою
Недетскую любовь,-
Небольно дрался дед
Своею хворостинкой.

18

А сколько приключений,
Сказок и стихов
Подарено тобою
Мне, любимый остров!
Напротив был Попов,
А северней  - Козлов.
На лодке доплывать
До них случалось просто.

19

И ягодный простор,
И выбор детских игр,
Ромашек полевых
Невиданное царство.
И Толя Рябов,
Мною избранный жених.
Мне было уже семь,
Ему - лишь девятнадцать.

20

Я не любила Варю –
Бабушку свою,
Была она строга
И очень молчалива.
И только повзрослев
И обретя семью
Я поняла, что к ней
Была несправедлива.

21

Ах если бы вернуть
Былое время вспять
Хотя бы ненадолго,
На одно мгновенье,
Чтоб бабушку мою
За плечики обнять
И так не отпускать,
Не испросив  прощенье.

22

Был у неё наш дом,
Мой дедушка и я,
И дочки: мать моя -
Весёлая  Веруня,
Надежда и Любовь,
А тётку Ольгу звать,
Не знаю с чьей руки,
Красиво стали  Груней.

23

Был у неё и сын
Володя – мамин брат,
И множество забот,
И женственность, и сила.
И был в большой семье
Порядок и уклад,
Который создал дед,
А бабушка хранила.

24

Она немного старше
Дедушки была,
Она не заспала
Ни одного ребёнка.
Степенна и добра,
И сдержанно строга,
С короной из волос
За костяной гребёнкой.

25

С серебряных серёг
Рубины десять штук,
Что бабушкой хранились
В пуговичной банке,
Не минули моих
Проворных детских рук,
Секретом став моим
В земле с цветком под склянкой.

26

Я верила тогда,
Что погреб – это ад!
Что чёрт и домовой
Там точно обитают.
Геранями окно
Смотрело в палисад
И видело, как лёд
На тёмных грядках тает.

27

Как чёрно-белый фильм
Запомнилась весна
И гибель рыбака
Во время шторма в море.
И Кочнева тогда
Тёть Груня изрекла,
Что нет чужих детей
И нет чужого горя.

28

И осень, и весну
Я с детством обрела.
И зиму поняла
По отношенью к лету.
В пять лет я на охоте
С дедушкой была
И лисий ела хлеб,
И зайцеву конфету.

29

Я нянчила едва
Рождённых голубей,
Поила изо рта
Их тёплою слюною.
И чучело лисы
Смотрело из сеней,
Как будто бы ждало,
Что двери не закрою.

30

И не было вкусней
Смородины в саду,
Где рвали мы её
С сестрой без оговорки.
А дедушка косил
Щавель и череду.
И вжикала коса,
Как молоко в ведёрко.

31

Минуя птичий двор,
Верстак и конуру,
Я через огород
К зелёным грядкам кралась
И с розовых хвостов
Сдирая кожуру
На сонном чердаке
Над книжкой забывалась.

32

А вечером, когда
Чертила тень скала
И о родной забор
Чесала бок корова,
И стар и молодёжь,
Оставив все дела,
На пирс центральный шли
Встречать трамвай с Попова.

33

И радовались все
За тех, кому везло
Обнять островитян,
А тем – гостей и близких.
И обсуждало с почтой
Новости село,
А солнце море жгло
Закатом золотистым.

34

Мне верилось, что детство
Это навсегда,
Как вечная вода
Возлюбленного Моря.
И жалобно в туман
Трещали провода,
И ахали буи,
Предотвращая горе.

35

С рассветом на причал
Сходились рыбаки.
Поскрипывал бортом
Заночевавший сейнер.
И жабры растопырив
Пёстрые бычки
Из толщи водяной
На удочки глазели.

36

Цепляя влажный трап,
Постанывал канат.
Скучали без людей
Причальных кранов кошки**
И крошечный  РС
Тащил баржу назад,
Гружёную травой***
В искрящейся рыбёшке.

37

Володю – дурака
Не гнали мужики,
Смеяться над больным
За доблесть не считалось,
Не брезговал никто
Им поданной руки
И значимость его
Никем не умалялась.

38

Он был трудолюбив
И на работу спор,
За что и уважали
Местные старушки,-
Дрова переколоть,
Да починить забор
Он брался за обед
И рубль без полушки.

39

И не переставали
Сердцу в такт стучать
Натруженным движком
Рачительные боты,
А я бежала деда
К пристани встречать
В семнадцать двадцать пять,
Когда он шёл с работы.

40

Ах как же было ловко
На руки взлететь,
А после на плечё
И с этой верхотуры,
С такого высока
На целый мир смотреть,
Собой продолжив тень
От дедовой фигуры.

41

И ласково царапал
Дедушка щекой
Чумазые мои
Колени и ладошки.
И доставлял меня
Счастливую домой,
А бабушка кормила
Вкусною окрошкой.

42

Казался совершенен
В детстве взрослых мир,
Где сильные мудры
И честны в отношеньях,
А войны – это лишь
Фрагменты взрослых игр
И невозможны пошлость,
Страх и униженье.

43

И не согласна я
Тогда была терять
Хотя бы одного
Из детства или дома.
Красива и добра
Меня любила мать
И с завистью людской
Я не была знакома.

44

Мне жаль моей души..
И нечего сказать,
И нечем возразить-
К чему здесь объясненья?
Мне хочется о ней
Минуту помолчать
И Господа просить
О счастье воскрешенья.

45

Мне жаль моей души…

Июль 1994

*Николай Путий
**приспособление на причальном кране
***анфельция - морская трава, которую раньше добывали и сушили на острове Рейнике