Основы оптимизма

Николай Бородастов
Главное правило

Оптимист всегда не тужит,
знает, может быть похуже,
но кручина  не помеха
потрудиться для успеха,
потрудись, успех придет –
грусть-кручина пропадет.

Трудиться – уметь надо

1.  Известное. Знают все:  без труда – не выловить рыбку из пруда.  Многие знают из этого, что такое пруд, рыбка и выловить. Но что  это такое, труд,  в общем случае, –  это  знают не все. Но  в этом неведении не следует видеть беду. Захочешь трудиться – узнаешь и научишься, а когда научился и умеешь трудиться – труд становится в радость как деятельность.  Здесь даны начала  теории труда как деятельности человека, дела.

2.  Идея. Труд – это  дело   с целью удовлетворения личной или общественной потребности путем приложения умственных и физических усилий.

3.  Обоснование. Видно, что труд –  это всегда сочетание деятельностей умственной (это творчество) и физической (это работа). Принято считать труд творческим, если в нем больше трудятся умом (интеллектом), это не доступно наблюдениям со стороны,  и меньше деятельности физической. Труд  чаще называют работой, если главными действиями стали физические приемы, методы и технологии, их можно наблюдать. Но творчество и работа бывают практически в труде всех  родов и видов.

4.  Техническое обеспечение. Трудиться  надо умеючи, обучившись предварительно  и творчеству, и работе в труде избранного вида. Обучиться – это узнать и освоить до умений  технику труда, т.е. отдельные действия, или весь процесс, или  всю технологию труда  по объекту для удовлетворения   ранее заданной или самостоятельно выявленной потребности. А при разделении труда  между тружениками одному достается какая-то часть технологии производства объекта, но так, чтобы совокупным трудом объект завершался как целое.

5.  Организационное обеспечение. Видов труда множество, а родов труда  всего семь. Причем труд всех родов присутствует в разной мере в труде всех видов, даже в учебной деятельности школьника. Из-за этих  разделений и наложений  в сложном труде существует хроническая неразбериха в том, чему, как и когда человека  обучать для рациональной организации труда.  Чтобы не  впадать в пессимизм, пригодно общее правило: обучаться   общим методам труда всех родов  лучше начинать с детства, а вид трудовой дея-тельности, ее формы и конкретизацию технологий деятельности осваивать  всегда по мере надобности.

6. Управленческие решения. Обучение труду – это  составляющая часть образования, как явления. Образование подразумевает преобразование человека биологического, индивида,  в человека-личность, во всесторонне развито-го представителя человеческой цивилизации  планеты Земля. Это преобразование осуществляют  совместными усилиями сам человек, заинтересованный в своей цивилизации, и  гражданское общество, которое тоже заинтере-совано в пополнении состава  народа личностями развитыми, здоровыми, дееспособными и репродуктивными. Поэтому для рационального  обучения  и  практики бытия  личности и народа необходимы  в действии управление внешнее (родители, школа, другие социальные институты, власть) и самоуправление, но направляемое обычаями, правилами и законами общественной и государственной нормами.

7. Исполнительские решения. В практике образовательной деятельности человек проходит стадии  младенчества, дошкольного воспитания и образования начального, среднего, полного среднего и, возможно, высшего и после-вузовского.  Темпы прохождения  этих стадий  нормированы по законам, а результаты определяют  в школах путем официальных оценок  знаний, умений и навыков выпускников. Человеку доступна самооценка качества  своего образования с учетом осознания  в практике уровней  физического развития, развития интеллекта, творческих способностей, практических умений в творчестве и  в работе и, конечно, в практике развития потребностей в самообразовании для возвышения квалификации и статуса в обществе. Потому развивающаяся и развитая личность  пребывают в бесконечном  по времени и широком по содержанию процессе социализации. Результат  ее воз-растающий: личность, развитая личность, дилетант,  ученик, стажер, профессионал, а далее – специалист, опытный специалист, мастер, Человек культуры, изобретатель, кандидат наук, профессор и т.д. 
      Профессионализма в сложном труде, опытности  и высокого статуса достигают  люди обычно к 30-40 годам, но  часто личности целеустремленные находят и осваивают нетрадиционные методы самообразования, чтобы сократить  общую длительность обучения.
      Осознание  личностью своих возможностей, потребностей  и способно-стей в ускоренном  достижении высокого статуса в обществе и государстве – это важнейшая предпосылка для оптимизма  и счастья человека.