Главное правило
Оптимист всегда не тужит,
знает, может быть похуже,
но кручина не помеха
потрудиться для успеха,
потрудись, успех придет –
грусть-кручина пропадет.
Трудиться – уметь надо
1. Известное. Знают все: без труда – не выловить рыбку из пруда. Многие знают из этого, что такое пруд, рыбка и выловить. Но что это такое, труд, в общем случае, – это знают не все. Но в этом неведении не следует видеть беду. Захочешь трудиться – узнаешь и научишься, а когда научился и умеешь трудиться – труд становится в радость как деятельность. Здесь даны начала теории труда как деятельности человека, дела.
2. Идея. Труд – это дело с целью удовлетворения личной или общественной потребности путем приложения умственных и физических усилий.
3. Обоснование. Видно, что труд – это всегда сочетание деятельностей умственной (это творчество) и физической (это работа). Принято считать труд творческим, если в нем больше трудятся умом (интеллектом), это не доступно наблюдениям со стороны, и меньше деятельности физической. Труд чаще называют работой, если главными действиями стали физические приемы, методы и технологии, их можно наблюдать. Но творчество и работа бывают практически в труде всех родов и видов.
4. Техническое обеспечение. Трудиться надо умеючи, обучившись предварительно и творчеству, и работе в труде избранного вида. Обучиться – это узнать и освоить до умений технику труда, т.е. отдельные действия, или весь процесс, или всю технологию труда по объекту для удовлетворения ранее заданной или самостоятельно выявленной потребности. А при разделении труда между тружениками одному достается какая-то часть технологии производства объекта, но так, чтобы совокупным трудом объект завершался как целое.
5. Организационное обеспечение. Видов труда множество, а родов труда всего семь. Причем труд всех родов присутствует в разной мере в труде всех видов, даже в учебной деятельности школьника. Из-за этих разделений и наложений в сложном труде существует хроническая неразбериха в том, чему, как и когда человека обучать для рациональной организации труда. Чтобы не впадать в пессимизм, пригодно общее правило: обучаться общим методам труда всех родов лучше начинать с детства, а вид трудовой дея-тельности, ее формы и конкретизацию технологий деятельности осваивать всегда по мере надобности.
6. Управленческие решения. Обучение труду – это составляющая часть образования, как явления. Образование подразумевает преобразование человека биологического, индивида, в человека-личность, во всесторонне развито-го представителя человеческой цивилизации планеты Земля. Это преобразование осуществляют совместными усилиями сам человек, заинтересованный в своей цивилизации, и гражданское общество, которое тоже заинтере-совано в пополнении состава народа личностями развитыми, здоровыми, дееспособными и репродуктивными. Поэтому для рационального обучения и практики бытия личности и народа необходимы в действии управление внешнее (родители, школа, другие социальные институты, власть) и самоуправление, но направляемое обычаями, правилами и законами общественной и государственной нормами.
7. Исполнительские решения. В практике образовательной деятельности человек проходит стадии младенчества, дошкольного воспитания и образования начального, среднего, полного среднего и, возможно, высшего и после-вузовского. Темпы прохождения этих стадий нормированы по законам, а результаты определяют в школах путем официальных оценок знаний, умений и навыков выпускников. Человеку доступна самооценка качества своего образования с учетом осознания в практике уровней физического развития, развития интеллекта, творческих способностей, практических умений в творчестве и в работе и, конечно, в практике развития потребностей в самообразовании для возвышения квалификации и статуса в обществе. Потому развивающаяся и развитая личность пребывают в бесконечном по времени и широком по содержанию процессе социализации. Результат ее воз-растающий: личность, развитая личность, дилетант, ученик, стажер, профессионал, а далее – специалист, опытный специалист, мастер, Человек культуры, изобретатель, кандидат наук, профессор и т.д.
Профессионализма в сложном труде, опытности и высокого статуса достигают люди обычно к 30-40 годам, но часто личности целеустремленные находят и осваивают нетрадиционные методы самообразования, чтобы сократить общую длительность обучения.
Осознание личностью своих возможностей, потребностей и способно-стей в ускоренном достижении высокого статуса в обществе и государстве – это важнейшая предпосылка для оптимизма и счастья человека.