И встретились бывшие

Анатолий Баюканский
И ВСТРЕТИЛИСЬ БЫВШИЕ

   Янек Лещинский, сидя в одиночной камере, с нетерпением ждал начала суда. . И в милом сердцу городе суровые русские и литовские следователи допрашивали его днем и ночью. Особенно  навязчиво задавали вопросы не только о младшем брате Юзефе  но и о Брониславе.  Пилсудском. Догадался Янек позже, когда во время очередного допроса он спросил: «как ему встретиться с Пилсудским   Юзефом?» Наступила долгая пауза. Двое русских следователей только переглянулись и вскоре удалились. На смену им пришли литовские жандармы и с ними местный журналист, который представлял газету «Виленские новости» Эти сразу признались: «нас крайне интересует  Пилсудский, тот, с кем вы знались на Сахалине.Особенно усердствовал журналист, он дотошно выспрашивал о всевозможных деталях А вскоре напечатал краткую статью о том, что полиция задержала беглого каторжника,направлявшегося к Юзефу Пилсудскому., к самому Зюзу,главному возмутителю спокойствия.
»Газета, как известно, живет один день.Прошли сутки
Все вроде улеглось, только однажды  у полицеского управления, как раз напротив окна камеры Янека, раздались выстрелы.топот ног по коридору, крики. Этот шум заставил Янека насторожиться. Он привык к неожиданностям,они неизменно сулили неприятности, но тут все оказалось более приятным .Двери камеры распахнулись и на пороге появился здоровенный усач в старенькой конфедератке
-Ян! _Здорово! -радостно пробасил усач.-Я –Юзеф Пилсудский—будущий освободителоь Польши от врагов.. Помнишь, как говаривали в русских тюрьмах: «На выход с вещами»Собирай свои манатки и марш-марш!
 Янека привезли в загородный дом некого  чиновника, Юзеф Пилсудский пожал руки бойцам, что участвовали в нападении на полицейский участок. Провел Янека на веранду, окна ее выходили в сад. Прислуга быстро подала гостям чай,канапки-маленькие бутербродики с шинкой –домашней   свининой, которая  издавала аппетитный запах. Радом хозяйка поставила бутыль вина, но Юзеф сделал вид, будто вина не заметил.
Брат Бронника оказался веселым и малость бесшабашным, в открытую грозил власти,громко смеялся,слушая сбивчивый рассказ Лещинского о своих одиссеях пытливо расспрашивал о Бронике,мол, до Польши доходили слухи,будто братишка завел на острове семью.
Вечером они вышли в сад Сели на резную скамеечкупод яблоней. Где-то рядом,над их головами пролетела ночная птица. Юзеф посерьезнел, поглядел на яркие звезды и вдруг прямо заявил:
-Ты, братишка-каторжанин – человек проверенный, слушай главное:скоро  я возьму власть в Польше, подниму любимую страну с колен, правда, для великих целей во все времена нужны великие деньги. Добреньких  друзей маловато пока, поэтому мои бравые ребята вынуждены заниматься, на первых порах, обыкновенными грабежами.-Юзеф внимательно посмотрел на Янека,под светом фонаря лицо Лещинского показалось ему бледным, но не испуганным. .
-Грабежи –дело привычное Ну, если доверяешь, как каторжник каторжнику,я готов войти в твою дружину, разве у меня есть иной путь?.
-Вот и добре, пан Янек. Через два дня мы планируем прокатиться» на поезде «Лодзь-Варшава.там,по нашим сведениям в  спецвагоне  будут везти три мешка злотых. И как поют в городе Одессе: денежки были ваши, станут наши»Не подумай,браток, мы не уголовники, наоборот,  злотые для создания боевых групп сопротивления, бойцы моей будущей непобедимой армии.. Ну, иди отдыхай «бродяга с Сахалина», все указания получишь завтра. Надеюсь, разумеешь, это станет твоим боевым крещением…

  «Гоп-стоп» завершился более чем удачно.Экспроприаторы действовали изобретательно, применяя различные методы для остановки поезда. На сей раз. на одном из подъемов,где пассажирский поезд замедлял скорость машинист обнаруживал лежащего на рельсах человека Естественно,он, как говорится, «нажимал на тормоза».Узнав о дерзком нападении, варшавские газеты разразились гневными статиков, но и беспомощную полицию ,некоторые издания  восторгались ловкими действиями новоявленных  грабителей. Оказалось,что один из сопровождающих денежный спецгруз был внедрен загодя в систему охраны и  в нужный момент открыл двери вагоны, остальное, как писали газеты, было делом «ловких рук».
Через пару дней главари собрались в кафе «Польска ни сгинела». Новоявленный член боевой группы Янек Лещинский, побритый,помолодевший, в модном костюме,  сидел рядом с самим Пилсудским. О «деле» разговоров не было, «Зюк», так звали здесь Юзефа Пилсудского, представил вожакам  своего «друга и брата» – сахалинского каторжанина, бежавшего с острова и целых пятнадцать лет пробиравшегося в Польшу. Молодые бойцы радостно шумели, поздравляя новичка, подходили к Янеку, обнимали, жали руки, поднимали бокалы за его здравие ,за успех задуманного «Зюком» великой революции за  самостоятельную Польшу».
К тому времени Юзеф Пилсудский уже имел множество своих сторонников в Варшаве и Кракове,хотя далеко не все верили, что возможно снова стать стране уважаемой иистино национальной, ведь целый век Польши как бы не существовало.
После торжества по случаю удачи,заговорили о серьезном Пилсудский поведал главарямо своей недавней поездке в Японию. Вел там переговоры с премьер-министром о создании боевых подразделений из военнопленных поляков и литвин, находящихся в качестве «перемещенных лиц» в Японии,Корее и Китае. Куда только злая судьбина не забрасывала в то лихое время его соотечественников!
И снова целую ночь проговорили они в знакомом уже саду.Янек признался, чтопринимал «Зюка», как одного из  бывших каторжан, как брата Б
ронислава, но разоткровенничавшийся  Пилсудской поверг его в искреннее изумление. Оказыыается ,жизнь парня уже походила на легенду..Готовил покушение на русского царя Александра третьего,был арестован,суд,правда, не сумел доказать его вины, поэтому он «отделался» сравнительно легко, получил пять лет ссылки в Сибирь.
Помощи было «Зюку» ждать неоткуда, он зарабатывал в Киренске, жалкие гроши, обучая детей местных купчишек математике и французскому языку. А в промежутках между занятиями высиживал сроки в карцере, на хлебе и воде. Из трех лет ссылки  «последний шляхтич», такова была его кличка,он полгода просидел в тюрьме.За что? За неповиновение  царской администрации.
Юзеф в ту памятную ночь, словно исповедоваясь перед товарищем, который сразу подкупил его своей искренностью, смелостью и желанием стать с ним плечом к плечу с волнением в голосе все «рисовал» и фантазировал, живописал картины будущего, ото которого у обоих захватывало дух:.Матька Бозка будто самолично направила его на грешную землю, на бедную его родину, чтобы вернуть потерянное достоинство польской шляхты, польскому народу, вроде бы тоже, избранному Богом. Янек верил и не верил в то, что рассказывал  ему  этот усач – плечистый,, с горящими глазами. И тяжелые кулаки, лежащие на краешке стола, невольно внушали доверие –на хлипких либералишек он достаточно нагляделся.
Закончив взволнованную тираду, Юзеф сразу обмяк, потупив голову, некоторое время молчал. Как хорошо он понимал этого беловолосого беглеца с каторги, здоровенного, симпатичного. Настоящего бойца, легионера, каких ему, Зюку так нехватает. Перед каждым встречным и поперечным он не стал бы так раскрываться, изливать душу, но этот…человек, о котором очень возможно, еще напишут романы.
-А скажи,дорогой Зюк,-прервал паузу Янек, ,как мне теперь жить? Ежели сатрапы дотянуться до меня, не сносить мне головы. и еще хочу поинтересоваться: у тебя такие задумки, но неужели
.-Мы  останемся налетчиками? Признаюсь, лично я в острог больше не пойду.
И к изумлению. Янека,»Зюк» вдруг  стал рассказывать  о своей семье.-Мы, Пилсудские не холопы, не налетчики, мы, не с неба свалились. Старинный шляхетский род, известный аж с тринадцатого века. В летописях есть наша фамилия. - Янек с восторгом слушал, не перебивая. Оказалось, что родился Юзеф, действительно, в богатой шляхетской семье,  имел древние литвинские корни на землях Свентянской  гряды в 60 верстах от Вильно. Его отец Юзеф Винцент Петр Пилсудский происходил из древнего рода Гинетовичей, .Да и мать Юзефа была не из  простолюдинов. Ее род в Великом Княжестве литовском также был известен с 16 века. У них в семье родилось семеро детей, но тесная привязанность царила лишь Юзефа со старшим братом Брониславом.Жили Пилсудские припеваючи, но беда пришла, как всегда, неожиданно- сильный пожар уничтожил их роскошную усадьбу, мельницу,  участок леса,да и все остальное, пришлось семье перебираться в Вильно.
Юзеф прервал рассказ, глаза  его  подернулись слезой, воспоминания о родителях, видимо, затронули сердечную струну.Тяжело вздохнув, он поспешно закончил исповедь, упомянув лишь о том, что вся жизнь перевернулась с ног на голову. Вчерашний шляхтич стал главным в стране социалистом, главным  редактором  газеты «Роботник»,которую ненавидят власти, он, оказывается, настоящий лидер борцов с теми, кто ратует за сохранение Польши, но только никак не под флагом России. ..
Уже под утро, когда в саду похолодало  и стволы старых вишен показались Янеку прозрачными, он вроде бы совсем некстати  рассказал Зюку про свою»дикую» любовь, про шаманку Ольку, про «медвежий праздник, на которомони впервые  познакомились.»Не умолчал и про последнее их свидание перед побегом с острова. Его   шаманка, в самый последний момент шепнула ему на ухо, что скоро у них родится маленький Янек-Мыргы-богатырь…
-И родился богатырь?
-Понятия не имею. Как узнать? Писать нелтзя, засекут мое пребывание, да и  почта в сахалинское стойбище вряд ли дойдет,. Каково, а?,попасть на остров  нет возможности,а ведь сейчас моему  дите,пожалуй, уже  пятнадцать .лет.Представляешь, не могу вообразить, как он или она выглядят Мать –дикая шаманка,гилячка,  а я того хуже беглый каторжник,.В одном почти уверен: мой ребенок – беловолосый.
Прощаясь,Зюк обнял Лещинского и раздумчиво предложил: «Итак,братец ты мой, получается,что земля качается.  Я.конечно, попробую узнать о Броннике, и о твоей шаманке по дипломатическим каналам, как только захвачу власть, а пока-терпи казак, атаманом будешь, моим легионером.,Но…
Пилсудский не докончил фразу,За калиткой сада  резко затормозил авто,.водитель сильно нажал на клаксон,сообщая, что автомобиль за ним прибыл.
-Ну,Янек, мне пора,государственные дела не терпят, а ты отсыпайся за все годы мучений.Еще не раз переговорим. Пока!
 Янек проводил Юзефа до калитке и долго  стоял,глядя вослед  автомобилю…Ему было о чем хорошенько подумать
Янек еще долго сидел  в одиночестве.  Сердце его  участило свой бег.а грудь словно потеряла защитный панцирь ,ему показалось, что исстрадавшееся сердце,  , которого он до сего момента вообще никогда не чувствовал, вот-вот  лопнет от напряжения…Ночной разговор не столько обрадовал, сколько разволновал.- почти двадцать  лет он терпел  муки каторги,порку,  кайлил уголь в мокрой шахте, бежал с острова, мыкался по белу-свету и вот, наконец, бросил якорь на родном причале ,но пока никто не побежал ему навстречу с распростертыми объятиями,вокруг – ни единой родной души.тяжкие думы все еще  терзали душу. А где же его родичи,где родное чадо? Янеку захотелось представить своего маленького Мыргы,  но ,наверное, Матка Бозка услышала его душевные стенания и послала утешительницу.…к нему неслышно подошла полногрудая , красивая девица  , кажется из здешних прислуг,  присела рядом, участливо спросила: милым литовским говорком«Что  пан грустит? не может ли она, Алиция, помочь ему?Поведайте мне о раздумьях и сомнениях Одному оставаться в наши дни тяжко».» И Янек, ,дивясь самому себе,  не вытерпел, .Ему вдруг захотелось забыть о всяких приличиях преодолеть страх перед женщиной и, поначалу даже захотелось  поцеловать девушку,  Алиция,,будто прочитав его дерзкую мысль, Неожиданно  обняла его крепкими руками, прижала к горячей груди и, подхватив под руку, повела в свою, как она выразилась»  каморку

  Э