Казачий реквием

Валерий Латынин
КАЗАЧИЙ  РЕКВИЕМ


Жаркое степное солнце затопило своими медовыми лучами станичный майдан, добротные курени и лабазы, празднично одетых казаков и казачек, неторопливо прогуливающихся в выходной день. Кто-то направляется в лавку, кто-то – к знакомым в гости, кто-то поточить лясы с товарками, а кто-то – и в кабак, пропустить шкалик-другой за успешную торговую сделку… Мирная, спокойная жизнь, столетиями складывавшийся уклад. Лица красивые, спокойные, без признаков вырождения и ущербности. Фигуры осанистые, гордо ступающие по родной земле. Да разве могли быть иными люди, не знавшие крепостной неволи, хозяева своей судьбы?.. Так и хочется войти в картину, в тот светлый и благостный мир. Потолкаться среди станичников. Погутарить про виды на урожай, про бравых казачков подготовительного разряда, про заневестившихся молодок, про справленных к службе коней…

Таким  запечатлел на холсте последний мирный год Российской империи и её казачества московский художник с донскими корнями Сергей Гавриляченко. Называется картина коротко и ёмко: «1913 год».

Солнце, как символ жизни, играет в творчестве заслуженного художника России, профессора живописи С. Гавриляченко знаковую роль, создавая на полотне не только определённую цветовую гамму, но и психологический настрой.

Ещё только на одной картине «Убитый казак» будет солнце полуденным, как бы удивлённым неожиданностью произошедшей трагедии… Вроде бы все в божьем мире было украсно и ладно, всем хватало света и тепла… И вдруг  - кровь, смерть, братоубийство… Нелепо… Противоестественно. И солнце святоруссов начинает кровоточить и закатываться.

На полотне, запечатлевшем казачью лаву, пыль из-под копыт поднимается в небо и почти затмевает солнце и оно, раскалённое, яростно бронзовит всадников, делая из ещё живых людей  символические памятники эпохе канибализма.

Нерадужное, рассеянное солнце сопровождает «Казачьи проводы» на службу. Одному Богу известно, чем она закончится: то ли – грудь в крестах, то ли – голова в кустах?.. Солнце «мирового пожара» выжгло землю под ногами казаков и сделало угольно-чёрным море на картине «Изгнание. Лемнос».

Бурой от крови войны стала земля и мертвенно бледным небо в сюжетах «Ожидание» и «Чёрный ворон».

В пепельных сумерках скачут вдоль исполосованных тёмными оврагами полынных холмов «Всадники». Их разномастная экипировка, худое вооружение, яростно растянутые меха гармошки и горько вывернутый тоскливой песней рот гармониста, говорят о безнадёжном пути в никуда… Это последние «осколки» казачьего сопротивления молоху апокалипсиса.

Дальше – только кровавый закат и чернота небытия, как на полотнах «Исход» и «Тайные похороны».

Такова в основных чертах  палитра новой художественной выставки работ Сергея Гавриляченко в галерее Союза художников на Беговой улице столицы.

Вместе с другими, в какой-то мере, более нейтральными по психологической нагрузке, но мастерски написанными полотнами «Стременная», «Постриг», «Казачья пляска»… выставка представляет широкую, многогранную и драматическую панораму насильственно прерванной полнокровной жизни казачества. Это своего рода художественный реквием  славным донцам, их традициям, своеобразному быту, неповторимому духу.

Творческая манера художника поражает не внешней  декоративной живописностью, а прежде всего глубокой драматургией сюжетов, правдивостью образов. Хотя и в филигранной проработке деталей Гавриляченко не откажешь. Рука мастера, его оригинальный почерк чувствуется во всём. Его работы не спутаешь ни с какими другими художниками.

Если говорить о школе, о продолжении традиций замечательных мастеров прошлого, писавших на тему казачества, то, на мой взгляд, Сергей является самым достойным наследником прославленных земляков: Митрофана Грекова и Василия Нечитайло. Разумеется, не тех парадных образцов пресловутого соцреализма, продиктованных временем партийного диктата, типа «Трубачи Первой конной» или «На Красной площади», а самых приближённых к правде народной жизни полотен, скажем таких как «В отряд к Будённому» и «Старый казак М. И. Мищенко». Речь идёт не об умелом подражательстве, а о духовной близости в понимании народного характера и выборе средств для его всеобъемлющего изображения, исключающих легкомысленную пестроту и парадную напыщенность. Редкая традиция в наши времена, замусоренные фальшивой помпезностью или уродливой натуралистичностью.

Нельзя не порадоваться тому обстоятельству, что в когорте летописцев казачества последовательно и самобытно работает такой серьёзный художник.

Выставка его работ сама по себе самодостаточна и интересна, но устроители сочли возможным привнести в неё больше казачьего колорита, дополнив скульптурными работами ещё одного выходца с Дона - Константина Чернявского.

Костя моложе и менее известен в художественных кругах, но это вовсе не означает, что имеет меньше «пороха в пороховницах». Почти двадцать лет он профессионально занимается скульптурой и сумел немало сделать для воплощения казачьего образа в гипсе и бронзе.

Интересны и оригинальны его работы «Гопак», «Степан Тимофеевич по Дону разъезжает», «Роздых казака», «В Донской степи», скульптуры современных казачьих потомков: П. Ткаченко, А. Мартынова, А. Жигайлова.

Работает он в классической манере, убедительно передавая характерные особенности личности своих героев, их мужественность и вольнолюбие.

Если говорить языком ювелиров, то устроители совместной выставки художника и скульптора искусными работами Константина Чернявского создали достойную оправу замечательным полотнам Сергея Гавриляченко. Оба только выиграли от такого соседства.

Первая мысль, появившаяся после просмотра экспозиции, «собрать бы эту правдивую летопись истории степного рыцарства в казачьем центре культуры. Во славу предков и в назидание потомкам». Но, увы! Нет такого центра нигде в России. Будто и не было никогда вольного воинского племени, создававшего и защищавшего Российскую империю. Но талантливые работы Гавриляченко и Чернявского наглядно показывают – было! Было!.. И до сих пор не умерло в созидающей памяти.