Был бы человек...

Наталья Петрова 4
- Что с тобой, Василий Федорович? На тебе же   лица нет! - спросил сосед соседа. Не заболел ли ты часом, не дай Бог?
- Можно сказать, что  заболел, Кузьмич.  Душа болит. Тошно мне от такой  жизни ...
-  Подожди, рано тебе еще песню эту заводить... Ты же на десяток лет меня моложе. Верно? Жена, дети, работа...  Все, как у людей.
- Все,  да не все! Вот сегодня уволили меня с работы. И письмо дали - в связи с продолжающейся автоматизацией  производства, ваша специальность больше не востребована...  Благодарим за добросовестный труд и т.д. и п.т.

- Фу-у, всех делов-то! Был бы человек, а работа найдется всегда...
- Тебе хорошо говорить, сосед! Ты на пенсии уже лет пять  да сторожем подрабатываешь... Понятно, что не густо, но тянешь как-то...
- Знаешь, что  Василий Федорович, ты горячку сходу не пори.  Вон сколько народа сегодня без работы маются... А еще пострашнее молодым, энергичным, которые себе применения не находят...
 
На этой невеселой ноте  разговор закончился и соседи разошлись по домам. Через пару недель  Кузьмич  пришел в гости к Василию Федоровичу. Выложил на стол свое знатное угощение - копченого угря. И  хозяин не остался в долгу - в мгновение ока на столе появилась признанная всеми  клюквенная настойка и пахнущая свежим  укропом, отварная молодая картошечка. Выпили не по одной и закусили. Хозяин не торопился с разговором - видел особый блеск в глазах Кузьмича. Это значило, что у соседа  есть важное дело.

- Ну, что, Василий Федорович, до сих пор  ты страдаешь без работы? - начал разговор гость.
- Как тебе сказать, Кузьмич? Стою на учете на бирже труда, сказали, что ищут для меня работу.
- Ага, жди... Пока суть да дело, хотел тебе, сосед, вот что предложить. Скажи, тебе не противно заходить в наш облупленный подъезд?
- Всем противно, ты же знаешь, что на ремонт денег не выделяют уже..

- Да об этом уже никто не говорит... Я хочу предложить тебе взять на себя обязаноcти старшего по подъезду. Требуется только твое  желание работать, а я тебе во всем помогу. Собрание проведем, люди тебя поддержат. Ну, сам понимаешь, зарплаты не будет. А почет и уважение гарантирую.
- А что? - вмешалась жена Василия Федоровича. Можно попробовать... Все же лучше, чем дома сидеть и  ждать с моря погоды.
 
Ударили по рукам.  Собрание жильцов с радостью выбрало нового  "управдома". Василий Федорович  записал претензии каждого жильца и сказал, что принимать участие  в благоустройстве будут все. Народ малость потерял запал от такого поворота, но все же пообещал участвовать.

Через пару месяцев подъезд никто не узнавал. Все почистили, помыли, покрасили. А в один день к Василию Федоровичу пришла группа ребят с предложением расписать стены внутри подъезда красочными картинками, чтобы весело и радостно  глазу было.  И художник среди них есть, остается дело за малым - утвердить эскизы и купить краски. Ну, как тут не поддержать такую чудесную инициативу! И тут же Василий Федорович обязал ребят  быть ответственными  за сохранность чистоты и порядка. Подростки приняли это как само собой разумеющееся.  А  весной даже не нужно было никого просить - почти все жильцы вышли на улицу.  Убрали территорию,  вскопали  палисадник, засадили его множеством цветов, отремонтировали  лавочки.

Изменился не только сам подъезд... Что-то случилось и с людьми... Они стали замечать друг друга, стали чаще заходить в гости друг к другу.  А бабушки сказали, что к ним вернулось давно забытое ощущение, что они живут не среди чужих людей...
Да и сам Василий Федорович не заметил как с обычного завхоза превратился в главного человека в подъезде. Люди приходили к нему за советом в жизненных ситуациях, как к близкому человеку.

-Ну, что, безработный, - шутил Кузьмич, не пропал без своей квалифицированной должности? Видишь, ты у нас теперь самый уважаемый человек в доме. Заметил я, что и другие подъезды берут с нас пример.
- Тебе спасибо, Кузьмич, толковый ты мужик!
- Подожди, у меня еще идея есть насчет молодых безработных.
- Да, это большая заноза в сердце...
- А скоро будет еще больше. Ты же видишь, что социализм не вернуть, а капитализм уже почти накрылся медным тазом... Рабочих мест все меньше в мире.  А жить как молодежи?
 
 - Я не знаю...Если честно, Кузьмич, это какой-то замкнутый  круг получается.
- Круг, круг... разорвать этот круг нужно государству... Понимаешь, все идет к тому, что люди станут постепенно  производить только необходимое для жизни, лишнее отпадет.  Технологии в мире высокие, людей для этих производств нужно не очень много.
- Верно, сосед, все  идет к тому - согласился Василий Федорович.

- Так вот, государству придется выплачивать пособия  безработным и занять их учебой.
-  Какой учебой, Кузьмич?   Безработные сегодня  образованы неплохо!
- Да пусть все хоть профессорами  будут! Я не об этой учебе! Учиться выживать сообща. Учить молодежь правильно распоряжаться семейными деньгами. Подготовить новых воспитателей, которые могли бы учить наших  детей быть добрее... Да и самих взрослых не грех перевоспитать... Да, что ты сам не видишь, в кого превращаются люди...
 
- Постой, сосед, то, что ты говоришь... Только не обижайся,  но это утопией попахивает...
- Иди, иди, Василий Федорович, да подумай хорошенько над тем, как ты   сам стал пионером этого утопического начинания...  И, по-моему,  чувствуешь себя нужным  человеком, а не отрезанным ломтем...


Иллюстрация взята из ресурсов интернета