Неожиданный зигзаг

Борис Сидоров
Где-то в июне 1996 года я вышел на новую работу, в технический отдел Производственно-технического объединения Управления делами Президента РФ.

        ПТО обеспечивало эксплуатацию зданий Кремля, комплекса административных зданий на Старой площади, Дома Правительства, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, Минэкономразвития, жилых домов, в которых проживали депутаты Госдумы, резиденций Президента по всем регионам России.

        Возглавлял ПТО заместитель Управляющего делами Президента Виктор Егорович Савченко, человек с очень сложным характером, умный и целеустремленный, самолюбивый и беспринципный, абсолютно не считающийся с мнениями и желаниями других людей, в первую очередь своих собственных коллег и подчиненных. Когда я дал согласие пойти к нему работать, многие спрашивали меня, хорошо ли я понимаю, на что иду. Но, по-видимому, меня сюда вела моя судьба.

Главной проблемой, которой занимался техотдел к моменту моего прихода, была подготовка зданий Старой площади к работе в зимних условиях. Я включился было в эти дела, но на меня свалились сразу несколько поручений по профилю моей прежней работы в УИДО.

Серьезным было поручение Управляющего делами Президента П.П.Бородина... компьютеризировать подразделения УД с помощью какой-то вышедшей на него лихой фирмы, которая бралась очень быстро выполнить эту работу - сразу после получения предоплаты размером в три миллиона долларов. Это поручение, в конце концов, попало ко мне, как его непосредственному исполнителю.

        Несколько дней ушло на составление для П.П.Бородина обстоятельной записки, в которой рассказывалось о том, что все подразделения Управления делами компьютеризированы уже три года назад и давно успешно пользуются созданными здесь современными многофункциональными вычислительными сетями и программно-техническими средствами.

Павел Павлович Бородин был очень интересным человеком. Я с ним познакомился в 1992 году. Он тогда пришел к нам первым замом тогдашнего даже не управделами, а по сути начальника ХОЗО Верховного Совета РФ Ф.Морщакова.

        Был Павел Павлович молодым, очень демократичным человеком, с хорошим чувством юмора, никого не боялся, по всем вопросам имел собственное мнение, обладал интересным взглядом на задачи и функции Управления делами. Собственно, он и создал Управление делами Президента - маленькую, отлично функционирующую империю в царстве тогдашнего всеобщего бардака и развала, бушующего в стране. Бородин дружил с Куприяновским,  моим прежним начальником, часто бывал в УИРе, и в те годы я тоже довольно часто с ним общался по разным производственным вопросам.

При громадном масштабе своей личности, П.П.Бородин был очень доверчив, не любил заниматься мелочами, вникать в них. Этим беззастенчиво пользовались. Вокруг Бородина, - Пал Палыча, - как его многие называли, постоянно крутилась куча разных проходимцев с “революционными” демократическими и рыночными проектами, проще говоря – всякого рода аферами.

Одной из таких афер было предложение о создании телецентра в Доме Правительства на Краснопресненской набережной.

        Уж не знаю кто, но кто-то подбил тогдашнего руководителя Информационного департамента Аппарата Правительства Виталия Игнатенко войти к В.С.Черномырдину с предложением создать в Белом доме свой собственный телецентр, чтобы Председатель Правительства мог, не отходя далеко от своего рабочего стола, оперативно выходить в телеэфир и вживую общаться с российским народом. Первоначальная стоимость этого проекта была оценена в пять миллионов долларов США.

        Черномырдину идея понравилась, он дал поручение ВГТРК, ФАПСИ, Управлению делами Президента и еще ряду организаций детально проработать ее и внести конкретные предложения. Так как в УД правительственными зданиями занималось ПТО, а в ПТО я был единственным, кто мог разобраться в данном вопросе, все бумаги, в конце концов, попали ко мне.

Еще по делам, связанным с восстановлением Белого дома после расстрела в 1993 году и работе в нем в 1994, я хорошо помнил, что здесь находятся неплохо оснащенные телестудия и пресс-центр, причем телестудия вроде бы имеет прямой канал видеосвязи с Телецентром в Останкино.

        Я созвонился с ребятами, которые работали на телестудии, договорился с ними о встрече.

Выяснилось, что телестудия в Белом доме действительно имеется. Есть и несколько оптоволоконных кабелей, проброшенных в Останкино, причем один из оптических видеоканалов даже уже задействован, телестудия имеет 40-минутную готовность к прямой передаче в телеэфир из Дома Правительства, а еще три или четыре видеоканала могут быть оперативно скоммутированы после закупки и установки необходимого для этого оборудования.
Выяснилось также, что в Белом доме имеется один из лучших в Европе по техническому оснащению и акустике пресс-центр. Нашелся в подъезде №20 действующий небольшой филиал кремлевского Ситуационного центра.

Обо всем увиденном я доложил главному инженеру ПТО А.А.Безрукову. Но тот меня особо не стал слушать, а заявил:

- “Собирайся, едем в Белый дом, там сейчас будет проводиться совещание по вопросам создания Телецентра с участием всех нужных для этого организаций”.

Совещание проходило у кого-то из замов руководителя Аппарата Правительства, уже не помню, у кого. Присутствовали достаточно компетентные руководители из ФАПСИ, ВГТРК, других заинтересованных организаций. Особенно впечатлило выступление представителя ФАПСИ, существенно “глобализовавшего” рассматриваемую проблему и предложившего вложить в расширенный проект уже не 5, а целых 50 миллионов долларов.

        Выступил на этом совещании и я. В своем выступлении я уведомил собравшихся о том, что практически все, что предлагали на сегодняшнем совещании ФАПСИ и ВГТРК уже существует. Объем имеющегося оборудования вполне достаточен для оперативного телеобщения Черномырдина с российским народом.

После совещания я снова зашел к ребятам-телевизионщикам Белого дома и мы подробно поговорили об их действительно насущных проблемах.

        Оказалось, что им позарез нужны новые аккумуляторы для профессиональных видеокамер, немного коммутационного оборудования, лампы для софитов, еще кое-какие запчасти и расходные материалы. Мы даже прикинули ориентировочную стоимость всего требующегося оборудования. Она составила не более 400 тысяч долларов.
Ребята еще раз отметили, что никаких масштабных работ для решения поставленной В.С.Черномырдиным задачи не требуется.

Обо всем этом я доложил В.Е.Савченко. Договорились, что я попытаюсь подготовить очень деликатное письмо за подписью П.П.Бородина на имя В.С.Черномырдина, в котором предложу, как альтернативу созданию нового Телецентра, дооснащение старой телестудии Белого дома с приложением всех ценовых расчетов.

        Прежде чем писать эту бумагу, я связался с Виталием Игнатенко (я его неплохо знал еще в то время, когда Игнатенко работал Гендиректором “ИТАР-ТАСС”). Я рассказал ему о том, что его втянули в серьезную аферу, попытался посоветовать, как из этого выпутаться и сказал, что готовлю письмо Черномырдину, в котором эту идею мы будем дезавуировать. В общем, я предупредил Игнатенко, чтобы он к этому вопросу относился более осторожно.

Бумагу такую я написал, а П.П.Бородин ее подписал. Она получилась очень корректной, ненавязчивой и В.С.Черномырдина она вполне устроила. Вопрос о затрате 50 миллионов долларов бюджетных денег на совершенно никчемную работу с повестки дня был снят.

Как сейчас помню воскресный вечер 4 ноября 1996 года. Мы с Люсей на нашей “копейке” возвращались с дачи домой. С нами в машине находился и наш сын Федя. На светофоре на выезде с моста через Москва-реку на Садовое кольцо у Смоленской-Сенной площади горел красный сигнал светофора, мы остановились и перед нами во всей внешней красе предстало ярко освещенное художественной подсветкой высотное здание Министерства иностранных дел России. Федя полюбовался на высотку и сказал:

- “Папа, все-таки какое красивое это здание!”

Я с Федей согласился. Здание действительно выглядело очень эффектно. Но самое интересное заключалось в том, что через два дня, 6 ноября, меня вызвал В.Е.Савченко и, совершенно для меня неожиданно, предложил занять должность начальника Управления по эксплуатации зданий МИД России.

Предыстория этого предложения такова.

        Уже длительное время Министры иностранных дел, сначала А.В.Козырев, а затем и Е.М.Примаков, обращались к Ельцину с просьбой передать здания МИДа и их эксплуатацию в ведение Управления делами Президента. Мотив был один - эксплуатация зданий финансируется крайне скудно, здания разрушаются, МИД задолжал громадные суммы за коммунальные услуги и охрану, и вообще эксплуатация зданий не должна входить в обязанности внешнеполитического ведомства России.

А.В.Козырев писал в декабре 1995 года Б.Н.Ельцину: “...из-за хронического недофинансирования Министерства по-прежнему катастрофически ветшает его материальная база, не решаются важнейшие вопросы условий труда, быта, медицинского обслуживания работников Министерства на уровне, достойном сотрудников Российской дипломатической службы.
В связи с этим, вновь обращаясь к Вам по указанным вопросам, предлагаем нетрадиционный подход в их решении. В частности, считали бы возможным в этих целях передать часть функций по обеспечению Министерства иностранных дел Управлению делами Президента Российской Федерации.
Речь могла бы идти о передаче всех зданий, арендованных МИДом и находящихся на его балансе, в оперативное управление Управлению делами Президента Российской Федерации, возложив на него вопросы эксплуатации, текущего и капитального ремонта.
Передав эти и другие функции Управлению делами Президента Российской Федерации, например, эксплуатацию и охрану объектов МИДа, Министерство иностранных дел наконец-то вышло бы из унизительного положения вечных должников различным городским службам коммунального хозяйства с их постоянными угрозами отключения лифтов, электроэнергии, тепла, воды и так далее.
Предполагаемые меры, на наш взгляд, положительно повлияют на атмосферу в коллективе и, в конечном счете, скажутся на повышении эффективности работы Министерства иностранных дел”.

С аналогичным предложением к Б.Н.Ельцину в январе и апреле 1996 года обращался и новый Министр иностранных дел России Е.М.Примаков.

Летом 1996 года (20 июля) вышел Указ Президента №1055 “О некоторых мерах по улучшению условий деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации”, в соответствии с которым из высотки на Смоленской-Сенной площади выселялись все до сих пор находившиеся там организации, не относящиеся к МИД России, а все здания, в которых размещается аппарат Министерства, передавались на баланс Управления делами Президента (20 тысяч квадратных метров с баланса МИД и 120 тысяч квадратных метров с баланса правительства Москвы).

К моменту передачи зданий, занимаемых в Москве центральным аппаратом МИДа, задолженность Министерства различным городским организациям составляла: по платежам за электроэнергию, тепло, воду и другие коммунальные услуги - более 10 миллиардов неденоминированных рублей, за эксплуатационное обслуживание и уборку здания - 8 миллиардов рублей, за поддержание в рабочем состоянии лифтов - более 1 миллиарда рублей.
Милиции за охрану зданий МИД задолжал около 6 миллиардов рублей. Охранявшие высотное здание Министерства милиционеры в 1996 году одиннадцать месяцев совсем не получали зарплаты. И это при том, что МИД в то время занимал в знаменитом высотном здании на Смоленской-Сенной площади всего лишь 35 процентов его общей площади!

        Все переданные УД Президента здания находились в крайне запущенном состоянии, имели изношенные инженерные сети и системы, у эксплуатационного персонала полностью отсутствовали запасные части и расходные материалы, инвентарь и инструменты, необходимые для их безаварийной эксплуатации и даже спецодежда.

        В здании жила масса кошек, крыс, мышей, на цокольном этаже и в подвалах встречались даже прижившиеся здесь мелкие собачонки. От всей этой живности в здании развелось очень много блох - стоящие на постах милиционеры на первых порах не раз показывали мне искусанные блохами ноги. Все высотное здание было очень сильно заражено тараканами, которые перемещались по коридорам целыми полчищами. Правда, вина за появление в мидовской высотке этого зверинца лежала не на МИДе, а на службах по эксплуатации зданий, подчинявшихся Ю.М.Лужклву.

Для ведения эксплуатации зданий 1 октября 1996 года в структуре Производственно-технического объединения УД было создано Управление по эксплуатации зданий МИД России со штатной численностью 900 человек. Первым начальником нового Управления Савченко назначил своего заместителя по ПТО Омельченко, который до этого отвечал за эксплуатацию зданий на Старой площади, ранее занимавшихся аппаратом ЦК КПСС.

Омельченко предстояло решить крайне непростые задачи.

        Нужно было с нуля создавать команду, подбирать эксплуатационный персонал.

        Надо было правильно выстраивать отношения с руководством МИДа и его Управлением делами, что было очень и очень непросто.

        Надо было обеспечить выполнение Указа Президента в части выселения из высотки на Смоленской-Сенной площади более 40 довольно крупных коммерческих внешнеторговых организаций, которые имели договора аренды на занимаемые ими площади на длительные сроки и выезжать никуда не собирались.

        Надо было решать вопросы финансирования безотлагательных работ по восстановлению вышедшего из строя или близкого к этому инженерного оборудования высотки, причем промедление с этим грозило серьезными авариями, возможно даже техногенной катастрофой общегородского масштаба.

        А самой главной проблемой было то, что Ю.М.Лужков наотрез отказался передавать Управлению делами Президента находящуюся на балансе Правительства Москвы мидовскую высотку и еще несколько зданий поменьше. Этот отказ делал незаконным любое вложение Управлением делами Президента денег в восстановление здания и его инженерных систем. Более того, все инженерные сети и системы продолжали эксплуатироваться московским персоналом, который, в соответствии с Указом Президента, был при этом полностью лишен финансирования.

В какой-то степени я был в курсе стоящих проблем. Как заместителя начальника техотдела ПТО меня привлекали к подготовке приемо-передаточных актов по зданиям МИДа. Я участвовал в предварительной оценке состояния всех слаботочных (компьютерных, связных, информационных, охранных и иных) систем в зданиях. Кроме того, я был немного знаком с бывшим работником ЦК ВЛКСМ и Управления делами ЦК КПСС, а ныне исполняющим обязанности Управделами МИД Леней Басниным. Благодаря всему этому, я очень хорошо знал, в каком сложном положении находятся здания Министерства и их инженерные системы.

Омельченко проработал в МИДе чуть меньше месяца, понял, что поставленные перед ним задачи решения практически не имеют и ушел в Организационно-техническое управление Аппарата Правительства.

        Вот тут то и всплыла моя кандидатура на эту очень яркую, но, по общему мнению, абсолютно бесперспективную должность.

Предложение Савченко было для меня действительно неожиданным - ведь меня даже не рассматривали как кандидата на практически вакантную должность начальника техотдела ПТО, так как считалось, что я ничего не понимаю в вопросах эксплуатации зданий и сооружений. И вдруг такое предложение.

        После недолгого разговора я попросил Савченко назначить меня для начала, сроком на две недели, исполняющим обязанности начальника Управления, пообещал за это время разобраться, смогу работать или нет. Савченко сводил меня к П.П.Бородину и вопрос был решен.

Интересной была реакция в УД и ПТО на мое назначение. Кое-кто сочувствовал, кто-то смотрел на меня как на идиота, согласившегося на заведомо неподъемное дело. Общее мнение было: Лужков высотку не отдаст, будут поиски компромиссных решений, Сидорову терять нечего - он пенсионер, пусть немного покатается на казенной машине и почувствует себя крутым начальником, почти работником Министерства иностранных дел России.