О некоторых наших национальных чертах

Анатолий Фролов
                «Хочу сиять заставить заново…»
                В.Маяковский

Как-то так сложилось в жизни, что рабочее место в одном из частных вузов мне определили в небольшом читальном зале студенческой библиотеки. Ректор вуза поощрял желания некоторых студентов приносить в библиотеку, ставшие ненужными владельцу книги. Однажды два студента принесли, скорее даже притащили несколько сумок (сумки «челноков» 90-х) книг. По недавним ещё советским временам – это был клад. Сейчас уже и не вспомнить все издания, но были полные собрания сочинений И.Бунина, Н.Лескова, К.Паустовского, В.Ключевского, большое количество книг из серии «Жизнь замечательных людей», зарубежной литературы, поэзии, разные словари русского языка.

Просматривая книги, я натолкнулся на целый ряд одинаковых темнокоричневых переплетов, к моему удивлению это были 25 томов М.Горького издательства «Наука» 1969 – 1972 годов (позднее я узнал что в 1953 году выходило собрание сочинений М.Горького в 30-ти томах). Недавно позвонил мой давнишний товарищ, в ходе долгого разговора коснулись литературы, он тоже удивился тому, что у М.Горького 25 полновесных томов. Но это количественная сторона писательского труда. Содержательная или качественная оценка труда М.Горького в современном российском обществе такова. Более взрослое население, имеющее советское образование, реагируют следующим образом (проверено на нескольких моих товарищах) - «А-а-а! Знаю я его буревестника!» или приблизительно так: «Жизнь сейчас и так мало приносит положительных эмоций, а тут тревожить себя негативом, вспоминая о людях, опустившихся на дно жизни», в крайнем случае, вспомнят ещё о его Данко и что-то о романе «Мать». Молодое же поколение россиян, читает мало, а если и читает, то не М.Горького. Некоторые считают его коммунистическим писателем, а коммунистическая идеология сейчас не в чести, и поэтому относятся к самому писателю резко отрицательно.

На протяжении последних нескольких лет, мною на уровне уже сформировавшегося эмоционального состояния, ощущается боль за русский народ, за русских. Основы воспитания я получил в советское время и всегда испытывал гордость за советский народ, не деля его на национальности. И тогда, в начале 80-х, не воспринимал как угрозу для страны, секретаря нашей партийной организации батареи, Джуму Вахидова, таджика по национальности. Не воспринимал его как гостарбайтера, как мигранта. Даже когда служил в Таджикистане в 90-х годах и начале 2000-х, у меня не было такого отношения (в данном случае) к таджикам, которое сформировалось сейчас. Я знаю, видел и убежден, что это одна из самых миролюбивых, трудолюбивых, интеллигентных, если это люди образованные, и в то же время, как-то внутренне незащищенных национальностей бывшего Советского Союза. И читал 2-х томник Б.Г.Гафурова «Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история», и знаю что это национальность с великой историей и культурой.

Но почему - то, видя на улицах Москвы, кого-нибудь из Средней Азии (про Кавказ это другая тема), испытываю негативные эмоции. И знаю, что не только я, но и мои товарищи, соседи по дому и по электричке испытывают те же самые эмоции. По рассказам товарищей, «Интернет» бурлит обсуждением проблемы мигрантов, телевидение тоже начало обсуждать эту тему, вижу, что происходит в Европе, в США (реакция одной части населения, на оправдательный приговор полицейскому). Где-то в подсознании – происшедшее в Сербии, в Косово. Предвыборные программы всех кандидатов в градоначальники Москвы содержат пункты по этой проблеме, даже Президент озаботился случаем избиения полицейского на одном из рынков.

Могу предположить следующее по данной ситуации. Как в старые, дореволюционные времена, главная проблема России - в нас самих, в русских.

Претензии можно предъявлять напрямую в свой адрес, то есть в адрес части русского населения крупных российских городов. Кто заинтересован в дешевой рабочей силе? Русские предприниматели (правда, сейчас, уже наверное, большинство предпринимателей в России других национальностей) и мы же русские не предприниматели, когда сами нанимаем мигрантов для строительства и ремонта своих квартир, дач. Заинтересованы русские чиновники - кто получает что-то от оформления временной регистрации, кто при устройстве мигрантов в ЖКХ, а кто-то из местных властей, зная, что у него проблемы с голосованием коренного населения, сам же ратует за предоставление права голоса на местных выборах мигрантам. Кто регистрирует у себя мигрантов, делая свои квартиры «резиновыми»? Во всяком случае, вначале это делали русские, да и сейчас тоже.

Претензии косвенного характера можно предъявлять некоторым президентам южных стран СНГ, добившихся независимости и теперь не знающих что нужно делать со своим населением. Ну и самое любимое, это претензии в адрес своего правительства. Почему нет крупных заводов обрабатывающей промышленности? Рынок? Кто создал невыносимые условия для жизни в деревне? А ведь деревня до относительно недавнего времени давала население стране. Опять же наше правительство. Почему Россия на первом месте в Европе по числу абортов? Не говорю про подростковую преступность, алкоголиков, курящих, наркоманов. Почему так происходит? Разве таджики виноваты в этом? Почему в стране столько охранников? На Курском вокзале, при проходе через турникеты к электропоездам пригородных направлений, напротив каждого турникета стоит охранник, турникетов около 40-ка, и еще столько же охранников стоят у заборов и краев платформ. В каждом банке, ресторане, кафе, мега-, супермаркете, магазине и магазинчике – охранник. А сколько продавцов-менеджеров, парикмахеров-визажистов, барменов, официантов? Миллионы людей непроизводительного труда. Кто виноват, что нет производства, а значит, нет и специалистов, внутренне уважающих себя за свои созидающие навыки и умения? Мне кажется, что эти миллионы охранников не испытывают удовлетворения от постоянного напряжения от конфликтов или страха за свою жизнь. И в начале своего жизненного пути мало кто из них ставил перед собой цель жизни, работу охранником на вокзале. Я не говорю про экономику (стоишь на железнодорожной платформе и мимо проходит скоростная электричка немецкого производства, названная «Сапсаном», а после этого подходит наша электричка, отечественного производства, и понимаешь, что это два электропоезда из разных веков), не говорю о датчиках «вверх ногами», «верхтормашками» на ракете «Протон» и так далее и так далее. Не говорю о том, что гордиться за первое место по поставляемому газу в Европу и за многократно выросшие перевозки по БАМу сырья к портам больно и стыдно. На мой взгляд, все эти факты не приносят национальной гордости великороссам. Всё это внешние социальные и социально-психологические факторы, оказывающие негативное влияние на внутреннее эмоциональное состояние человека. А тут еще неутешительная статистика о вымирающих деревнях исконно русских земель России, и об уменьшении численности русского населения.

По результатам одного из последних опросов населения страны, событием, которым гордится большинство россиян, это победа в Великой Отечественной войне, но по большому счету, это заслуга другой, советской страны. И получается, что все наши значительные успехи, которыми можно гордиться, (космос, авиация, Вооруженные Силы, образование, освоение севера, спорт, театр, кино и другие) уже в прошлом. В далеком прошлом – присоединение Сибири и освоение Дальнего Востока, Аляска, договор 1654 года, Черноморский флот и Севастополь, чудо-богатыри Суворова, Париж 1815 года, Толстой, Достоевский, Шаляпин.
Дефицит положительных факторов! Нет событий, способных вдохновить и распрямить народ. Власть пытается, из того что может, найти такие события, но получается не очень. В основном через спорт: Олимпиада, различные чемпионаты мира. Физическое ощущение «схлопывания» пассионарного движения, ощущение на уровне юнговского коллективного бессознательного угрозы русской нации на фоне огромного количества мигрантов. Еще несколько лет назад такого ощущения не было. Да, были постоянные разговоры о приватизации, об экономике, алкоголизме, национальной идее и многом другом. Но реально ощущаемой угрозы нации я не чувствовал, хотя А. Солженицын еще в 90-х годах писал и говорил о «сбережении» русского народа. И с тревогой смотришь на курящих молоденьких девушек, наверное, ещё школьниц, первая мысль - а ведь это будущие матери. И на грязные, с прокуренными тамбурами-туалетами, пьяные пригородные электрички, особенно вечером в пятницу, на резко омолодевших бомжей железнодорожных вокзалов.

Уважение к самим себе, уверенность, чувство собственного достоинства и гордость за принадлежность к национальности, решавшей судьбы Европы и мира (Тильзит 1807 год, Вена 1815 год, Ялта 1945 год, постоянный член Совета Безопасности ООН в настоящее время), замененное суррогатом сильно развившегося эгоизма, высокомерия замешанного на отсутствии элементарных основ воспитания, незнании своей истории, часто приводит к агрессивному поведению русских к мигрантам, вызывая у тех ответную адекватную реакцию.

И вот в таком «разобранном» состоянии решил почитать М.Горького. Вначале взялся прочитать «Жизнь Клима Самгина», что-то неясное помнилось из школы, смотрел отрывки из многосерийного фильма. Было интересно узнать, о чем же постоянные разговоры, размышления и искания главного героя. А потом решился прочесть все 25 томов. И получил, и получаю огромное удовлетворение от прочитанного. В первую очередь, испытываю гордость за русский народ. Только одна фраза горьковского героя заставляет по-другому смотреть на себя. «И скажу тебе от сердца слово – хорош есть на земле русский народ! Дикий он, конечно, замордованный и весьма несчастен, а – хорош, добротный, даровитый народ! Вот   ты погляди на него пристально и будешь любить!»

Творчество М.Горького раскрылось для меня новым, на что двадцать – тридцать лет назад мы не обращали внимание. Тогда в его повестях, рассказах и сказках были актуальны темы более высокого уровня в шкале нравственно-идеологических ценностей человека, темы борьбы за справедливость, борьбы «красного» и «черного» (рассказ М.Горького «О сером»), бесстрашия и трусости, материального и духовного, стремления человека становиться лучше: «в жизни…всегда есть место подвигам» и «человек это звучит гордо!». И Павел Власов и Данко ставят перед собой высокие цели, их действия не принесут им никакой личной выгоды, а скорее наоборот, ведут одного в тюрьму за инакомыслие, а второго к смерти. Но они своими действиями изменяют отношение людей к жизни и саму жизнь к лучшему. Это всё нам знакомо по школьным учебникам и в те времена, когда не было такого масштаба «черного», не особенно воспринималось и контрастно выглядело. К тому же потребительский стиль нашей жизни настолько упрочился, а для некоторых становится актуальным проблема выживания, что не принимаются «буревестниковские» мотивы, куда выгоднее сегодня роль «чаек» и «пингвинов». И Данко, спасающий племя, тогда воспринимался на уровне сказки. Но когда сам оказываешься в роли одного из членов племени, а вокруг никого и близко нет похожего на Данко, по-другому воспринимаешь эту сказку. Или, сейчас уже не понимаешь, а зачем всё это нужно было Павлу Власову и сотням ему подобных героев? И Фома Гордеев воспринимается как не совсем адекватный человек. Подумаешь, распереживался о том, как делали первоначальный капитал лучшие люди его города. По сравнению с путями и способами создания первоначального капитала в наши дни его переживания, это эмоции ребенка после детской ссоры.

Сейчас я хочу сказать не о давно известных и дискутируемых сторонах творчества М.Горького, а о мелочах, с точки зрения критики советского периода. Но именно теперь эти мелочи в виде фраз, мыслей, каких-то бытовых сцен, поступков горьковских персонажей, приносят мне спокойствие и уверенность за русских, какое-то неосуждающее отношение к окружающим, чего раньше не было. К сожалению, не передать то вдохновение и восхищение, которое испытываешь при чтении сцены, например кулачного боя жителей городка Окурова, из повести «Жизнь Матвея Кожемякина» (кулачный бой также описывается М.Горьким в «Автобиографии Ф.И. Шаляпина»), традиций и порядков боя. Оказывается, начинали биться… дети, с удивлением узнал, что дети! Но М.Горький так описывает кулачный бой, что это не выглядит какой-то уголовщиной, а воспринимаешь это как определенную школу воспитания. За детей в бой вступались юноши и уже в конце проигрывающей стороне оказывали помощь взрослые, многим взрослым было за сорок лет, а некоторым и много больше сорока. Была своя тактика ведения боя, построение стенки и управление, свои правила. Нельзя было бить лежачего, и нельзя было держать в ладонях ничего, и бить ногами тоже было нельзя. «Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю или кусок железа, того единодушно били и свои и чужие». Вначале это все с юмором, и с насмешками над противником. Проходили бои по праздникам зимой, в присутствии сотен зрителей, которые также перемещались за перемещением битвы. Правда, конец боя превращался в грандиозную драку, вспоминались старые личные обиды противников. Начинаешь понимать, что стойкость русского человека, его терпение формировалась, в том числе и от этих традиций, хотя стойкость, как национальную черту, создавали другие особенности русской жизни. Или испытываешь удивительное эмоциональное состояние от феноменально написанной сцены согласованной работы матросов и артельщиков при подъёме затонувшей баржи со дна Волги в повести «Фома Гордеев». А описание нижегородской промышленной ярмарки?! Испытываешь гордость за произведенные и сработанные руками русских людей на заводах Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Урала, Шуи многочисленные простые товары, и очень сложные машины и механизмы.

А ещё поражаешься, сколько песен пелось на Руси и как любили петь. Пели грузчики при разгрузке барж, пели рабочие пекарен, когда лепили крендели, пели матросы на пароходах, пели сапожники за работой, пели артельщики строители, пели в тюрьмах заключенные, пели в трактирах, на ярмарках. Мужское красивое пение. Сразу же вспоминается песня о вороне актера Бабочкина из кинофильма 1936 года «Чапаев», как что-то наверное сохранившееся из той жизни. Ф.И.Шаляпин, когда ставил оперу в Италии, не мог добиться от итальянского хора тихого, проникновенного пения, в конце концов отодвинул хор в глубь сцены, чтобы его было чуть слышно. Так вот он считал, что подобные места в хоровых партиях под силу, только русским хорам, потому что русские хористы проходили школу в церковных хорах с юных лет и имели большой опыт исполнения в разных голосовых диапазонах особого церковного пения. А ещё, оказывается, русские относительно недавно водили хороводы. «Особенной радостью насыщали меня хороводы, которые устраивались дважды в год: на Семик и на Спаса. Приходили девушки в алых лентах, в ярких сарафанах, нарумяненные и набеленные. Парни тоже приодевались как-то особенно; все становились в круг и, ведя хоровод, пели песни. Поступь, наряды, праздничные лица людей – всё рисовало какую-то иную жизнь, красивую и важную, без драк, ссор, пьянства». В диалогах героев рассказов М.Горького прослеживается острый народный ум, смекалка простых людей. Чего стоят только прозвища некоторых персонажей: «Игоша Смерть в Кармане», «Сушеный Бык», «Красное Домино». Потом эти прозвища станут фамилиями русских, украинцев: «Доброрез», «Подопригора», «Дериглазова», «Непейвода», «Недайвода», «Варивода».

Меня всегда раздражало расположенность русских намусорить (пример наши остановки, железнодорожные платформы, улицы, жвачка на полах в метро и вокзалах, замусоренные леса, берега рек и озер и т.д.), что-нибудь сломать. М.Горький, описывая последствия проводов рекрутов на военную службу в провинциальном городке, пишет, что рекрута в этом году отгуляли не очень буйно: было вырвано три фонаря на базарной площади, сломана часть церковной ограды, палки понадобились для драки со слободскими, да выбиты стекла в доме земской управы. А по поводу мусора, диалог:
«- Насорили…бумажки, солома…плевки! Эх, господа!
- Действительно – хламу много! Любит русский человек сделать что-нибудь неприличное».
Или в воспоминаниях Ф.И.Шаляпина, когда он увидел цветы в английских парках, то подумал, что сюда бы русских, они не только бы цветы сорвали, но и повыворачивали с корнем деревья. В Берлине Шаляпина поразило обилие табличек «Verboten» и «Abort». Он очень плохо знал немецкий язык и если о значении одного слова догадывался, то другое ему было неизвестно. Оказалось, что это слова «Запрещено» и «Уборная». Шаляпин курил, и в гримерных театров всех стран, в которых он выступал, разрешалось курить. Но в театре в Берлине было «Verboten». Когда он попытался закурить появился то-ли пожарный, то-ли полицейский и показал пальцем на табличку. С большим трудом Ф.И.Шаляпину удалось уговорить администратора решить вопрос с курением в гримерной. Но когда Федор Иванович начал курить, пришел полицейский, принес два ведра воды, объяснил, что вода имеет свойство гасить огонь и оставался рядом пока Шаляпин курил. Вы представляете такую картину в России? В тамбурах электричек трафаретными красными буквами написано «НЕ КУРИТЬ!». И что? А недавно вышедший федеральный закон о сохранении жизни и здоровья граждан…, ограничивающий курение?

И в тех же самых воспоминаниях Шаляпина, в изложении Горького, испытываешь огромную гордость за русское искусство, сезоны Дягилева, русскую оперу, имевшую потрясающий успех в Милане, Париже, Монте-Карло, Нью-Йорке, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Берлине в начале ХХ века. Талант Горького, просившего Шаляпина работать над воспоминаниями только с ним, позволил максимально полно перевести эмоции человека в слова. А к словам-то М.Горький мог подойти. «Написав эти строки, он поглядел на них, прищурясь, с тоскою чувствуя, что слова, как всегда, укоротили, обесцветили мысли, мучившие его, и задумался о тайном смысле слов, порою неожиданно открывавших перед ним свои емкие души и странные связи свои друг с другом». Для образованного человека с проблемами душевного состояния, автобиография Шаляпина, одна из лучших работ, способных изменить настроение этого человека. Пишу «образованного», так как не совсем уверен, что результат от чтения этой вещи будет одинаково положителен для всех. Автобиография Ф.Шаляпина в изложении М.Горького ценна не как показ трудного, какого–то фантастичного жизненного пути Федора Ивановича, не только тем, что замечательно описан прорыв русского искусства на европейскую сцену, но еще и тем, что там высказаны вдохновляющие мысли о русском народе. «Такие люди, каков он (Ф.И.Шаляпин – авт.), являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она – внутри, в глубине своей – талантлива и крупна, обаятельна. Любить Россию надо, она этого стоит, она богата великими силами и чарующей красотой».
Литературное творчество М.Горького представлено в основном в рассказах. Его любимыми персонажами были простые русские люди: артельщики, крестьяне, бродяги, рабочие пекарен, разнорабочие, люди выброшенные жизнью на «дно» жизни. Но он отлично знал и быт мещан, торговцев, заводчиков. Сам М.Горький в повести «Хозяин (Страница автобиографии)» пишет так. «Я кое-что читал о русском народе, о его артельности, социальности, о мягкой, широкой, отзывчивой на добро его душе. Но гораздо больше я знал народ непосредственно, с десяти лет живя за свой страх, вне внушений семьи и школы. Большей частью мои личные впечатления как будто хорошо сливались с прочитанным: да, люди любят добро, ценят его. Мечтают о нем и всегда ждут, что вот оно явится откуда-то и обласкает, осветит суровую, темную жизнь. Но мне всё чаще думалось, что, любя доброе, как дети сказку, удивляясь его красоте и редкости, ожидая как праздника, - почти все люди не верят в его силу и редкие заботятся о том, чтоб оберечь и охранить его рост. Всё какие-то невспаханные души: густо и обильно поросли они сорной травою. А занесет случайно ветер пшеничное зерно – росток его хиреет, пропадает». Стиль М.Горького, глубокое описание особенностей русского человека с его и нелицеприятными сторонами: жестокость, коварство, способность к обману, хитрость, чего стоят только дела Вассы Железновой, торговца Маятникова и многих других, или описание быта семьи деда М.Горького. А это тупое, холодное равнодушие русских, описанное Горьким в переворачивающем душу рассказе «Зрители». Рассказ о мальчике сироте Ключареве, которому лошадь жандарма раздробила стопу ноги во время похорон. Десятки зевак-зрителей, а мальчику, истекающему кровью, лежащему в пыли, под палящим солнцем в течение нескольких часов никому не пришло в голову помочь. Дикие советы сироте присыпать раздавленную, кровоточащую рану землей, а пришедшему его хозяину, переплетчику, снять с мальчика кожу на переплет, насмешки о его неповоротливости. «Кругленькое личико ребенка было измазано кровью, вылинявшие от боли глаза уныло смотрели на изуродованную ногу, он трогал пальцами руки раздавленные косточки, и вздрагивая, шмыгал носом. - В четверг, - бормотал он, - я бы на богомолье ушел, на Баранов ключ… Отпускал хозяин-то… Ах ты, господи…». В конце концов всем стало скучно и они разошлись, а мальчик «остался у забора один, маленькой кучкой пыльного тряпья». Через много часов одному из персонажей удалось уговорить молодого парня отнести мальчика, но к аптеке и оставить на ступеньках, в надежде, что аптекарь сам подберет подростка. К аптеке, потому что рядом с ней кабак. Итог этого всего – через три дня мальчик умер. Знакомясь с бытом уездных городов, узнаешь, что жизнь повторяется. Лучшие люди (городские головы, председатели судов, попечительских советов, прокуроры) тех уездных городов зачастую были казнокрады, были и душегубы, были и прошедшие через воровство и различные махинации, грабили и сживали своих родственников. Но их награждали медальками и на праздниках они гордо шествовали впереди людских колонн.

Из известных русских писателей того времени никто не может сравниться с М.Горьким по любви к простому русскому народу, полноте и точности описания его национальных особенностей, жизни, быта. «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» Н.Некрасова очень хороши, но они переданы стихотворной строкой, имеющей определенные ограничения. У И.Бунина, на мой взгляд, лучшее описание природы центральной полосы России, пронзительно тоскливого образа убранных и вспаханных осенних русских полей, разрушающегося уклада помещечьей жизни. Но не чувствуется любви к простому народу. Замечательны повести и рассказы о России Н.С.Лескова. Горький писал о творчестве Лескова: «Как художник слова, Н.С.Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих». Но возможно М.Горький, расходился с Н.С.Лесковым в подходах к оценке происходящего в России и выразил это, словами своих героев (пьеса «Чудаки»):
«В у к о л. Будут петь птицы, выполняя закон природы (хлопая по книге ладонью), а человек будет рассказывать мне утешительные сказки про святую Русь, а? (Мастаков смеется, болтая ногами.) О бессеребрениках инженерах, о святом квартальном, о нигилистах, великих простотою души своей, о святых попах, благородных дворянах и – о женщинах, о мудрых женщинах! Как приятно читать эти сказочки в наше-то темное, безнадежное время, а?
М а с т а к о в (с интересом). Нравится он вам, автор?
В у к о л. Великий сочинитель! Сердце у него иссохло от тоски и отчаяния, но – он утешает ближнего! (Подмигивая.) Знаю я, что всё это – выдумка и утешительного ничего нет, но – приятен душе человек, который, видя всюду зверей, скотов и паразитов, сказал себе: давай-ка я напишу им образы примерно хороших людей…
М а с т а к о в (серьёзно, задумчиво). Да? Вот как вы? Это – интересно…
В у к о л. Разорвал душу свою на тонкие нити и сплёл из них утешительную ложь… (Подмигивая, усмехается.) Думал ободрить меня, русского человека… Меня? Промахнулся, бедняга!
М а с т а к о в. Промахнулся? Почему?
В у к о л (подняв руку, точно клянется). Не верю!
М а с т а о в. Ах вы, старый нигилист!
В у к о л. Не верю! Храм сей, скверно построенный и полуразрушенный, Русью именуемый, - невозможно обновить стенной живописью. Распишем стены, замажем грязь и роковые трещины…что же выиграем? Грязь – она выступит, она уничтожит милые картинки…и снова пред нами гниль и всякое разрушение».
В этой статье, когда я пишу «русские» я не испытываю негатива и тем более какого-то чувства превосходства по отношению к татарам, башкирам, чувашам, украинцам, белорусам и многим другим национальностям России. Ещё совсем недавно мы вообще были интернационалисты и выступали за мир во всем мире, понимая в этом, уважение к любой национальности. Меня пугает перспектива русского народа и от этого больно. Не кривя душой и не для пафоса, все кто любит Россию и воспринимает её как свою, пусть даже вторую Родину, сопричастны со мной и приятны мне. Один из героев рассказа «В ущелье» высказал, похожую на мои и многих других русских, мысль:
«- Вы   где живете? В России? Кто вас кормит? Россия, сказано,   матушка! А вы что говорите?
…Все нас, земляк, ругают, а все лезут к нам,   греки эти, немцы, серба всякая! Живут, пьют-едят, а ругают! Ну   не досада?»
С огромным уважением отношусь к А.Вассерману, Р.Абдулатипову, Ю.Евкурову, М.Толбоеву и многим другим потому, что они любят Россию. Сам же М.Горький националистом не был, по небольшим фразам его героев, описаниям этих героев чувствуешь, что он с большим уважением и любовью относится к татарам. Из рассказов «Погром», «Мальчик» и других видно, что М.Горький негодует по поводу отношения русских к евреям, жестокости русских даже к детям евреям во время одного из еврейских погромов. И в то же время один из персонажей М.Горького, инженер, еврей по национальности так отзывается о русских. «Изумительная интенсивная талантливость русского человека! Какая чудесная способность побеждать без оружия! Народ, идейно невежественный, теоретически безграмотный, он действует исключительно догадкой, этой таинственной смекалкой своей». И далее он говорит чего бы достиг этот народ, обладая европейской культурой.
Искренняя любовь М.Горького к России особенно чувствуется в цикле рассказов «По Руси», опубликованных в 1912 - 1913 гг. В письме к писателю Л.Андрееву он пишет: «Русь надо любить, надо будить в ней энергию, сознание её красоты, силы, чувство собственного достоинства, надо прививать ей ощущение радости бытия…». Иногда по ходу чтения задаешься вопросом: «Неужели человек написавший «…но уже небо, холодно серея, незаметно теряет ночную мягкость и теплоту; лучи звёзд опадают, как лепестки цветов, луна, доселе золотистая, бледнея, опыляется серебром и уходит всё дальше от земли. Вода реки неуловимо изменяет свой густой, масляничный блеск, в ней капризно являются на миг и тотчас исчезают жемчужные отражения быстрых изменений цвета небес»   М.Горький?». У Горького в это же время написаны «Русские сказки». Это тоже целый цикл повествований о продажном поэте, честолюбивом писателе, о барине, оправдывавшем себя историей, о философе – непротивленце, о двух жуликах, о советнике, о «мудрейших жителях», пытавшихся сделать нового человека и несколько других. «В сатирически-символическом изложении сказки эти затрагивают различные стороны современной русской действительности» (И.А. Бунин). Одна из сказок о России. Понимаю, что злоупотребляю объемом и вниманием, но своими словами не смогу так передать содержание сказки, а она, кажется, актуальна и сегодня. «Жила-была баба, скажем – Матрена, работала на чужого дядю, скажем на Никиту, с родственниками его и со множеством разной челяди.
Плохо было бабе, дядя Никита никакого внимания на неё не обращал, хотя перед соседями хвастался:
- Меня моя Матрена любит, - чего хочу, то с ней и делаю. Примерное животное, покорное, как лошадь…
А пьяная, нахальная челядь Никитина ежечасно обижает Матрену, то – обкрадет её, то – изобьёт, а то просто, от нечего делать   надругается над ней, но между собою тоже говорит:
- Ну и бабочка Матрена наша! Такая, что иной раз даже жалко её!
Но, жалея её на словах, на деле все-таки продолжали истязать и грабить.
Кроме сих, вредных, окружали Матрену многие бесполезные, сочувствуя долготерпению Матренину; глядят на неё со стороны и умиляются:
- Многострадальная ты наша, убогая!
- Тебя, - говорят, – даже аршином измерить невозможно, до чего ты велика! И умом, - говорят, - не понять тебя, в тебя, - говорят, - только верить можно!
А Матрена, как медведица, ломит всякую работу изо дня в день, из века в век, и всё – без толку: сколько не сработает – дядина челядь всё отберет. Пьянство вокруг бабы, разврат и всякая пакость, - дышать невозможно!» Можно осуждать Горького за эту сказку, можно порассуждать на эту тему, но то, что он глубоко, деятельно неравнодушен к России это очевидно. Сам Горький считал сказки «ценными с точки зрения социально-педагогической».

Для меня стало загадкой как один и тот же писатель, примерно в одно и то же время может так разно писать. Если сказки пропитаны едкой желчью слов, «ядовитостью», резкостью, осознаваемой направленностью на конфликт, то рассказы из цикла «По Руси» («Рождение человека», «Ледоход», «Нилушка», «Страсти – мордасти» и другие) именно этого периода творчества, проникнуты ощущаемой через текст любовью к человеку, к жизни, к России. Хотя в самих текстах рассказов всё та же тяжелая российская жизнь, да и сюжеты изображены в горьковском стиле «социалистического реализма».

Сегодня для меня повести и рассказы М.Горького являются стабилизирующим фактором моего внутреннего состояния не только от получаемых эмоций в процессе чтения, но ещё и от надежды на то, что глубинные, коренные черты национальности неизменны. И если есть у русских такая богатая и славная история, созданная трудами тех, старых поколений, то и современные русские остались такими же. Пусть неспортивные, нецензурно выражающиеся, пьяненькие русские более низкого социального положения, циничные, высокомерные, наглые, обрюзгшие русские среднего класса, не вызывают уважения. Но уверенность в том, что все они обладают основными положительными чертами русской национальности есть. Персонаж рассказа М.Горького «Всё то же», в своем диалоге, похожем на мой внутренний диалог с читателем, сказал: «Вы поучаетесь по иностранным книжкам, а вы бы поучились от мыслей русских, заглянули бы в душу народу-то. Перестроить, кричите, а из чего строено, знаете? У нас народ из чугуна литой, на долгие века народ, он не ради пустяков на земле, а Христа ради!».

Очень надеюсь, что он был прав!

                Анатолий Фролов




Литература
Горький, А.М. Полное собрание сочинений в 25-ти томах М.; «Наука», 1969 -1972.
Лесков, Н.С. Собрание сочинений 12-ти томах М.; «Правда»,1989.