Алхимия и поэтическое творчество

Тинки Бэлл
                Алхимия и поэтическое творчество.

Феномен алхимии оставил заметный след в истории европейской культуры. Велико было его значение в Средние века, "великому деянию", тогда, посвятили свои усилия многие знаменитые интел-лектуалы, достаточно упомянуть такие имена как: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий и пр. Но и после окончание Средневековья алхимия, отнюдь, не сошла со сцены общественной жизни, продолжая оказывать заметное влияние на интеллектуальный климат  и в эпоху Возрождения, и в Новое время. Занятию алхимическими опытами посвятил немало усилий  столп европейской науки - сэр И. Ньютон. Из истории известно, что последние эксперименты по трансмутации металлов проводились в начале 19-го века.
 На сегодняшний день мы знаем, что все эксперименты алхимиков по приготовлению философского камня - потерпели неудачи и, с чисто естественнонаучной точки зрения, все алхимические трактаты, дающие бесчисленные рецепты приготовления оного, давно, могут быть списаны в архив. Может ли вообще "искусство златоделия", сегодня, представлять, для нас, какой-либо интерес?
 Думаю, что да, поскольку, сегодня в алхимии, нас привлекает, прежде всего, ее мировоззренческая сторона. Алхимии часто давали дешевое толкование - просто, как попытки получить золото искусственным путем с целью обогащения. Но такая интерпретация более подходит, скорее, для алхимии Нового времени - эпохи, когда произошло ее вырождение. Когда  место прежних - высоких духовных устремлений заняли - прагматизм и стяжательство. Совсем иной была - средневековая алхимия, которая была не просто "искусством златоделия", но, прежде всего - стилем жизни, особым мировоззрением. Как говорил К-Г. Юнг: " …подлинной ли была химическая интенция алхимиков, то есть подлинными ли химиками были адепты королевского искусства, или просто использовали химический жаргон ". Для человека средневековья весь мир являл собой "огромный резервуар" символов, природа видимая, тленная была отраже-нием Нетленного мира Божественных идей. Каждая вещь в мире, равно как и каждое событие служили символом Высшей реальности. Алхимия органично входила в общую канву средневекового символизма. Золото - символ, наглядное воплощение высшей духовной чистоты, превращение неблагородных металлов в золото, соответственно символизирует процесс перерождения человека, на пути к познанию Бога. Собственно для достижения внутреннего совершенства и творит алхимик все свои манипуляции с веществом, а вовсе не для получения золота ради обогащения: "Вот почему и на Востоке, и на Западе алхимия имеет своим ядром, гностическое учение об Антропосе и по сути своей является своеобразным учением о Спасении"
 Каждому металлу, каждому веществу в алхимии приписывалось сове особое значение (соль ассоциировалась с земным материальным началом, ртуть с бессмертным духом, сера с душой). Можно сказать, что златоделателей интересовали не столько реальные свойства химических веществ, сколько их символическое значение.
 Символизм алхимического мышления делает его весьма интересной для темы моей статьи. Ибо насколько важной для поэзии является символика и говорить излишне. Достаточно упомянуть цветение в конце 19 - нач. 20 вв. направления символизма, с его тягой выражать Высшую Реальность посредством символа. Но даже если не обращать внимание на, собственно символизм, как направление, то все равно, настоящая высокая поэзия не может избежать использования символа. Однако это не единственное свойство роднящее алхимию с поэзией. Как я надеюсь показать далее - определенное сходство прослеживается в процессах: алхимического деяния с одной стороны и сочинения стихов с другой.
 Собственно говоря, основная цель моей статьи заключается в том, чтобы показать сходность, наличие общих черт между процессами "великого деяния" и поэтического творчества. Сходство, конечно же, не означает - полной тождественности. По ходу статьи мне придется указать и на значительные различия, но в, общем плане, мы можем сказать, что аналогия - явно налицо.   
   
Наиболее ярко черты сходства проявляются в стадиях, которые проходит - как и процесс "великого деяния", так и процесс поэтического творчества. Работа алхимиков с веществом - делится на несколько этапов, соответствующим определенным, промежуткам времени; точно так же при рождении стихов работа поэта - проходит несколько стадий, причем смысловое содержание стадий поэтического творчества очень с символическим значением стадий "великого деяния".
 Стих как итог длительных усилий поэта можно уподобить - фило-софскому камню. Так же как получение золота, для алхимика, мо-мент духовного очищения, а предшествующая обработка вещества - путь к нему, для поэта момент окончательной доработки стиха является определенным достижением духовной высоты.
 В своей статье я опираюсь, во многом, на свой личный творческий поэтический опыт, что особенно проявляется в описании работы над стихами. При описании же труда алхимиков - на исторические сведения о стадиях "Великого деяния".



1. 1. Вселенная алхимика.

 Натурфилософской основой алхимической теории трансмутации металлов была идея четырех первичных элементов восходящая еще к Эмпедоклу, но наиболее полно развитая в трудах Платона и Аристотеля. Согласно данной теории субстратом лежащим в основе всех вещей материального мира являются - четыре стихии: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Аристотель внес в теории существенное дополнение добавил пятый элемент - первоматерию, некое аморфное, бескачественное образование, про которое можно сказать лишь то, что оно обладает возможность обрести ту или иную форму, словом представляет собой "чистую возможность" стать чем-либо. Примечательно, что первоматерия Аристотеля, хоть и является философской категорией, поразительно напоминает мифологический превозданный Хаос. Который, согласно, мифам очень многих народов предшествует созданию упорядоченного космоса, тем самым является началом всего сущего. Но вернемся непосредственно к нашей теме.
 Согласно теории четырех элементов качественное различие вещей в мире происходит от пропорции соотношения этих веществ в какой-либо конкретной вещи, от количественного преобладания одного из них. А потому возможность облагораживания металлов обосновывалась весьма просто – как изменение количественного соотношения элементов.
Другой, не менее важной, составляющей алхимической картины мира была идея тождества микро и макро космосов. Человек мыслился как микромодель всей вселенной, а потому каждая из составляющих человеческой природы имеет соответствие с определенным элементом мироздания. Напомним, что идея соответствия лежит в основе логики символа, символ, в отличии от знака, непосредственно связан с символизируемым. Воздействуя на символ мы приходим в непосредственный контакт с символизируемым. Как писал выдающийся русский философ о. П. Флоренский: «Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Иконостас есть граница между миром видимым и миром Невидимым»
 Алхимики всегда имели дело не только с плотью, но и с Духом. Химические вещества они мыслили как непосредственно связанные с духовной реальностью, отсюда проистекают значения элементов: сера – Дух, ртуть – душа, соль – тело. В соответствии с теорией четырех элементов можно увидеть: Духу соответствует элемент огня, душе – воды, а телу земли. Получение золота соответствует победе духовного начала над плотским.
 Но на пути к духовному просветлению необходимо вернуться к первоистоку. Для того, чтобы возник гармоничный космос необходим хаос. Начинает свою работу алхимик с того, что приводит вещество в состояние первозданного хаоса. Сам процесс алхимического действия делится на три стадии:
1. nigredo – работа в черном
2. albedo – работа в белом
3. rubedo – работа в красном.
На мой взгляд, работа поэта над стихом, так же проходит несколько стадий, сходных с указанными. Опишем их подробнее





1.2. Этапы «Великого действа»

Первая стадия процесса – «обжиг первичного вещества», благодаря которому, оно должно обрести черный цвет. Некоторые мастера предупреждали учеников, чтобы они не приступали к последующей работе пока не увидят «голову ворона»( символическое значение черного цвета). Черный цвет символизирует хаос как нечто бесцветное безкачественное. Словом хаос, как то, что не имеет в себе ничего определенного, из чего может произойти, что-либо.
 И тут пред нами пред нами сразу же открывается сходство с нача-лом «великого деяния» поэтов. Когда возникает определенное ду-шевное состояние приподнятости, готовности к действию, затем перед взором поэта возникает ряд образов, пока еще, во многом, хаотичных, не собранных в единую композицию. «Хаос образов» является начальным этапом становления поэтического произведения.
 Далее поэт гармонизирует все эти образы, безжалостно раставаясь со всем лишним. Напомним, что основная задача алхимика достичь гармонии в сочетании элементов. При этом весьма важно, что по ходу процесса вещество отчищается от всего лишнего.
 Но, что же далее происходит с первовеществом. Его помещают в перегонный куб, после дисцилируют. Полученное после дисцилирования вещество помещают в кувшин.
 После чего снова дисцилируют и разливают в четыре колбы для последующей отчистки, путем непрерывного испарения и конденсации. Что это, как не отчистка от лишних ненужных образов. Образно говоря отчистка от скорлупы. Вспомним того же Флоренского: «Достойно внимания то, что такая безъядерность скорлуп, пустота  лжереальности всегда почиталась народной мудростью свойством нечистого и злого. Вот почему как немецкие предания, так и русские сказки рисуют нечистую силу пустою внутри корытообразной или дуплообразной без станового хребта.»
 Вот почему для истинного поэта так важно отчистить свои произведения от ненужных красивостей, от всего «бесхребетного», что не имеет связи со смыслом. Стих должен обрести прочный смысловой хребет. Если в стихе видится множество, явно, лишних слов, напыщенных выражений, то стих – «халтура». В той же алхимии существует образ скелета как символ золы. Некоторые алхимики называли золу – «скелетом вещества».
 После проведения операций по отчистке. Полученное после испа-рения, вещество дробят в порошок и заливают дисцилятором. Далее все операции над ним временно прекращаются. После прошествия некоторого срока полученный раствор выливают в тигель и пережигают( выпаривают) Полученную золу перекладывают в кувшин, помеченный четырмя звездочками – знаком того, что вещество отчищенно в достаточной степени.
 Поэт же временно приостанавливает свою работу, откладывает произведение в сторону, чтоб через некоторое время по-новому взглянуть на него и оценить: достойно ли оно жизни или же – по сути труха. И благо если поэт умеет отличит одно от другого ( равно как и алхимик), чтоб не идти далее в случае неудачи.
 Поэту необходимо чувствовать в равной степени уравновешенными смысл и чувства в его стихах. В алхимии этот процесс называется «сбор дождевой воды».
 Далее следует третья ступень – rubedo. Алхимику осталось только усилить свойства полученного вещества, повторив операцию вновь. Стих уже готов, поэт работает над усилением образов – “вместо цветка образовалось солнце”
 Когда философский камень извлекают из колбы, деяние завершенно. Завершение же знаменует победу алхимиков в обеих мирах. В мире дольнем и мире Горнем. В материальном плане достигнуто облагораживание вещества, в духовном же произошла победа светлого начала над низменными страстями.
 Но известно, что деяние алхимиков так и не завершилось успехом. Возникает вопрос – чем же они объясняли свои неудачи? Знать этого наверняка мы уже не можем. Но можем предположить несколько вариантов.
 Во-первых свои неудачи они могли объяснить – недостаточно правильным выполнением предписанных операций.
 Во-вторых алхимия была тесна связанна с астрологией и все стадии процесса должны были строго соответствовать расположению звезд. Неудача могла быть истолкованна ошибкой при расчете расположения светил.
 И, наконец, с нашей точки зрения, наиболее вероятное объяснение – намериния адепта с самого начала не были искренними, его душа не в достаточной степени отчистилась от прельщенности благами мира сего. Создатель не был благосклонен к алхимику.
 Для поэта же так же важно с самого начала не совершить ошибку, дабы собственную спесь, простое желание блеснуть мастерством техники не принять за подлинную интуицию. Поэт можно сказать так же достигает победы в обеих миорах, поскольку свою интуицию, душевные переживания облекает в материальную форму слов и писменных знаков.




                Заключение   

Я не могу претендовать на окончательную истинность моего мне-ния. У меня нет гарантии, что мой личный опыт совпадает стопро-центно с опытом других поэтов, но психологические исследования закономерностей творческого процесса в искусстве, позволяют го-ворить о том, что у многих творческий процесс протекает похоже на описанные этапы. Я лишь сопоставила данные этапы с алхимией.
 Наличие формальных совпадений в обеих сферах может навести нас на мысль о существовании некоторых устойчивых в познании человеком самого себе и в осмыслении им окружающего мира, а так же можно предположить наличие общих закономерностей в различных видах творческой деятельности будь-то: искусство, наука, религиозная практика. Эти закономерности сами по себе – метаисторичны и проявляются во все эпохи.