Джон Гилл. Характер и будущность нечестивых

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХАРАКТЕР И БУДУЩНОСТЬ НЕЧЕСТИВЫХ
Джон Гилл

А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою;  но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте.
2 Цар.23.6-7

Это заключительная часть последних слов Давида, обратная тому, что было сказано раньше, что ясно из конструкции: но нечестивые. Они противополагаются Царю людей, Мессии, Который правит страхом Божиим. Он подобен, как сказано, нежному ростку, выросшему из земли под каплями дождя, но нечестивые подобны терновнику; это те, кто против Давида, что выражает веру в вечный завет, в котором они не заинтересованы, и потому подобны выброшенному тернию. Давид говорит, что этот завет есть все спасение его, и все его желания, но нечестивые должны быть полностью истреблены; огнем сжигают их на месте.
Эти слова применимы к дурным князьям и правителям, которые противоположны тем, кто владычествует в страхе Божием. Те, кто неправедны в государственном управлении, представлены как те, что не имеют страха Божия перед глазами их, и в сердцах их. Нечестивые, вместо того чтобы быть полезными, могут принести лишь вред тем, кем они управляют, в отличие от справедливых правителей, подобных утреннему свету на восходе безоблачного утра и сиянию после дождя. Но нечестивые правители не хотят того, чтобы тем, кем они управляют, было легко и удобно, напротив, они причиняют им скорбь и боль, как шипы, колющие руку. Это полностью согласуется с наблюдением мудреца, что "когда правят праведники, веселится народ, но когда правят нечестивые, народ стенает" (Притч.29.2 KJV). Он огорчен и сокрушается, он измучен нечестивыми, которые как терновник, и поэтому, если это возможно, они должны быть удалены и выброшены прочь. И поскольку они не будут послушными и легко сговорчивыми, должны быть использованы некоторые насильственные меры: "кто касается его, вооружается железом или деревом копья". И хотя для народов нелегко удалить такой род людей от власти и правительства,  все же иногда Бог делает это за них замечательным образом. Таким образом Навуходоносор был изгнан от людей, и послан к зверям полевым. А иногда их отбрасывают в сторону, как корни и ветви, как Саула и его семью, к чему некоторые применяют этот отрывок.
Эти слова применимы и конкретно к нечестивым евреям и к их правителям, которые впоследствии противопоставят себя Христу, как Личности, что была четко описана для них, ибо они не приняли Его, когда Он пришел к ним; но отринули Его как Царя, сбросили с себя иго, и не захотели, чтобы Он царствовал над ними. Хотя к ним были адресованы весть и приглашение Его, они отвергли Его и не захотели принять Евангелие благодати, как  внешнее служение словом и таинствами, и не только это, но изгнали посланников, что несли эту весть, и разгневанный Царь послал римскую армию и сжег город Иерусалим, так что большая часть евреев, которая собралась в нем, была уничтожена при его последнем разрушении римлянами.
Эти слова применимы и к антихристу; он поистине человек греха, беззаконник, полный нечестивец и сын погибели, подобный детям Иезавели, которых Бог истребит (Откр.2.23). Таковы и поклонники зверя, которые имеют его начертание на челе своем; они будут брошены в вечное пламя, и дым мучения их будет восходить во веки веков; и даже те цари,    которые ранее отдали свои царства антихристовой блуднице, исполнятся ненавистью к ней и сожгут ее плоть огнем. Рим, или Вавилон, столица антихристианского царства, будет сожжен огнем, потому что силен Господь Бог, судящий его (Откр.18.8), так что все образы в этом тексте подходят достаточно к этой катастрофе.
Но эти слова вполне могут относиться и к злым людям в целом; все они, а тем более самые мерзкие из них, в Писании часто называются нечестивыми; так, те, что стали настолько мерзкими, что были готовы соблазнять жителей любого города в Израиле к идолопоклонству, названы людьми развращенными (Втор.13.13). Сыновья Илия, названные нечестивыми, были очень порочными людьми, склонными к разврату и всякой неправде. Навал, мерзкий, жестокий и злой человек, был назван "сыном негодным", и не теми, кто не захотел жить с ним, но жена его, Авигаль, дала ему такое имя.   Те, кто встал в качестве свидетелей против Навуфея, также названы негодными, лишенными совести, не имеющими страха Божия пред глазами их. Много и других лиц названо так в Священном Писании.
В этом свете мы можем понять весь отрывок о нечестивых, которые, как мы прежде сказали, являются врагами Царя Христа. Здесь мы можем наблюдать:
I. Описание характера злых, негодных и нечестивых людей, сравниваемых с терновником.
II. То, что будет концом, наказанием и полной погибелью их: они будут выброшены вон и сожжены огнем. Это будет конец нечестивых.
I. Рассмотрим описание характера этих злых и негодных людей. Негодным назван сам сатана. Именно это предполагается в словах: "Какое согласие между Христом и велиаром?" (2 Кор.6.15); последнее слово буквально означает "негодный", "ущербный", тот, кто в низком состоянии и никогда не поднимется выше; и все согласны, что так обстоит с сатаной и его ангелами. Сатана и его начальства и власти развращены; они сбросили иго Божие, не захотели подчиниться Ему и Его законом, изменили Ему и отступили, оставив свое прежнее состояние и жилище, воздвигли себе царство и поставили над ним князя, который в Писании называется Вельзевул, князь демонов (Мтф.12.24). В своем отступничестве они стали отвратительны для Бога и для людей, которым они во многих случаях являются, и были приведены своим грехом в столь низкое состояние, что никогда не выйдут из него; им никогда не вернуть себе прежнее состояние и не подняться до той чести и достоинства, которым они обладали, ибо, как сказано, "не нашлось для них места на небе" (Откр.12.8).
"Негодный", то есть крайне злой, отвратительный и отверженный - это ими, которое хорошо подходит для великого отступника, что в Писании решительно назван лукавым (1 Иоан.5.18).  Негодные есть сыновья и дети сатаны, его семя и потомство.    Сразу после падения наших прародителей, где сатана был главным соблазнителем, Бог положил вражду между семенем жены и семенем змия, древнего сатаны, и потому мы читаем о детях дьявола: есть дети Божии и дети дьявола, говорит апостол (1 Иоан.3.10).  Они явно отличаются друг от друга, и это очевидно из их действий и всей жизни. Название детей дьявола в особенности дано худшим и самым гнусным из людей, способным на любое злодеяние. Апостол Павел дал это имя Елиму, который стремился отвратить римского проконсула от прямых путей Божиих: "Ты сын диавола, враг всякой правды" (Деян. 13.10). И как дети имеют ту же природу, и часто кажется, тот же нрав и характер, что и их родители, так это проявляется в практике.  Те, кто названы нечестивыми, или детьми дьявола, узнаются так: их отец дьявол, и они исполняют похоти его. Он лжец и отец лжи, и его дети лгут;  они "сбиваются с пути, как только они родятся, говоря ложь" (Пс. 58.3). Он человекоубийца от начала, злобный, мстительный и кровожадный; это их характер, ибо они  "жили в злобе, были гнусны, ненавидели друг друга" (Тит. 3.3). Каин был злым и лукавым с детства, и это проявилось в убийстве им своего брата.
Но, как я уже сказал, это понятие допускает различные значения в соответствии с разной этимологией, прослеживаемой учеными; тем не менее все согласны, что оно означает ущербность, низкое состояние тех, кто сбросил иго Божие и уже не вернется в прежнее состояние; и это хорошо согласуется с положением злодеев и детей лукавого. Они без ига; в каком бы смысле мы ни понимали такие слова, когда они появляются в Писании, они предполагают, что иго означает наказующую руку Божию, которую Он возлагает на свой народ, и которую Его люди должны нести тихо и терпеливо, ибо это хорошо для человека. Иеремия говорит, что он должен нести иго с юности своей (Плач 3.27), то есть исправление, наказание рукой Божией. Он должен быть приучен к нему, ибо из него он может вынести многое к своей пользе и преимуществу. Иногда это иго трудно и мучительно для плоти, как  любое наказание кажется не радостью, а печалью, особенно для плотских людей и даже для людей Божьих, когда они впервые упражняются так.  Таким образом Ефрем жалуется, что он был похож на тельца неукротимого; люди нетерпеливы, и не желают нести это иго, и брыкаются, чтобы сбросить его. Но злая смерть ждет нечестивых потому, что "жезл Божий не для них" (Иов 21.9). Наказание, исправление Божие - не для них, в отличие от жезла для праведных, который мудрый человек принимает как научение от Того, Кто ведет его; но нечестивые не подвергаются его ударам, для них нет этого жезла и этого ига, "они не в беде, как прочие люди" (Пс.73.5), и не наказываются как другие люди, особенно хорошие люди. Эти нечестивцы процветают в их нечестии, как наблюдали Асаф и Иеремия (Пс.73, Иер.12.1). Бог не имеет дела с ними, как со Своими детьми; Он откладывает Свой жезл и иго, тогда как "бьет всякого сына, которого принимает". "Если же остаетесь без наказания, говорит апостол которое всем обще, то есть, всем детям Бога, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12.8); знайте же, что вы, по всей видимости, сыновья развращенные, а не дети Бога живого, ибо нечестивые не имеют этого ига, и остаются без отеческого наказания и исправления Божия.
Но также можно понимать это иго в переносном смысле, как означающее правила и власти, будь то человеческие или Божии. Иногда это означает верховенство и правление господ над слугами. Рабы, как "под игом находящиеся", под властью и правительством своих хозяев, "должны почитать господ своих достойными всякой чести". Иногда это означает правление более высокого, даже царскую власть, так что народ Израиля просил Ровоама, когда он вступил на престол, чтобы он сделал его иго легче, а правление мягче, чем было иго и правление его отца. Это иго или правление в гражданском смысле есть то, чему подвластны все хорошие люди со стороны начальств и властей. . Они будут подчиняться всякому человеческому начальству, что не противоречит закону Божию и их собственной совести: но нечестивые, дети, оставшиеся без ига, таковы, что они "отвергают начальства и злословят высокие власти" (Иуд. 7), и тех, кто это делает, Писание прямо называет людьми развращенными. Когда Саул был избран царем, нам сообщают, что негодные люди говорили: как он может спасти нас (1 Цар. 10.27)? И они презирали его и не дали ему даров, которые были обычными при вступлении царя на престол, в знак признания его своим царем и  подчинения к нему; но нечестивые не сделали этого.
Божественный закон или правление может быть назван игом, но нечестивые, чья доля - злая смерть, не имеют этого ига. Церемониальный закон иногда называют игом, которое ни евреи, ни их предки не были в состоянии нести, так как он состоял из многих повелений, нарушение которых каралось смертью и, следовательно, многие были через страх смерти, всю их жизнь подвержены рабству, и потому неудивительно, что они были измучены этим (Мал.1.13).  И не только это, но нравственный закон можно назвать игом, которое возложено на все человечество. Наши прародители имели этот закон написанным на их сердцах, и это должно было побудить их к послушанию Богу. Но они оставили его, сбросив это ярмо и отступив от Бога, и все же, тем не менее, есть некоторые остатки его, что можно найти даже у язычников, которые имеют закон написанных в их сердцах, ибо о том свидетельствует совесть и мысли их, обвиняющие их или оправдывающие. Этот закон имеет такую природу, что каждый человек обязан ему, ибо самая суть этого закона - любить Господа Бога нашего всем сердцем и всей душой, и любить ближнего, как самого себя.
Добрый человек, то есть человек, который имеет благодать Божию в себе, хотя верит во Христа, избавившего его от закона как завета дел (ибо он не под законом, но под благодатью, и избавлен также от проклятия закона и рабства его, так как это завет дел), но все же он остается под ним, как правилом хождения и жизни в руках Христа, и он очень желает находиться под этим игом, ибо находит удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку, чтобы служить Ему всем сердцем, хотя плотью он служит закону греха. Но нечестивые, как плотские и невозрожденные и развращенные люди, живут без этого ига; они бросили его и не приемлют ничего, что имеет к нему отношение. Нечестивые, говорит псалмопевец, "далеки от закона Твоего"; они не только далеки, но на самом деле они не очень заботятся, чтобы приблизиться к нему и быть под ним; они презирают его и отбрасывают. Вместо того, чтобы читать книгу закона и размышлять над ней, как над правилом их жизни и действий, они отбрасывают закон, решив не иметь ничего общего с ним. Бог поведал им великие дела закона Своего, но они считают это чем-то чуждым и странным для себя. Такова вражда плотского ума против Бога и Его закона, что этот ум закону не покоряется и не может; между законом Бога и нечестивым человеком есть полное противоречие. Закон свят, справедлив и добр, но такой человек плотян, продан греху в худшем смысле этого  выражения; закон совершенно вопреки ему, и, следовательно, естественный человек не одобряет его, презирает его, бросает его подальше от себя, и каждая вещь, что он делает, перечит и противоречит этому закону. Мысли и помыслы сердца его суть зло, и закон постоянно осуждает их. Его слова и действия, так как они против воли Бога, они против закона Божия; каждый грех, в мыслях, словах и делах, есть преступление этого закона, но плотской человек не повинуется ему; он может повиноваться ему внешне, но не внутренне, от сердца. Он не может быть иным, если его сердце не будет изменено, если сердце каменное не будет забрано и взамен не будет дано сердце плотяное, если дух правый не будет обновлен внутри его и Дух Божий не позволит ему ходить в законах и уставах Господа, чтобы соблюдать их.  Человек должен иметь такой закон, написанный в сердце его Духом Божьим, или он никогда не будет готов повиноваться ему; он должен быть сделан готовым в тот день власти Господа,   или он никогда не будет способен нести ярмо закона, но будет сын негодный, тот, что без ига. 
Если нечестивый человек - тот, кто без ига праведного закона Божия, тогда мы можем быть уверены, что он должен быть без иго Христова, и не может нести его, хотя наш Господь говорит: "возьмите иго Мое на себя, и Я дам вам покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11.30). Если понимать это как Евангелие или тайну Христа, или даже то и другое, то сыны велиала без ига, они не могут нести учение этого Евангелия, когда оно приходит в силе, а не только в слове, в сердце бедного грешника, приносит свет и жизнь вместе с ним; такой человек получает истину в любви к ней, и получает любовь к истине, и он радуется этому, пребывая от нее в восторге, исповедует подчинение ей, и от сердца подчиняется тому образу учения, что дан ему, чему апостол выражает столько благодарности (Рим.6.17). Но злой человек, сын погибели, мучается под этим игом, он не может его вынести. "Это странные слова, кто может вынести их" - вот его мнение об истине, о таких доктринах, как отличительная благодать, избрание и тому подобное,  и особенно учение об оправдании грешника перед Богом, независимо от дел закона, по вмененной праведности Христа; это то ярмо, под которое он не может поставить свою шею, не может взять его на себя, ибо он слишком самодоволен для этого. О евреях  сказано, что  они хотели поставить собственную праведность и не покорились праведности Сына Божия; они не могли согнуть свою шею под иго такой доктрины, как оправдание грешника перед Богом по вмененной праведности Христа. Учение Евангелия наносит удар не только по тем принципам, которые люди ценят, но и по практикам, которые они любят, и, следовательно, они не могут нести это бремя.  Евангелие благодати Божией, которое провозглашается для всех, учит, что отвергнув нечестие и мирские похоти, люди должны жить целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем мире зла; но эти нечестивые никак не одобряют его.
Злой человек не может нести тайн Христа, хотя они не являются тяжкими. Но хороший и добрый человек, тот, кто получил благодати Божией, с готовностью оказывает послушание им, он спешит, как псалмопевец, соблюдать заповеди Его, с готовностью подчиняет им сердце, охотно, весело, от любви и в вере полагается на тайну Христову в деле его оправдания пред Богом и принятия Им. Но злые люди не могут нести это ярмо тайн Христовых; они говорят: "Разорвем узы их, и свергнем оковы их".  Они отвергают волю Божию о себе, как книжники и фарисеи, которые презирали крещение Иоанна. Таким образом мы видим, что эти люди злы именно потому, что они без ига, и общее между всеми нечестивыми - то, что они не подвергаются наказанию Бога, они без ига нравственного закона, и без ига Евангелия и тайн Иисуса Христа. Они не заботятся о том, чтобы преклонить свои шеи под иго Слова.
По мнению некоторых, понятие развращенности означает ущербность. И эту характеристику апостол дает всем людям в целом, евреям и язычникам: "до одного негодны" (Рим.3.12). Нечестивый человек отвратителен Богу, отвратителен людям и самому себе; но таков каждый человек. Может ли человек доставлять пользу Богу, говорит Элифаз, может ли благоразумный человек быть полезен Ему (Иов 22.2)? Нет, не может. Даже мудрый и хороший человек, со всем своим добром, не может быть угоден Богу, если Его милость не распространяется на него. Давид говорит: "Ты - Господь мой; блага мои Тебе не нужны" (Пс.15.2); они бесполезны Тебе, ибо даже если путь человека праведен, то что он для Господа? Что Бог получит из его рук? Вообще ничего, что может быть полезным для Него или сделать Его чем-то обязанным, ибо "кто дал Ему, и это воздастся ему снова?" (Рим. 11.35 KJV). Если сделал все от него зависящее на пути правды, он сделал не что иное, как выполнил свой долг, и он должен сесть и назвать себя негодным рабом по отношению к Богу. Но если и хорошие люди не могут быть угодны Богу, то тем более злые. Хорошие люди могут прославить Бога и побудить других славить Его, или повысить их интерес к религии, уже дарованный им, но все же ни один человек не может быть полезным Богу, чтобы прибавить что-то к Его славе и счастью. Ибо если бы можно было что-то прибавить к Божией радости, Он не был бы совершенным, каков Он есть. Теперь, если хорошие люди, со всем их добром не могут что-то дать Богу, конечно, злые люди не могут, они развратны и отвратительны сами по себе, и не способны ни к какому доброму делу; и они не полезны и людям. Один хороший человек может быть выгоден другим, и даже нечестивым; "праведность человека к сыну человека" (Иов 35.8), и это является причиной тому, что для апостола те, кто верят во Христа, должны быть прилежными к добрым делам: "потому что эти вещи являются хорошими и полезными людям" (Тит 3.8 KJV). Хотя они не являются полезными Богу, они полезны людям и являются хорошими примерами для них; кроме того, в них есть много того, что действительно полезно людям. Святые есть соль земли, и если бы не было таких людей, земля потеряла бы свою силу, и была бы в печальном состоянии. Есть многие временные преимущества, которыми нечестивые люди пользуются с помощью добрых людей и святых, ибо они по-разному способны служить друг другу в любви, а нечестивый человек, сын злой, никуда не годится, он бесполезен людям, среди которых живет, ибо худые сообщества развращают добрые нравы, и люди портят свою жизнь, речь и дела связями с дурной жизнью и разговорами, которые , вредны среди тех, с кем нечестивые живут, и с кем они разговаривают.
Также нечестивые ущербны сами по себе. Тот, кто мудр и добр, обретает себе пользу, как полагает Елифаз (Иов 22.2). По-настоящему, в духовном смысле мудрый человек извлекает пользу из всего, ибо его благочестие возрастает благодаря всему, что происходит в его жизни.  Мудрый и хороший человек строит свой дом на камне, это в его интересах; этот дом устоит против бушующего шторма и дождей.  Тот, кто заинтересован во Христе, а таков всякий мудрый и хороший человек, извлечет из всех обстоятельств пользу большую, чем из золота и серебра. Мудрые девы, залившие масла в свои светильники, обрели пользу, ибо когда пришел жених, они не были постыжены тем, что у них больше не было масла. Но нечестивые не приносят пользы ни себе, ни другим, ибо, говорит апостол, что за плод вы имели в тех вещах, которых теперь сами стыдитесь (Рим.6.21 KJV)? Никакого, совсем наоборот. Хотя нечестивец, сын погибели   может быть в состоянии, с помощью различных средств, законно или незаконно, получить большую долю того, что от этой жизни, что это даст ему? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Есть еще один смысл в понятии "негодный", на который я уже намекал, а именно оно может означать, что таковой пал очень низко и никогда не поднимется из этого состояния к более высокому. Человек в его падении оказался в очень низком состоянии, на что намекает Псалом 136:  "вспомнил нас в унижении нашем, ибо милость Его вовек". Человек был увенчан честью, но стал подобен животным, которые погибают. Он упал с вершины в яму, в ужасный ров глиняный, в котором нет воды. Некоторые извлекаются из него, чтобы быть возвышенными как дети Божии. Господь извлекает их из падения и возвышает: "Он воскрешает бедных из праха и возвышает нищего от навозной кучи, чтобы установить их между князьями, и дает им наследие престола". Эта слава воздвигнута во Христе, когда Он воскрес из мертвых, в их действенном призвании, когда ноги их ставятся на камне, и они будут подняты к славе и счастью, чтобы воссесть на одном престоле со Христом. Но это дети Божьи; нечестивые же никогда не будут восстановлены, они останутся в той низости, в которую грех вовлек их.  Один берется, а другой оставляется (Мтф. 24.40). Те, кто пали в пустыне, остались в своем унижении, чтобы там жить и умереть. Богач в аду видел Лазаря на лоне Авраамовом. Святые радуются на небесах, но нечестивые никогда не поднимутся туда. Это пропасть, неизменный указ Божий, который они не могут прейти, так что они никогда не восстанут из жалкого состояния к тому высокому состоянию, в котором находятся святые во славе; они развращены и без ига, и им недоступно это высокое состояние чести и славы.
Нечестивые часто сравниваются в Писании с шипами, терновником и колючим кустарником. Церковь же Христа уподобляется лилии среди шипов (Песнь 2.2). Колючий кустарник не приносит плодов. Собирают ли с терновника виноград? Нет, этого никто не ожидает. Нечестивые названы также участвующими в бесплодных делах тьмы (Еф.5.11); они не приносят плода, не имеют ни плодов Духа Божия, ни Его благодати в них, ни праведности Божией на них. Они лишь приносят боль и скорбь святым и народу Божию своей жизнью и словами. Праведная душа Лота была измучена злословием нечестивых; Исаак и Ревекка были обременены их поведением; Давид был в очень тяжелых обстоятельствах, когда он поселился в шатрах Кедар, и так жалуется пророк Исаия, будучи среди народа также с нечистыми устами (Ис.6.5).
 Злые люди подобны тернию для народа Божия; их злые слова и жестокие речи мучительны для него, и об этом говорит Иезекииль: "Не бойся речей их, если терновник и колючий кустарник с тобою", и хотя людям их уколы могут причинять скорбь, боль и тревогу, как шипы терновника, все же не стоит бояться их слов. Нечестивые часто произносят самые острые, режущие по сердцу слова, чтобы уязвить народ Божий, особенно, когда они упрекают Его людей в ради их религии и Бога, как Давид говорит: "Как бы поражая кости мои, поносят меня враги мои, когда говорят мне ежедневно, где мой Бог?" (Пс. 42.10). Так их гонения становятся то одними, то другими; они, как шипы, колют и язвят святых, и есть много негодных людей, что исповедуют религию, и они подобны шипам и колючкам мирских забот и страстей, которые заглушают семя слова, бросаемое на землю. Это касается тех, кто богат и хитрит в делах, прожигая жизнь; о них сказано, что "лучшие из них шиповник, и справедливые из них хуже колючей изгороди" (Мих.7.4 KJV). Все лицемеры, исповедующие религию, ленивы в делах и не горят духом, служа Господу; они подобны пустошам, заросшим крапивой и колючками. Так что все те, чья жизнь и слова не пропитаны Евангелием Христа, подобно шипам, причиняют скорбь истинно верующим детям Божьим; о них пишет апостол: "говорил вам часто, а теперь  даже со слезами говорю, что они являются врагами креста Христова (Фил.3. 18). Одним словом, все те, кто имеют нечестивые и дурные понятия о религии и отступают от истины Евангелия, сравниваются апостолами с землей, которая изводит шипы и колючки, которая близка к проклятию, и конец ее сожжение (Евр.6.8).
II. Теперь скажем о наказании и конечной погибели нечестивых. Они, как сказано, будут, как колючий кустарник, выброшены вон и сожжены огнем на месте. Чтобы уничтожить колючий кустарник, надо вырвать его с корнем; так искоренятся нечестивые, беззаконные люди; они будут, как говорит мудрец, истреблены с земли, и "вероломные искоренятся с нее" (Притч.3.22). Поэтому Давид заявляет:  "Господь погубит их, и искоренит их из земли живых", как терновник. Они должны быть искоренены из земли, ибо если бесплодная смоковница была уничтожена, то тем более колючий кустарник рано или поздно будет вырублен и с отвращением выброшен, будучи "близок к проклятию". Он проклят праведным законом Божиим, ибо "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона", во времени и в вечности. Однажды буря Божия гнева вырвет его и понесет прочь, ибо Он Сам отбросит его вон. Он изгонит нечестивых во тьму и выбросит их из этого мира. Сыны Велиала останутся при своем нечестии, тогда как праведный имеет надежду и в смерти. И в великий день нечестивые будут изгнаны от лица Господа, как Адам, когда он отступил, был изгнан из сада Эдема, и как Каин, когда он был виновен в страшном грехе убийства, был изгнан из присутствия Божия, так нечестивые люди будут изгнаны из Его присутствия. Они услышат, как Он скажет: идите от Меня, проклятые, Я не знаю вас. Тогда они будут сожжены огнем на месте, огнем Божьего гнева, ибо это ярость огня, готового пожрать противников.
Злые люди, всякий раз, когда их совесть пробуждается, оказываются в страхе; это не что иное, страшное ожидание суда и ярость огня, который вырвется в последний день и истребит их. Эту ярость Писание иногда сравнивает с печью, а иногда с огненным озером, или с огнем, в который  бросают колючий кустарник. Таким образом, как плевелы будут связаны и брошены в огонь, так нечестивые, будут собраны ангелами и брошены в печь огненную, где будет плач и скрежет зубов (Мтф.13.42). Это описано также как озеро огненное, горящее огнем и серою, в которое нечестивые будут брошены, и где они будут сожжены вечным огнем.  Это огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, который вечно горит и никогда не угаснет. И о том, что он невыносимо мучителен, сказано: "кто из нас будет жить с огнем пожирающим? кто из нас может жить при вечном пламени?". Таков будет конец и наказание нечестивых.
Теперь вы понимаете, каков счет нечестивых людей с Богом. Они дети погибели, пропащие, низкие существа, которые никогда не будут выведены из этого состояния, как колючие кусты, пригодные только к сожжению. Вы видите, что ждет этих людей: вечная погибель.  Они будут сожжены огнем Божьего гнева, который будет вовек; дым мучения их будет восходить во веки веков. Нет никакой возможности избежать этого, кроме как через Господа нашего Иисуса Христа, придя к Нему за жизнью и спасением. Если кто-то из вас стремится бежать от будущего гнева, который грядет с неба на всякое нечестие и неправду людей, вы должны спросить: куда нам бежать? Не в горы, будь то в буквальном или переносном смысле. В буквальном смысле ничто на земле не даст нам убежище. В переносном же наши собственные дела праведности ничем не защитят нас. Нет другого способа избежать грядущего гнева для нечестивых, кроме как бежать в то убежище, что единственно дает надежду, в вечное Евангелие, ко Христу, обращаясь к Нему, как к надежде узников,  и, будучи оправданы Кровию Его, вы будете спасены от гнева через Него. Он и только Он избавляет от грядущего гнева.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn