Иван, Емеля и Иаков

Владимир Косулин
 
    Известно, что в фольклорных героях, так или иначе, отражаются черты национального характера.
    Иван, к примеру, большой охотник до яблок из чужого сада. Емеля, считает, что всякую работу можно делать лежа на печи. Но вот – библейский Иаков. За тарелку чечевичной похлебки он выменивает у старшего брата Исава право первородства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем совершает он этот омерзительный поступок в тот момент, когда брат умирает с голода. Далее обманным путем Иаков получает от отца благословение, предназначенное  все тому же брату. Увидев во сне лестницу, на вершине которой стоит Бог, и проснувшись в страхе, наш герой и в страхе не упускает случая поторговаться со Всемогущим: «...Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Судя по приведенной цитате, откаты – изобретение Иакова.
     Еще один момент. Иаков на реке Иавок борется с Богом и, победив его, силой вырывает божье благословение. В ходе схватки выясняется, что Всемогущий и Вездесущий боится света – утренней зари.
     Почему этот библейский персонаж, нагадивший брату и обманувший отца, становится божьим любимчиком? Ответ на этот вопрос (как и на многие другие, возникающие при чтении Библии) изобретен изворотливым человечеством давно: «Пути Господни неисповедимы». Неисповедимы, но не до такой степени, ведь:
     1.Иаков проиграл бы схватку, если бы его соперником был Всемогущий. На то он и Всемогущий.
     2. Если уж Всемогущему и в самом деле пришлось туго в этом противостоянии, то он, в конце концов, мог бы и восход солнца  задержать.
     3. Не может Создатель солнечного света бояться этого света.

 Вывод. Боролся Иаков не с Богом.

 Вопрос. Так чьё же благословение он получил?