Собянин или Навальный

Игорь Суриков
   Через неделю, 8 сентября состоятся выборы мэра Москвы. В списке, который будет предложен москвичу-избирателю, значится 6 фамилий. Уже сейчас совершенно ясно, что реальными кандидатами, которым практически все СМИ отводят первые два места, являются две фигуры. Это ныне исполняющий обязанности мэра, самовыдвиженец и член партии Единая Россия С.С.Собянин и кандидат от несистемной оппозиции А.А.Навальный. Этапы выдвижения и регистрации кандидатов уже давно позади и мне нечего сказать об этих событиях. А вот на тему о предстоящем голосовании хотелось бы пофантазировать.

   Я не берусь играть роль регистратора общественного мнения. У меня нет для этого ни желания, ни полномочий, ни аппарата для проведения опросов избирателей. Для этих целей существует ВЦИОМ и другие структуры. Я предпочел бы определить принципы поведения московского избирателя в момент голосования 8 сентября. Будучи москвичом, я хотел бы и для себя выбрать тактику поведения в предстоящих выборах. За кого голосовать?

   Очень просто я решаю для себя проблему отсечения тех кандидатов, за которых я в любом случае не буду голосовать. Меня абсолютно не устраивает ни один из кандидатов трех партий системной оппозиции. Я даже не утруждаю себя запоминанием их фамилий. Я помню твердо только названия трех партий, которые выдвинули своих кандидатов. Это КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР. Я запомнил название еще одной партии из двух несистемных, представленных на выборах мэра Москвы. Правда, это запоминание стоило мне некоторого напряжения. Это партия Яблоко.

   КПРФ не устраивает меня по определению, как партия, унаследовавшая традиции и пороки её прародительницы КПСС. Справедливая Россия это типичная  слабая социал-демократическая партия, неспособная предложить городу и миру какие-либо новые идеи. ЛДПР – это партия демагогов, пытающаяся играть на правом фланге политического спектра России. Наконец, Яблоко это партия смешанной, либерально-социалистической ориентации. Представители таких партий меня не устраивают.

   Следовательно, по крайней мере, для меня выбор в день голосования сводится к двум фигурам, Собянину и Навальному. Собянина я знаю хорошо, так как он уже долгое время работал в качестве мэра столицы. Его поведение как руководителя вполне предсказуемо. В общем, он меня устраивает. Из этого могло бы следовать, что я призываю голосовать за Собянина. Но это не так. Дело в том, что 8 сентября москвичам предстоит не только выбрать руководителя города, но  едва ли не впервые опробовать, а значит и поддержать, возможность выбора из нескольких кандидатов. Безусловное голосование в пользу Собянина будет означать укрепление системы не выбора, а утверждения одного кандидата без попытки провести на место мэра другой кандидатуры.

   Остается мое, наше право проголосовать за второго лидирующего кандидата, Навального. По правде говоря, Навальный мне не нравится. Помимо того, что я не знаю о каком либо опыте Навального в области чиновничьего управления, я плохо знаю его политические взгляды. Его выступления на Болотной площади в Москве, как и в других местах России, говорят о его способностях к острой постановке тех или иных вопросов. Он иногда произносит резкие и ни к чему не обязывающие заявления по поводу действий Президента и Правительства. Этого мало для будущего руководителя большого города.

   Однако именно за Навального я призываю голосовать 8 сентября. Было бы желательно, чтобы впервые в истории Москвы состоялся второй тур выборов мэра. Этого можно добиться, если за Собянина 8 сентября будут отданы голоса менее половины избирателей. Тогда будет назначен второй тур, где можно будет со спокойной совестью отдать свой голос за Собянина. Главной интригой голосования 8 сентября я считаю возможность добиться назначения второго тура выборов, а не однозначное избрание Собянина или Навального. Итак, голосуйте 8 сентября за Навального. А мне позвольте определиться с отдачей моего голоса в последние дни и часы голосования.

1 сентября 2013 года