Цвет небесный, синий цвет...

Ирина Каховская Калитина
                "Цвет небесный, синий цвет

                Полюбил я с малых лет.

                В детстве он мне означал

                Синеву иных начал.

                И теперь, когда достиг

                Я вершины дней своих,

                В жертву остальным цветам

                Голубого не отдам."

                --------------------------------

                из Н. Бараташвили (перевод Б. Пастернака)
               
        *   *   *


.  ..В моем детстве была синяя ваза...

     В синем есть завораживающая мистическая глубина...

     В младенчестве я просто замирала , глядя на нее и сквозь нее...

Не знаю, куда она пропала потом, но мне ее очень не хватало.

Без нее все становилось обыденным - наша комнатка в коммуналке, перебранка соседей, серый день за окном...

    В ней, как в магическом кристалле, была скрыта какая-то дивная тайна...

     Мне нравилось в ней все: ее округлая обтекаемая форма, ее гладкие стенки, утолщающиеся книзу...даже ее устойчивая тяжесть... а как приятно было охлаждать ладошки об ее округлые бока...

     Любой предмет сквозь синее стекло виделся уже новым и необычным...

     Мои родные, видимо, пытались возместить эту утрату: дедушка подарил мне изящную старинную открытку с синим рождественским колокольчиком, мама торжественно отдала свой темно-синий флакон из-под духов, но он не произвел на меня ожидаемого впечатления ...и тогда на моей макушке появился огромный синий бант из крепдешина ( бывший мамин любимый шарфик )

     ...Подозреваю, что даже поход во МХАТ на "Синюю птицу" был не случайным.

Все это отвлекало и тоже дарило радость, но ощущение потери оставалось...

       Шли годы ... воспоминание о детсве навсегда осталось в моей памяти окрашенным в разные оттенки синего цвета.

     Много лет спустя, гуляя по Риму, я, как вкопанная, остановилась перед витриной антикварного магазина: за толстым стеклом витрины, на голубом тяжелом бархате стояла ваза моего детства.

     Стоит ли говорить, что магазин был закрыт, а рано утром я уже покинула Рим...

На этом, однако, история не закончилась: через несколько лет я снова увидела ее... на блошином рынке в Барселоне... но мой груз в самолет уже превышал все дозволенные масштабы (в Кафедральном соборе святой Евлалии - прекрасная книжная лавка одарила нас изумительными фолиантами) позволить себе еще больший перевес мы  уже не могли - - ваза была очень тяжелая, как-будто выдолбленная из целого камня

     В следующие свои путешествия я уже специально рассчитывала вес багажа "под вазу", но ни в Риме, ни в Барселоне ее уже не было.

     Господь дважды давал мне шанс окунуться в синеву моего детства, но я его не  использовала.

     Будет ли третий?