Часть 3. Внутреннее пространство

Татьяна Иванова 14
      Глава 1.  Дела учебные

       Трехгодичное обучение в вечерней школе было закончено. В аттестате стояли почти сплошные пятерки. Но я понимала, что с таким слабым здоровьем в университете мне не потянуть. Желание пришлось несколько скорректировать, чтобы облегчить занятия по своим возможностям. И мечту о филфаке я передвинула пока на задний план.

       Хотелось получить скорей профессию, и уже не раздумывая, в 1980 году поступаю в Пермское культпросветучилище на заочное библиотечное отделение.

       Два года учебы были наполнены напряженной подготовкой и непрерывной сдачей зачетов, экзаменов, выполнением практических занятий, но все это несомненно приносило удовлетворение и пользу. Я охотно осваивала навыки профессии библиотекаря.

       А чтобы набрать опыт в новом деле, перешла работать в 35-й филиал городской Пушкинской библиотеки.

       В небольшом помещении обслуживали читателей всего четыре девушки. Заведующей филиала была Ольга Геннадьевна Черменина. Такая же молоденькая в то время, как и мы, но обладавшая высоким профессионализмом и каким-то, даже сказать, трепетным отношением к своему делу.

       Если девочки просто работали и исполняли необходимые обязанности, то в Ольге постоянно горел внутренний огонек любви к каждому читателю, и своей доброжелательностью и вниманием к человеку, она невольно вызывала в его душе интерес к чтению, воспитывая и бережное отношение к книге.

       Интеллигентная, разносторонне образованная, Оленька легко находила общий язык с людьми. Всегда прислушивалась к мнению посетителей, учитывая их пожелания и запросы. Работа приносила ей радость.

       В нашей библиотеке часто проходили массовые мероприятия - организовывались книжные выставки новых поступлений, устраивались тематические встречи и литературно- музыкальные вечера. Все сценарии и планы составляла сама заведующая.

       Под ее руководством, я также начала проводить литературные обзоры и обсуждения с читателями. Это были мои первые, пока еще робкие шаги выступления перед публикой.

       И совсем скоро, ох как мне понадобятся эти навыки и умения, создающие настрой и непринужденность общения со зрителями- в момент выхода на сцену.

       А пока я старательно училась и перенимала опыт Оли, которая с воодушевлением воплощала собственные творческие идеи, создавая занимательные тематические программы для читателей.

       Судьба Оленьки сложится удачно. Она рано потеряла родителей, но сумела преодолеть трудности, правильно выйти на свой жизненный путь.

       И хотя сегодня Ольга проживает в Пермской области, но рядом с ней- любящий и заботливый муж, в семье- двое талантливых деток и впридачу, рядом с домом- огромный сад, где она с увлечением, уже на пенсии, выращивает диковинные сорта цветов.

       Сколько же детей и взрослых, за годы ее работы, смогли прикоснуться к миру знаний и мудрости, полюбить книгу на всю жизнь!

       Человеческая душа - не потемки, порой ее всегда освещает яркий свет.

    ...Наконец наше обучение в училище закончилось и наступило время сдачи госэкзаменов. Я благополучно сдавала все, но выше "четверки" пока подняться не могла.

       Оставался последний экзамен по истории КПСС. Этот предмет, как и литературу, я очень любила. Но на зачетах обычно волновалась и часто сбивалась, хотя и занималась всегда добросовестно.

       И было немного обидно, когда сокурсницы получали "высший балл", а выходя из учебного класса, начинали вытаскивать припрятанные у себя шпаргалки. Нет, я не завидовала. Но мне хотелось доказать всем и прежде всего - самой себе, что историю я знаю на "отлично". И я пошла на рекорд.

      "Спотыкание" и волнение меня не устраивало. Ведь преподавателя мог заинтересовать только точный, уверенный и содержательный ответ. И чтобы получилось все гладко, без пауз и раздумий, тему необходимо было раскрыть живо и эмоционально.

       Но внутренних сил души не хватало, а актерскими методами общения- я не владела. Однако, энергетически рассказ становится более значимым, если иметь перед собой разноплановый учебный материал.

       И отыскав в библиотеке популярные книги по истории, выбрала в них описание событий, касающихся экзаменационных тем. Я учитывала все, даже маленький отрывочек текста произведения. Ведь все могло сгодиться в неподходящий момент волнения.

       Несмотря на то, что подготовка к экзамену усложнялась дополнительными знаниями, кроме обязательных по программе учебников, тем не менее, собранные примеры из книг - невольно создавали возможность лучшего запоминания, чем просто зубрежка. Появлялся интерес, который помогал удержать знания в памяти.

       Я сидела до 4-х часов утра, проштудировав каждый билет не один раз. В 9 утра на библиотечном отделении начинался последний экзамен.

       Мой организм выдерживал сверхнагрузку. Но не думая о сне, о головных болях и прочих недомоганиях, устремилась к собственной цели, чтобы ответить только на 5!

       Выбрав билет, я образно начала отбирать необходимые "картинки", мысленно складывая их в единое целое. Получалась широкомасштабная обстановка событий времени, дающая и мне фору времени на раскрытие темы.

       В тот день я не только заработала пятерку, но мой ответ был признан самым лучшим в группе.