Знакомься- это твоя дочь, зять и внуки. Письмо2

Александр Измайлов Митрофанович
   
    Помнит  Мишка .… Не всё помнит, кое- что. Видный жених был Николай Иванович. Выбор был большой из желающих пойти за него замуж. Выбор был большой, да как часто бывает. … Иногда заходишь в магазин, хочешь купить чего то, а там тысяча видов того, что ты купить хочешь. Глаза разбегаются.  Одно- другого лучше. Тяжело выбрать. А когда в магазине одна, да и та с браком, но вещь нужная - берёшь сразу. Понимаю я Николая Ивановича. Ох, как понимаю. И осла того, который выбирал, выбирал из какого стога сено съесть, да так и не выбрал, да и помер с  голода -  тоже понимаю. Если не первым женихом был на деревне Николай Иванович, то вторым точно был.
Выбирал-  выбирал, так и не выбрал. Так и прожил он свою жизнь холостым,  да не- женатым.
   Частенько Николай Иванович, выпив, выговаривал своей матери, Мишкиной бабушке:
-Вот не дала мне женится!
-Да кто ж тебе не давал, - возмущалась та в ответ.
- Сам не женился.
- Если бы хотел, женится, то женился бы - значит - не хотел ...
Не женился Николай Иванович - жизнь не удалась, и это повод для того чтобы пить горькую, и это оправдание пьянства:
-Не дала мне женится...
Давно уже нет в живых матери.
    Николай Иванович был умным мужиком. Он всей округе помог получить заочное высшее образование. За бутылку водки за ночь контрольные по математике решить легко мог. Курсовые задания бутылки за три обсчитывал и обчерчивал.  Уже когда его с должности экономиста выперли (выпивал, а должность завидная), то стал он  работать   расчётчиком  в тракторной бригаде.
Неделями в запое был, но потом за несколько дней всю работу быстро и аккуратно сделает так, что в правление колхоза все восхищались:
-Даа-а!
   И все мужики механизаторы его очень уважали:
- Николай Иванович!...
Да, школу он закончил с золотой медалью, а институт, хоть и заочно, но с красным дипломом.
   Помнит Мишка кое- что хотя и был тогда ещё  маленьким. Был маленьким и мыслил по детски.
   Перед отъездом Мишка зашёл к дядьке. Тот уже давно не пил  спиртного, был трезв, как стёклышко и чисто выбрит, как яичко.  Пах тройным одеколоном. Веник с совком лежали в углу и неслышно посапывали -  устали - столько пыли и мусора убрали. Телевизор
Что- то показывал, а Николай Иванович его смотрел, сидя на диване.  Поздоровались.
- Как там дома?- спросил  дядька.
-Нормально.
-Как отец?...
Поговорили. А потом Николай Иванович показал письмо:
-Ещё одно  получил,- протянул Мишке:
-Почитай.
Мишка взял письмо и стал читать:

   Здравствуй, Коля!
Получила от тебя письмо, на которое спешу дать ответ. В своём письме ты написал, как ты жил все эти годы после того, как мы расстались с тобой. Неужели ты так и не женился…  Я тебе не верю. Не может такого быть. Ты меня обманываешь. Куда же тогда подевались те девки, которые мне писали письма. Такой красивый видный парень и не женился…   Я не верю. 
Ты спрашиваешь, о том, когда я родила Лилю,…Родила я её. А она родилась 24 марта 1964 года.
Ничего не вспоминаешь? Как мы ездили с тобой в Каменку. Мама уже давно померла. Остап (ты его помнишь?) брат мой два года назад, как помер. Там уже из близких родных никто не живёт.
Дом продали. Сестра в Красноярске тоже умерла недавно. Про Лилю я тебе уже писала. Живёт  в России. У неё всё хорошо. Ты зовёшь меня приехать к тебе в гости. Не знаю,… Мы же сейчас живём с тобою в разных государствах. Дорога дорогая, да и денег у меня ваших нет. У вас рубли, а у нас гривны. Пенсия у меня небольшая. Сын то работает, то не работает, а выпивает. Я к Лиле давно уже не ездила. Она с мужем и детьми приезжают каждый год. Я раньше, когда к сестре в Красноярск ездила, часто на вокзале в Воронеже сидела, там у нас пересадка была. Думала, что ты где – то недалеко здесь живёшь.… Как же  я к тебе приеду?  Ну, может, что- нибудь и придумаю,  соберусь, да поеду. Какой ты интересно сейчас? Интересно бы было посмотреть на тебя.  У тебя Фотография есть? Пришли. А я ещё ничего. Правда! Я не хвастаюсь. Может, сфотографируюсь, тогда пришлю тебе свою фотографию. Писать заканчиваю. Крепко целую. До свидания.

   - Я в Житомирской области служил. Тогда только ракетные войска создавались. Наша часть первая была. Я на заправщике топливо для ракет возил. Мы на Новой Земле взрывали бомбу. И на Кубе я был, тогда, когда Хрущёв ботинком по трибуне  стучал. Она тоже в этой же части служила.  Там в воинской части мы с ней и познакомились.
На родину к ней ездили.  Сразу домой её не привёз, а потом не получилось.
Вот так вот - закончил дядька свой рассказ.
По окнам стучали мелкие капли дождя. Вода стекала извилистыми линиями вниз и смывала вчерашнюю пыль со стёкол  окошек.
Поговорили ещё посидели.
- Ну,  я пошёл Дядь Коль.
-Уезжаете?
-Ну, счастливо доехать. Смотрите там аккуратнее в дороге.
-До свидания!
Мишка пошёл домой. Через тридцать минут в дорогу.
Мишка вышел из дома. Когда он проходил по улице. Николай Иванович стоял окна и провожал его взглядом.

Продолжение:http://proza.ru/2019/06/30/1045
Начало:http://proza.ru/2012/01/17/1898