В администрации Ельцина

Борис Сидоров
Ю.В.Петров (руководитель аппарата администрации Ельцина) предложил мне перейти на работу в аппарат Президента России, причем заниматься мне предлагалось тем же, чем я занимался у Горбачева - вопросами информационной техники и информационными технологиями, правда, на более низком уровне служебной лестницы.

По поводу новой работы у меня в феврале 1992 года состоялась встреча с начальником Бюро информационного обеспечения Администрации Президента РСФСР Василием Павловичем Куприяновским. Разговаривали мы долго, выяснилось, что мы единомышленники - он шел тем же путем, что и я в Администрации Горбачева. Все совпадало до мелочей.
Куприяновский сразу предложил мне должность своего заместителя, был готов утвердить меня прямо сейчас, даже не завершая нашего первого рабочего разговора. Не знаю почему, но я отказался от немедленного назначения и попросил сначала оформить на работу моих ребят - так мне будет спокойнее, и ребятам будет все понятно. Куприяновский со мной согласился.

Но в тот же день выяснилось, что мои самые профессионально грамотные ребята решили пойти своим путем, организовать торговую фирму (даже не компьютерную), где они рассчитывали зарабатывать гораздо больше, нежели на госслужбе.

        Пока я разбирался со своими подчиненными, к Василию Павловичу обратился Ю.В.Петров с просьбой трудоустроить заведующего его секретариатом Ю.В.Васильева. Куприяновский просьбу выполнил, должность зама уплыла и мне предложили уже только должность заведующего спецотделом по Кремлю, что по деньгам и статусу было значительно ниже.

Но судьба в очередной раз все решила правильно. С первых дней работы в новой команде я ушел в тень, ни у кого не вызывал зависти и вражды, получил хорошую возможность неспешно разобраться в обстановке и людях, многому подучиться. Очень помогло в акклиматизации и то, что значительную часть сотрудников БИО составляли мои коллеги по работе в Вычислительном центре ЦК КПСС, которые мое возвращение встретили с большой радостью.

На первых порах моей главной задачей, вернее задачей моего подразделения в БИО, стало выявление, сбор и приемка на  баланс технических средств, оставшихся в Кремле после ухода Верховного Совета СССР, Совмина СССР, Администрации Президента СССР.
Мы с моими ребятами ходили по кабинетам, знакомились с новыми обитателями Кремля и восстанавливали знакомства со старым обслуживающим персоналом, который работал в Кремле при всех правителях последнего времени.

Где-то в конце 1992 года В.П.Куприяновский провел реорганизацию БИО, мы существенно расширились - и численно, и функционально. Теперь мы стали называться Управление информационных ресурсов Администрации Президента Российской Федерации. Меня назначили начальником большого технического отдела, в ведении которого находились вся компьютерная техника, ее расстановка и обслуживание в Администрации Президента и Аппарате Правительства.  Мне также поручались диспетчерская по обеспечению эксплуатации технических средств, обслуживание средствами вычислительной техники государственных мероприятий, проводимых на выезде, ремонт компьютеров, создание и эксплуатация локальных вычислительных сетей, а также сопровождение программно-аппаратного комплекса президентской электронной почты.

         Это было выполнением обещания, данного мне Куприяновским при нашей первой встрече. Василий Павлович был талантливым человеком. Он много сделал для компьютеризации властных структур России - количество компьютеров на Старой площади и в Кремле, где тогда размещались аппараты Администрации Президента и Правительства России, уже к концу 1992 года исчислялось сотнями, во всю работал центр по обучению персонала аппаратов основам компьютерной грамотности.

         Численность сотрудников УИР приближалась к 500, работа была творческой - мы все находились на острие развития самых современных компьютерных и коммуникационных технологий, поддерживали теснейшие связи с западными фирмами, производящими технические средства и программное обеспечение.

         Василий Павлович стал очень популярной личностью у руководства Администрации и Правительства, с его мнением считались, он на многое мог влиять и это его, в конечном счете, и погубило.

Я со своим отделом организовывал обслуживание очень многих выездных мероприятий Президента, руководства Правительства и Верховного Совета Российской Федерации. Мы обслуживали подготовку Конституции России, все сессии Верховного Совета РФ в Кремле, совещание Ельцина с руководителями автономных республик России в Петрозаводске, подготовку встречи с Шеварднадзе и Ардзинбой в Сочи, мероприятия в Президент-отеле, работу разных правительственных комиссий в Архангельском и Волынском и многое другое.
Было много контактов с руководством Главного управления охраны, Службы безопасности Президента, Комендатурой Кремля. Жизнь руководства страны фактически протекала на наших глазах.

Покончив с Горбачевым, Ельцин очень скоро начал враждовать с Верховным Советом РФ, вернее с его Председателем Р.Хасбулатовым. Их отношения все больше заходили в тупик. Никак они оба не могли определиться, кто же из них главнее.

        К концу лета 1993 года Верховному Совету перестали давать возможность проводить свои заседания в Большом Кремлевском дворце (хотя все годы Советской власти сессии Верховного Совета РСФСР проходили именно здесь). В сентябре накалилась и обстановка вокруг здания Верховного Совета на Краснопресненской набережной. В непосредственной близости от здания появились войска, здание блокировали,  затем отключили подачу электроэнергии и воды.

Депутатам, которые покинут здание Верховного Совета, Ельцин и руководство его Администрации обещали прощение, завидные должности и всяческие блага. В результате часть депутатов в эти трудные дни соблазнилась предложенными благами и перебежала на сторону Ельцина. А может просто поняла, что дело зашло слишком далеко, испугалась и стала на сторону, как им казалось, сильнейшего.

Ночью с 3 на 4 октября 1993 года я дежурил по Управлению информационных ресурсов в нашем здании на Старой площади. Сменился утром, немного еще побыл на работе и поехал домой. Дома перекусил, поймал по приемнику волну Би-Би-Си и лег на диван отдохнуть. Вдруг по радио передали, что возле здания Верховного Совета идет бой, штурмом взято здание СЭВа, во всю стреляют.

        Я позвонил в гараж, вызвал машину. Диспетчер вызов машины приняла, но стала отговаривать меня от поездки на Старую площадь:

        -”Там сейчас будут стрелять!”

На Старой площади я провел еще одну ночь. Мы сидели у телевизора и смотрели, как на глазах всего мира (CNN вела прямой репортаж с места событий) всенародно избранный Президент России расстреливает из танковых пушек тоже избранный всенародно, но не согласный с ним российский Парламент.

Ельцин противостояние с Хасбулатовым выиграл. Но если бы осажденные в Белом доме депутаты и собравшееся около них население не начали под руководством генерала Макашова штурмовать здание СЭВа и Останкинский телецентр, неизвестно, чем бы все могло закончиться.  В народе, да и в правящей элите быстро нарастала уверенность в том, что Ельцин действует противозаконно.

        Разгром Верховного Совета в октябре 1993 года был страшным. Много людей погибло (сколько именно - до сих пор не известно). В газетах описывали случаи расстрелов людей, схваченных “победителями” около Белого дома, насилий над женщинами. Еще больше жутких случаев рассказывалось устно, в разговорах людей.

Где-то числа 7 октября начались работы по обследованию и подготовке к восстановлению здания Верховного Совета. В это же время в здание вошли и специалисты нашего Управления. Возвращаясь на Старую площадь, они рассказывали о том, что видели разбитую технику, обгоревшую мебель, видели кровь и даже будто бы ошметки разорванных при взрывах снарядов человеческих тел на стенах некоторых кабинетов.

Мы занимались сбором и вывозом из Белого дома вычислительной, копировальной и коммуникационной техники. Строители и эксплуатационники вытаскивали из кабинетов остатки мебели, другого имущества, которое сваливалось во дворе и уничтожалось бульдозерами.

В 1993 году была принята  “декабрьская” Конституция Российской Федерации. Эта Конституция создавалась людьми, слабо связанными с Россией и ее историей, возникла в результате механического подражания политическим системам, сложившимся на Западе. При этом совершенно было упущено из виду то, что западные политические системы и отражающие их конституции складывались десятилетиями, вернее даже веками, причем складывались одновременно с ростом социального самосознания и экономического благополучия граждан этих государств.

        В России же совсем недавно завершилась эпоха крепостного права. Кроме того, бывший советский народ не имел практики политической самоорганизации по западному типу, не обладал чувством личности в западном понимании (общественное у россиян всегда было выше личного), не выработал привычки к самостоятельному мышлению и умению отстаивать свою точку зрения так, как это сложилось на Западе. Кроме того, событиями 1991 года, последующими экономическими реформами, российские народы в своей подавляющей массе были ввергнуты в невероятную нищету, находящуюся в вопиющем противоречии с самим понятием демократии.

Руководством Администрации и Правительства после расстрела Белого Дома было принято решение упразднить Верховный Совет народных депутатов Российской Федерации, создать вместо него двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. В здании на Краснопресненской набережной после его восстановления было решено разместить Правительство Российской Федерации.

От УИРа заниматься вопросами создания новых электронных систем Белого дома поручили мне. Здесь я снова встретил И.Д.Писарева - бывшего секретаря Краснопресненского райкома партии и П.Г.Сурова - бывшего начальника Главмосстроя, а затем заведующего Отделом капитального строительства в Администрации Горбачева. В ходе восстановительных работ я впервые познакомился с руководителем Стройкомплекса Москвы В.И.Ресиным, некоторыми руководителями Управления делами Президента РФ (в том числе со своим будущим начальником В.Е.Савченко).

Много пришлось мне заниматься и вопросами создания электронных систем в здании по Большой Дмитровке, где планировали разместить Совет Федерации.

Начальник УИРа Василий Павлович Куприяновский сделал очень серьезную, даже стратегическую ошибку - стал враждовать с ФАПСИ, и лично с А.В.Старовойтовым. В итоге эта вражда погубила и Куприяновского и наше Управление, причинила неимоверный вред внедрению современных информационных технологий в Администрации, Правительстве и палатах Федерального Собрания России.

Я пытался как-то примирить Куприяновского и Старовойтова, возобновил наши  с Александром Владимировичем добрые когда-то отношения, однажды состыковал их обоих. Василий Павлович подъехал к Старовойтову, они целый день, в том числе и за рюмкой, выясняли отношения, вроде бы договорились о сотрудничестве и взаимодействии, но это взаимодействие продлилось недолго.

Наступил момент, когда В.П.Куприяновского уже совсем понесло. Он сцепился еще и с Секретарем Совета Безопасности, послал ему письмо в самом ультимативном тоне (по какому то очень мелкому поводу). Палыч стал злоупотреблять спиртным, говорить много лишнего, организовал в прессе ряд статей, направленных против ФАПСИ и лично А.В.Старовойтова.

        В конце концов, эта бодяга руководству надоела и Куприяновского элементарно подставили: в самом конце 1993 года он должен был лететь в короткую служебную командировку в Италию на переговоры с крупной фирмой о большой льготной поставке в Россию партии компьютеров, коммуникационной техники и прикладных программных средств.
Формально он должен был получить согласие на выезд  у руководителя Администрации С.А.Филатова. Но Филатов его не принял, ссылаясь на занятость, и Василий Павлович улетел без этого формального разрешения. Отсутствовал он чуть больше суток, но когда вернулся, то узнал, что он уволен с работы “за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины”. То есть поездку, из которой он привез подписанный контракт на поставку громадной партии техники и программного обеспечения по самым льготным ценам, ему засчитали как самый вульгарный прогул.

Одновременно с увольнением В.П.Куприяновского у Президента был подписан Указ о передаче нашего Управления в ФАПСИ, превращении его в Главное Управление информационных ресурсов, но уже в структуре ФАПСИ. Начальником ГУИРа назначался Владимир Александрович Левченко, бывший у Куприяновского первым замом (любимым первым замом, как говорил о нем сам Василий Павлович).

В.А.Левченко сразу после выхода Указа Президента о реорганизации нашего Управления улетел в большую и очень интересную командировку в США. Пока он отсутствовал, ему, старшему лейтенанту запаса, присвоили внеочередное звание майора, сшили красивый парадный мундир. Но на предварительных переговорах ему обещали звание генерала, члена Коллегии ФАПСИ (по должности начальнику Главка, члену Коллегии полагалось звание генерал-полковника).

        Левченко не понял, что присвоить старшему лейтенанту генеральское звание сразу нельзя, на это необходимо какое-то, пусть даже очень небольшое, но время. Он расценил это как нарушение имевшихся ранее договоренностей, разругался со Старовойтовым чуть не до мордобоя.

        Левченко каким-то образом уговорил руководителя Администрации Президента С.А.Филатова оставить в структуре Администрации Президента небольшое (140 сотрудников) подразделение, занимающееся компьютерным обслуживанием самого Президента и его ближайшего окружения, а также идеологией компьютеризации и информатизации высших органов государственной власти России.

Меня Левченко тоже пригласил в эту новую структуру, более того, он предложил мне должность своего заместителя и руководство нашим представительством в Белом доме, где все надо было начинать с нуля - от формирования команды и подбора комплекса программно-технических средств до налаживания отношений с белодомовским начальством и Аппаратом Правительства.

Одновременно с предложением В.А.Левченко я получил предложение и от А.В.Старовойтова - возглавить вместо Левченко новый Главк в ФАПСИ. Мне были обещаны золотые горы, начиная от всевозможных льгот и кончая генеральскими погонами (я имел звание подполковника запаса). Мы неоднократно встречались со Старовойтовым, выпили много водки и коньяка, о многом переговорили, в том числе и о том, почему он не помог мне в смутное время 1991-1992 годов. Но в итоге я от предложения А.В.Старовойтова все-таки отказался, причем наотрез.

  Почему я тогда принял такое решение? Мне было 59 лет. Поздно уже начинать новую жизнь и смешить людей, получая в таком возрасте генеральское звание. Но самое главное - в Администрации оставались наши ребята, которых я очень уважал и с которыми, став начальником ГУИР ФАПСИ, должен был бы конкурировать вплоть до открытой вражды.
В общем, я пошел не столько с Левченко, сколько с ребятами.

Отдел по информационному взаимодействию с аппаратом Белого дома был небольшим, всего 15 человек. Но удалось подобрать в него хороших ребят, собрать суперсовременную по тем временам технику и программное обеспечение.

        Нас разместили на втором этаже отдельно стоящего домика   на    Рочдельской    улице, так   называемого “объекта ПН-100”. Начали мы с ремонта выделенных нам помещений, их благоустройства, оснащения современной мебелью. Получилось очень хорошо. Сразу же завязались отношения с фирмами “Сименс”, “Майкрософт”, “Информикс” и некоторыми другими. Мы получили на бета-тестирование новейшие мощные компьютеры, серверы, сетевое и прикладное программное обеспечение. Был организован и начал успешно работать компьютерный класс для работников аппарата Правительства.

        Довольно быстро мы повторили почти в полном объеме все, что имелось в нашем основном офисе на Старой площади.

Вопреки указаниям Левченко я сразу же пригласил к себе генерала А.Н.Голубя и полковника С.Е.Точилина, руководителей подразделения ФАПСИ, которое обслуживало аппарат Правительства, и договорился с ними о взаимодействии в интересах дела. Я так же провел беседы с руководителями департаментов аппарата Правительства, чтобы выяснить их информационные потребности и источники, из которых они получают необходимую им в работе информацию. Но тут я почти сразу и совершенно неожиданно натолкнулся на противодействие со стороны Левченко - он запретил мне напрямую выходить на руководство Аппарата и руководителей департаментов, сказал, что будет делать это сам.

        Мое согласие с ним на такой стиль работы было ошибкой. Левченко заниматься этими вопросами было некогда, мне он запретил, в результате отдел так и не успел до начала следующей реорганизации “укорениться” в аппарате Правительства.

В конце 1994 года грянула новая реорганизация аппарата Администрации Президента России. Наше Управление объединили с Управлением делопроизводства, причем все руководство Управления делопроизводства с должностей сместили.
Новое управление назвали Управлением информационного и документационного обеспечения. Оно было самым крупным в Администрации - более 300 человек. Мне была предложена должность первого заместителя начальника нового Управления и курирование всей работы с документами в Кремле. Я же по поручению В.А.Левченко занялся и формированием штатов всего нового Управления.

В эти дни я восстановил знакомство с очень хорошим человеком - Евгением Ивановичем Трубицыным, краснопресненцем, бывшим работником райкома партии, а ныне заведующим отделом по работе с документами в Кремле. Он мне очень помог, когда я начал разбираться, что из старого Управления нужно в новом, а что нет, помог справедливо решить все вопросы по людям.

        Мы подружились, появился человек, у которого можно было получить совет по любой ситуации, возникающей в работе с документами. Через несколько лет Е.И.Трубицын, уйдя на пенсию с госслужбы, перешел на работу ко мне в Управление по эксплуатации зданий МИД РФ, за короткий срок сумел очень много сделать для нормальной организации работы с кадрами рабочих и служащих Управления.

Что поражало на новой должности, так это большое количество малооплачиваемых должностей технических работников: машинисток, курьеров, специалистов второй категории и так далее. Эти люди имели доступ к очень серьезным документам, а зарплату получали совершенно нищенскую. Так, насколько я помню, специалисту второй категории платили 140 тысяч рублей и при этом давали дотацию на питание в размере 290 тысяч рублей, что бы эта работница могла хоть как-то поесть на работе и доехать до Кремля на городском транспорте.

Я не раз говорил тогдашнему руководству Департамента кадровой службы Администрации о том, что нельзя так платить людям, которые имеют практически неограниченный доступ к разрабатываемым в Кремле документам государственной важности.

- “Вот в прессе пишут, что из достоверного источника в Кремле стало известно о том-то и том-то. Да этот “достоверный источник” - машинистка, которая потихоньку распечатала с сервера машбюро документ и за какие-нибудь пять долларов передала его заказчику”.

Уже через полгода мне все-таки удалось договориться с Департаментом кадров и исключить из штатного расписания Управления должности ниже специалиста первой категории. Довольно  существенную  прибавку  к  своей   зарплате   получили   сразу  более 40 человек.

Поражало еще и то, что ряд сотрудниц Управления числились на должностях заведующих секторами и специалистов-экспертов, а зарплату получали как ведущие специалисты, то есть существенно меньше. В Управлении кадров мне разъяснили, что у этих женщин нет высшего образования, поэтому их нельзя официально назначить на руководящие должности, но так как они хорошо знают дело, они в этих должностях числятся, хотя и получают меньшую зарплату.

Мне удалось договориться с ректором Российского Государственного Гуманитарного Университета (бывшего Московского историко-архивного института) Юрием Николаевичем Афанасьевым о годичном курсе обучения двадцати пяти сотрудниц Управления с выдачей по итогам обучения документа об образовании, позволяющего им занимать должности вплоть до специалиста-эксперта.

        Руководство РГГУ и Министерство высшего образования было не прочь вообще года за два дать моим женщинам, учитывая их превосходную практическую подготовку и высокий профессиональный уровень, документ о незаконченном высшем образовании. Но тут на дыбы стало Управление кадров. Его руководство тех лет почему-то посчитало такую учебу незаконной.

В начале 1996 года сменилось руководство Администрации Президента. С.А.Филатов ушел в предвыборный штаб по подготовке к избранию Ельцина Президентом России на новый срок. Ему на смену пришел Николай Дмитриевич Егоров, который продержался у власти очень недолго, всего несколько месяцев, но успел упразднить наше Управление.

В.А.Левченко покинул УИДО первым.  Он не стал уподобляться капитану тонущего судна и ждать, пока спасутся пассажиры и команда - спасся первым.
Владимир Александрович  давно уже “нагрел” себе теплое местечко в банке “СБС-Агро” у Смоленского, куда перешел первым замом председателя правления на очень большие деньги. Я, как его первый заместитель в УИДО, еще потрепыхался в течение двух отпущенных мне при реорганизации месяцев. Я пообщался с замом Руководителя Администрации, который курировал наше направление работы (фамилию его я уже не помню), рассказал ему о том, что теряет Администрация Президента при упразднении УИДО. Но он остался к моим словам абсолютно равнодушным - то ли не понял, о чем я ему говорил, но, скорее всего, ему на это было просто наплевать, так как лично его это не затрагивало.

По этим же проблемам я письменно обратился к Управляющему делами Президента Павлу Павловичу Бородину, предложил ему взамен упраздненного УИДО создать при Управлении делами хотя бы маленькое, человек в пять, подразделение,  которое бы взяло на себя функции Заказчика при приобретении для властных структур России средств вычислительной и коммуникационной техники, а также программного обеспечения, тем более, что деньги на все это всегда выделяло именно Управление делами.
Через несколько дней я получил письменный ответ от Бородина, в котором сообщалось, что принять мое предложение УД Президента не может, так как не имеет для этого свободных штатных единиц.

В одной старой-старой русской байке говорится, что в России все большие дела проходят пять стадий: шумиха, неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных и награждение непричастных. Так получилось и на этот раз.

В связи с очередной крутой реорганизацией Администрации Президента меня отправили на пенсию по старости (главной причиной все-таки видимо было то, что я раньше работал в “преступной” организации под названием ЦК КПСС). Лев Иванович Голубков умер от сердечного приступа. На Сашу Кузнецова повесили всех собак по работам в Кремле “Мабетекса”.

        Заместитель Управляющего делами Президента В.Е.Савченко и заместитель Гендиректора ФАПСИ И.В.Романов получили Государственную премию за новаторские научные решения при создании электронных систем Кремля (к чему они не имели никакого отношения).
Смешно и очень обидно, но даже сам генеральный разработчик уникальнейшего Ситуационного центра Николай Иванович Ильин не получил при дележе наград ничего.

Месяцев через семь-восемь Руководитель Администрации Президента снова сменился. Управление информационного и документационного обеспечения в структуре Аппарата Администрации восстановили. Но беда была в том, что при проведении предыдущей реорганизации из прежнего УИДО ушли все идеологи построения систем информационного обеспечения властных структур. Новому, восстановленному УИДО решать те задачи, которые решало УИДО прежнее, стало не по плечу.

Когда подходили к концу положенные при реорганизации три месяца, я получил предложение от В.А.Левченко перейти на работу в банк “СБС-Агро”, заниматься работами по реконструкции  приобретаемых банком зданий, вообще решать разные хозяйственные вопросы.
Одновременно поступило предложение и от заместителя Управляющего делами Президента В.Е.Савченко пойти на должность заместителя заведующего техническим отделом Производственно-технического объединения.
Мог я рассчитывать и на какую-то работу в ФАПСИ, у А.В.Старовойтова.

Идею Левченко о моем переходе в “СБС-Агро” видимо не поддержал хозяин этого банка Смоленский (все-таки мне уже исполнился 61 год). В ФАПСИ я не очень хотел - уж раз в свое время отказался от генеральских погон, то и нечего было снова возвращаться к этому вопросу.

        Решил идти в УД Президента, тем более, что новое мое рабочее место располагалось все на той же Старой площади, к которой я сильно привык за 25 лет работы здесь.

Провожали меня на пенсию душевно. Пришло много народа и со Старой площади, и из Белого дома, и из Кремля. Пришел почти к самому началу и мой сын Федя.
Я всегда знал, что ребята относятся ко мне хорошо, но никак не думал, что настолько хорошо. На проводах было много стихов, веселых тостов и пожеланий. Собралось, наверное, человек сорок. В самый разгар нашего “гулянья” неожиданно зашел попрощаться Левченко. Он открыл дверь в кабинет, где мы устроили застолье, увидел, сколько собралось народу, как все весело настроены и даже растерялся. Он не ожидал, что ребята меня так будут провожать.

Свой уход на пенсию я переживал очень сильно. Только что мне удалось решить громаднейшую проблему и вдруг, вместо спасибо, увольнение на пенсию. Я был полон сил, знал, что надо делать дальше по электронным системам Кремля, был в хорошем контакте со всеми исполнителями. И вдруг моя судьба и судьба серьезнейшего дела попадают в руки абсолютно некомпетентного человека.

        Ситуация осложнялась еще и тем, что после истории с коробкой от ксерокса с 400 тысячами долларов, которую задержали на КПП в Белом доме охранники из служб Коржакова и Барсукова, был смещен со своей должности в Правительстве Сосковец, уволены Коржаков, Рагозин и Барсуков, началась реорганизация Службы безопасности Президента и Главного управления охраны.

        Ребятам было не до моих проблем и не до проблем с информационным обеспечением российских властных структур. Сложилось так, что помочь мне в решении всех этих проблем в то время никто не смог.

        Судьба пожелала, что бы я на 62 году жизни снова резко изменил свою жизнь и направление служебной деятельности.