Смерть ради метров

Юрий Николаевич Горбачев 2
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=42238

Смерть ради «метров»
№37(1281) от 26.07.2013, "Ведомости" облзаксобрания Новосибирской области

Юрий ГОРБАЧЕВ


В Новосибирском областном суде начался новый этап процесса по делу «чёрных риелторов», которые для завладения квартирами спаивали их хозяев метиловым спиртом.
 Это приводило к смерти жертв. На счету организованной преступной группы, в которую входило 16 участников с чётким распределением ролей, — 18 незаконно проданных квартир, шесть убийств и два покушения на убийство.

Сколько ниточке ни виться

Череду преступлений ОПГ расследовали два года. В итоге появилось 35 уголовных дел. Факты накапливались постепенно, а завершилось всё погоней на скоростном шоссе. Оперативники ГУ МВД по СФО России получили информацию о том, что 25-летнего новосибирца К., соблазнив заработками на Алтае, увезли на автомобиле. Благодаря согласованным действиям полиции Алтайского края и оперуполномоченных окружного управления удалось задержать псевдоработодателей и тем самым спасти хозяина квартиры. Увозили убивать парня не насильно, а по доброй воле, посулив ему лёгкий «калым». А ждала его участь другого паренька, труп которого был обнаружен на берегу горного озера. С непростого опознания этого трупа, во время которого пришлось показывать остатки одежды погибшего в окрестных деревнях, проводить геномную экспертизу, и потянулась одна из ниточек к тому клубку улик, распутав который, оперативники вышли на лидера группы, киллера-отравителя, и других участников ОПГ, оформлявших документы на опустевшие квартиры и успешно их продававших.

По данным обвинения, сплочённую и тщательно законспирированную группу создал трижды судимый С. Участники ОПГ подыскивали жертв среди одиноких, как правило, злоупотребляющих алкоголем владельцев квартир.

— Продажа жилья — прибыльный бизнес, — говорит заместитель начальника одного из отделов ГУ МВД по СФО России подполковник полиции Павел Головин. — Вот почему уроженец Алтайского края С., переехав в Новосибирск и женившись, избрал основной статьёй дохода услуги по оформлению сделок по продаже жилья. Он знал, как оформляются сделки с недвижимостью. Как таковой риэлторской фирмы у него не было. Но, по его показаниям, данным в ходе следствия, он консультировал тех, кто занимается этим бизнесом.

 
Ликвидатор-отравитель

Первые эпизоды с продажами квартир мошенническим путём обходились без убийств. «Чёрные риелторы» просто спаивали хозяина квадратных метров, подсовывали ему документы, обещали перевести кругленькую сумму на банковскую карту и, сняв с неё перечисленные деньги, оставляли его наедине с обнулённым счётом. Таким образом, несчастный переводился из категории квартирных владельцев в разряд бомжей. Но позже начались сложности с оставленными в живых свидетелями. Вот тогда и появилась в ОПГ «должность» ликвидатора-отравителя. Чего проще: подливай хозяину квартиры «огненной воды» да убалтывай его подписать необходимые бумаги. Ну и как только тот подмахивал документ или соглашался отъехать «на заработки», тут же ему — метилового спирта. Для того чтобы усыпить бдительность жертвы, отравитель снимал у «помеченного» жильё, подселялся к нему или втирался в доверие под любым предлогом.

Таким ликвидатором стал участник ОПГ Т., который зимой прошлого года решением облсуда был приговорён к 18 годам колонии строгого режима. Киллер-отравитель получил свой срок за пять убийств и вдвое большее количество квартирных мошенничеств. Когда летом 2011 года действовавшую с 2005 года группировку удалось обезвредить, Т. заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве.

Вначале же у оперативников была информация, что организованный «чёрными риелторами» неиссякаемый денежный источник имеет отношение к финансированию воровского движения. И это была ещё одна ниточка.

— Вроде как деньги с доходов от продажи квартир перечислялись в общак, — рассказывает о тех первых версиях следствия Павел Головин. — И эти сделки с недвижимостью не совсем чистые. В ходе расследования выяснилось, что некоторые собственники жилья по той или иной причине умирали. В некоторых случаях причиной смерти было отравление метиловым спиртом. Чтобы выяснить причину одной из таких смертей, следственный комитет производил эксгумацию, потому что первоначальная причина при вскрытии трупа не была установлена.

 
Везде «свои» люди

Начав давать показания, Т. рассказал многое, что в дополнение к материалам следствия дорисовало картину совершённых ОПГ преступлений. Стали вырисовываться «лица коррупционной направленности из числа адвокатов», которые оформляли сделки в юстиции по поддельным документам. Сегодня один адвокат — участник ОПГ привлекается к ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Дело в том, что были случаи, когда появлялись либо родственники убитых, либо другие люди, претендовавшие на «нехорошие квартиры». Для разрешения этих споров в нужном ключе и необходимы были услуги адвоката. В суде с использованием адвоката и показаний участников ОПГ судье представляли заведомо ложные сведения. Ну а для того, чтобы подложные документы с поддельными подписями и паспорта с переклеенными фотографиями проходили нужные инстанции, обзавелись «своим» нотариусом. Но и это была лишь верхушка айсберга. В отлаженной для незаконного завладения квартирами пирамиде были ещё и осведомители, поставлявшие информацию исполнителям. Предположительно ими мог быть участковый, сотрудник регистратуры поликлиники или активист ТСЖ. Попав в такую сеть, жертва не имела шансов ни вырваться, ни выжить…

Не на все вопросы пока есть ответы. Некоторые нити версий рвались потому, что привлекаемые к ответственности меняли показания.

 
«Только не убивайте!»

— Что удивило нас, когда мы стали работать по этому делу, — говорит Павел Головин, — так это как ОПГ своевременно получала информацию и как они обнаглели от безнаказанности. Уже в то время, когда мы одновременно в 16 местах проводили обыски, задерживали участников преступной группы, мы почти год не могли найти нашего потенциального потерпевшего, 25-летнего К., которого они всё же повезли травить, чтобы завладеть ещё одной квартирой. И если бы мы не подоспели вовремя, его бы убили. Лидер преступной группы входил в квартиру отравленного, предъявляя «красные корочки», представлялся соседям сотрудником риелторской фирмы, спрашивал, чья это квартира, есть ли наследники, хотя труп ещё не успел остыть, а следственно-оперативная группа ещё не выезжала на место. Он всегда оказывался в квартирах раньше, чем из морга приезжал катафалк. Да и сами убийства совершались хладнокровно, безжалостно. И в тех случаях, когда документы на продажу были готовы, и в тех, когда человек «давал задний ход», поясняя, что он ничего не собирается продавать, его просто травили. Либо фальсифицировали самоотравление, либо подливали метанол во время застолья. Начав давать показания, отбывающий теперь срок ликвидатор подробно рассказал, кто совершал сделки, кто переклеивал фотографии в паспортах, кто непосредственно принимал документы в юстиции, на кого оформлялись квартиры. А это были родственники, любовницы членов ОПГ, которые тоже, в сущности, понимали, в чём тут дело и откуда берутся деньги… В одном из эпизодов по Алтайскому краю Т. не участвовал. А это был жуткий эпизод. Всё по той же схеме вывезли на Алтай уже совершеннолетнего бывшего детдомовца, которому государством была предоставлена квартира. Как рассказал ещё один участник, который был среди отравителей, когда парень понял, что его отравили, и ему стало плохо, он ползал у них в ногах, корчась от боли, и просил: «Я вам всё отдам, только не убивайте меня…». Но они подождали, когда он умрёт, и бросили тело в зарослях около озера. Его полуразложившийся труп и был потом найден в лесу.
 
В 2011 году перед судом предстали пятеро новосибирцев, обвиняемых в 11 убийствах и мошенничествах с целью завладения имуществом потерпевших. «Черные риелторы» орудовали в Новосибирске шесть лет, находили пьющих граждан — собственников жилых помещений, имеющих долги по оплате ЖКУ. Смерть жертв инсценировалась под передозировку наркотиками и алкогольное отравление. Весной прошлого года областной суд приговорил одного участника этой ОПГ к 25 годам лишения свободы, двух — к 20, ещё двух — к 18 и 2 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима.
 
Юристы, работающие на рынке недвижимости, рекомендуют одиноким людям не вступать в контакт с незнакомыми людьми, не подписывать никаких бумаг, связанных
 с недвижимостью. В случае продажи или обмена жилья следует обращаться только к проверенным, зарекомендовавшим себя на рынке фирмам. И, конечно, не замыкаться
 в себе, больше общаться с соседями. Родственникам людей, ведущих асоциальный образ жизни, следует держать таких владельцев квартир в поле зрения.
Автор: Юрий Горбачев

Добавить комментарий