Гибель Атлантиды. Наука и религия 1991

Стив-Берг
КЛУБ «ГИПОТЕЗА»
"Наука и религия"
9-12. 1991

Александр БАРАШКОВ
              ГИБЕЛЬ АТЛАНТИДЫ
             /Гибель Атлантиды/

 ВЫДУМАЛ ЛИ АТЛАНТИДУ ПЛАТОН!

Существовала ли Атлантида?
Почти все попытки решить этот вопрос сводились к анализу истории, рассказанной древнегреческим философом Платоном (427—347 гг. до н. э.). Он первый поведал об Атлантиде — материке, некогда располагавшемся за Геркулесбвыми Столпами (Гибралтаром) и погибшем «в один день и бедственную ночь».
Удивительно, но — это факт: атлантологи обычно оставляли в стороне другие свидетельства о стране атлантов, сохранившиеся в античной литературе. Психологически это объяснимо: Платон — авторитетнейший автор, воздействие его личности, его философии огромно. Но еще Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина — дороже». Конечно, не следует принимать на веру все, что написано Платоном. Он писал в художественном, можно 'сказать — фантастическом, жанре — «диалогов», позволяющем свободно обращаться с фактами, впрочем, это не исключает того, что в истории Платона может быть и рациональное зерно.
Конечно, многое в рассказе Платона — вымысел. Например, явно вымышлена дата гибели Атлантиды — 10 тысяч лет до нашей эры. Это время верхнего палеолита. О каких государствах может идти речь? В эпоху Платона история, как наука, только-только зарождалась и о любом времени, отдаленном от времени Платона всего несколькими столетиями, рассказывали лишь мифы.
Очевидно, что Платон не опирался на достоверные исторические свидетельства, но не использовал ли он в таком случае предания, легенды об Атлантиде?
Можно в этом не сомневаться. Легенды о земле, находящейся где-то на краю света, о саде Гесперид, о великане Атласе, или Атланте (которого Платон считает первым царем Атлантиды), сохранились до наших дней. Есть и легенда о гибели страны атлантов. Подробно ее излагает Диодор Сицилийский — историк I века до нашей эры. Причем он ссылается не на рассказ Платона, а на предание, которое он слышал от жителей острова Самофракии в Эгейском море. Его рассказ, значительно отличающийся от рассказа Платона, менее сомнителен, так как он был записан в историческом труде, который не позволяет произвольным образом искажать начальный миф. До Платона об атлантах писал и отец истории Геродот, пересказавший легенды о мифической земле титана Атланта.
К сожалению, на эти — наиболее достоверные источники, до сих пор не обращали должного внимания, поскольку они противоречили Платону. К тому же атлантологи не находили в них аргументов в пользу атлантического местонахождения земли атлантов.
Но почему все-таки Атлантиду помещали в Атлантическом океане?

 В АТЛАНТИКЕ ЛИ АТЛАНТИДА!
Платон дал точные координаты Атлантиды: напротив устья, за «Геракловыми Столпами», в «Атлантическом море». В IV веке до нашей эры греки основательно разведали окрестности Гибралтара, поэтому можно не сомневаться, что Платон имел сведения об Атлантике.
Следует рассказать и о самом названии «Атлантический» океан. Это название можно встретить уже в трудах Геродота (V век до н.э.). Считается, что оно связано с мифами о титане Атласе, или Атланте (а также об Атласском хребте в Африке), поддерживавшем небесный свод. Поскольку Атланта Платон считает первым царем атлантов, то неудивительно, что и Атлантиду он также помещает где-то на крайнем Западе, в Атлантике.
Поверив Платону, Атлантиду стали искать за Гибралтарским проливом. Искали в районе Канарского плато, полагая, что острова Канарского архипелага являются вершинами гор затонувшей Атлантиды. По другой гипотезе, которую рассмотрел известный атлантолог Н. Ф. Жиров, Атлантиду предлагали искать в районе Срединно-Атлантического хребта, который якобы погрузился на дно океана после окончания Великого Оледенения.
Одним из аргументов в пользу атлантической «прописки» Атлантиды считали наличие некоторых параллелей в египетской культуре и культуре американских индейцев. Есть общие черты в календарях майя и древнеегипетском. Может показаться, что принцип строительства пирамид в Америке и Египте происходит из одного источника. Полагали, что эти достижения древние цивилизации получили благодаря исчезнувшей Атлантиде, бывшей «мостом» между Древним Египтом и Америкой.
Древняя история хранит немало нераскрытых тайн, кажется соблазнительным для их объяснения в некоторых случаях прибегать к ссылкам на влияние культуры атлантов. Но не будем спешить с выводами.
Следует ли привлекать гипотезу об Атлантиде для объяснения некоторых общих черт в культурах народов, разделенных Атлантическим океаном? Плавания через океан могли совершаться и в глубокой древности. В наше время возможность подобных путешествий экспериментально подтвердили Тур Хейердал, переплывший океан на лодках Ра и Ра II, конструктивно повторяющих древнеегипетские суда, и Тим Северин, совершивший путешествие по маршруту древних ирландцев на сшитом из кожи судне «Брандан».
Главный же аргумент, полностью опровергающий все гипотезы об атлантическом местонахождении Атлантиды, — геологический.
Современная палеогеология отвергает возможность существования в Атлантическом океане затонувшего ныне материка. Исследования осадочных пород дна Атлантического океана показали, что постоянно образующаяся в мантии океаническая кора расползается в стороны от Срединно-Атлантического хребта, чтобы затем уйти вглубь под подвижные материковые плиты. Сегодня идет процесс поднятия, а не опускания Срединно-Атлантического хребта. В Атлантическом океане могли существовать и погибать лишь отдельные вулканического происхождения острова, но не материк, размеры которого «больше Ливии и Азии, взятых вместе».
  Рис. Афина, Геракл, держащий небосвод, и Атлант с золотыми яблоками Гесперид. Ок. 460 г. до н.э.
  Рис. Геспериды. Роспись апулийской вазы. IV в. н.э.

 САНТОРИНСКАЯ ГИПОТЕЗА
По другой гипотезе, имеющей большое количество приверженцев, государство атлантов — это минойская цивилизация острова Крита, погибшая в результате извержения вулкана Санторин в 1400 году до нашей эры.
Тогда взрыв исполинской силы, сравнимый со взрывом нескольких современных водородных бомб, потряс Эгейское море. Остров, на котором прежде находился вулкан, взлетел в воздух и превратился в пыль. Сигизийная волна — цунами прокатилась по всему Средиземноморью, вызывая многочисленные наводнения.
Волна от Санторина прошла более 100 километров и достигла Крита. Были потоплены корабли — слава и сила Кносса — столицы Крита, разрушены здания и храмы. Потом пепел, покрывший поля Крита метровым слоем, довершил начатое.
Предположение об идентичности Атлантиды и Крита — одна из популярнейших гипотез. Подтверждением ее считается то, что Платон, описывая столицу Атлантиды, дворец и ирригационные сооружения, явно имел в виду сооружения Крита, как, впрочем, и других мест.
Но возражения против этой гипотезы достаточно серьёзны. Во-первых, Крит не погрузился в море, а лишь пережил кратковременное затопление. Во-вторых, подобные катастрофы нередко случались и в других районах Средиземноморья. Для того, чтобы создать миф о таком бедствий, не нужно было слышать о вулканической активности Санторина. Наконец, мифологический «портрет» Крита вполне определен. Он не похож на «портрет»
Атлантиды. Жители Крита не считали своим родоначальником Атланта, в мифах (например, в мифе об аргонавтах), наоборот, говорят о путешествиях, совершаемых от земли
Атланта к Криту, а затем — к Санторину. К тому же, государство атлантов находилось где-то на окраине известного мира, а не в самом его центре. Это отклоняет также и предположение об Атлантиде, будто бы идентичной с погибшей цивилизацией острова Фера — на месте вулкана Санторин.

АТЛАНТИДА — НА ЗАПАДЕ!
Где же находится наиболее вероятное место земли атлантов? Где древние эллины помещали страну титана Атласа? Именно землю Атласа, или Атланта, и Платон и другие античные авторы отождествляли с Атлантидой. Правда, название «Атлантида» появилось только после «диалогов» Платона и, возможно, оно дано этой земле самим Платоном. В мифах эту землю именуют иначе — «земля Гесперид», «Ливия», «земля у Тритонского озера». Заметим, что нигде в мифах эту землю не именуют островом, земля Атланта — это часть берега у Тритонского озера.
Кажется очевидным, что Атлантиду следует искать рядом с Атласским хребтом, за Ливией, на крайнем западе. Атласский хребет — это горная страна на северо-западе Африки, которая тянется 2300 километров от восточных берегов Туниса, пересекает Алжир, до атлантического побережья Марокко. Самая высокая гора, которую, вполне возможно, древние греки отождествляли с титаном Атласом, это гора Тубукаль высотой 4173 метра. Казалось бы, здесь и находится страна Атласа — Атлантида.
Однако, все не так просто. Прежде всего, обратим внимание на то, что греки, а до греков критяне, этот район стали осваивать довольно поздно. Могли тогда греки знать о катастрофах, случавшихся у побережья Марокко?
Как древние греки представляли себе мир?
 В центре мира находится Греция. Пуп Земли — в Дельфах. Разведаны узкие полосы побережья Европы, Африки и Малой Азии.
Даже географы, которые для хозяйственных и политических нужд подробно описывали известный мир, по привычке обращались с большим доверием к мифам, чем к сведениям путешественников, особенно в том случае, если речь шла о землях, не освоенных греками, а потом — римлянами.

   Рис. Атлант и Прометей. Роспись лаконского килика. Ок. 550 г. до н. э.

Уже были колонии греков на кавказском и крымском побережье Черного моря, а Геродот, описывая размеры Черного моря, преувеличивает его в несколько раз, вслед за Гомером (и мифами), считавшими Понт — Черное море — океаном, за которым расположены сказочные страны — Колхида, страна сына Солнца, там же, у Боспора Киммерийского (Керченского пролива), находится вход в Аид, там же — Кавказ, к которому прикован Прометей.
Столь же сказочным представлялся и крайний запад. На островах и землях за Геркулесовыми Столпами живут мифические существа. Там расположен остров Горгон, летающих женщин, на голове которых вместо волос шевелятся змеи. Там живет великан Гиерон. Там острова Гелиоса — бога Солнца, и Эола — бога ветров. Там же блаженный остров гостеприимных феакийцев (своеобразный остров, напоминающий остров Утопия), и здесь же земля Атласа, поддерживавшего на плечах небо.
   ...Атласа, которому ведомы
   Глубины всего моря; а еще он сторожит
   Длинные колонны, которые держат врозь землю и небо.
           Гомер. Одиссея 1, 52-54
   Атлас широкое Небо несет, повинуясь Ананкэ
   Мощной на границах Земли...
          Орфей; Рапсодическая теогония Фр. 215

Атлас — единственный, кто может войти в сад с яблоками, плоды которых дают бессмертие. Этот сад, который охраняет дракон Ладон и сестры Геспериды, главная «достопримечательность» земли Атласа. Еще одна примета этой земли — Тритонское озеро. В него впадает река — Тритон. Это озеро — замкнутое, но по велению бога озера — Тритона может открываться пролив, связывающий Тритонское озеро и Средиземное море.
В какой-то мере приметой может считаться некий загадочный ил, который образовался на месте погибшей Атлантиды, по рассказу Платона. Этот ил является также приметой земли Атланта в мифах, — например, корабль аргонавтов, прежде чем они попадают к Атланту, вязнет в некоем иле.
Обилие островов и земель на крайнем западе (причем в разных вариантах мифов их местоположение указывается неодинаково) говорит лишь об одном. Мы здесь имеем дело не со смутными данными о действительном положении этих земель, а с феноменом сознания. Разные народы, очерчивая в мифах известный мир, помещали на его краю чудесные острова, сказочных чудовищ, усыпали край земли сокровищами и т.д.
Значит, не следует придавать слишком большого значения крайне западному положению страны Атласа.
Если когда-либо существовала эта страна, то после катастрофы ее могли поместить на край света. Потом, когда греки стали осваивать западные земли, они, в согласии с мифической географией, хребет в Африке назвали Атласским, а океан на западе — Атлантическим.
Остались ли в мифах следы истинного местоположения Атлантиды?
Здесь обратим внимание на одну особенность. Одновременно с западным положением Атлантиды часто указывают иное место. Эти указания есть у всех античных авторов, пересказывавших легенды об атлантах и Атлантиде.

 ВОСТОЧНЫЕ ОРИЕНТИРЫ АТЛАНТИДЫ
Даже Платон, помещавший Атлантиду за Гибралтарским проливом, иногда оговаривается. Только что рассказывавший о нападении атлантов на Европу и Азию «со стороны Атлантического моря», о войне атлантов, и праафинян, Платон пишет: «когда происходили страшные землетрясения и потопы, в один день и бедственную ночь вся ваша воинская сила разом провалилась под землю (разрядка моя — А. Б.), да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море».
Итак, идет война. Атланты пытаются завоевать Грецию. Где произошло землетрясение, если войска праафинян и атлантов «проваливаются под землю»? Очевидно, что не на территории Марокко, а рядом с Грецией (именно здесь идут боевые действия). Следовательно, каким бы ни было сильным землетрясение, оно произошло близ берегов Греции, и Атлантида, погрузившаяся после этого катаклизма, тоже была не столь удалена и находилась за Гибралтаром.
Платон в рассказе об Атлантиде, очевидно, использовал мифы о земле титана Атланта. О каких мифах идет речь?
Первый — это миф о Персее, отрубившем голову медузе Горгоне — колдунье, взгляд которой превращал людей в камни. Персей после подвига прилетел на остров Атланта. Атлант, которому предсказали, что его обманет герой, сын Зевса (а Персей был сыном Зевса), отказал ему в гостеприимстве. Разгневанный Персей показал ему голову медузы Горгоны и превратил Атланта в каменную гору.
    С гору быв ростом, горой стал Атлант; волоса с бородою
    Преобразились в леса, в хребты — его плечи и руки;
    Что было раньше главой, то стало вершиною горной;
     Сделался камнем костяк. Во всех частях увеличась,
     Вырос в громадину он — положили так боги, — и вместе
     С бездной созвездий своих на нем успокоилось небо.
                Овидий. «Метаморфозы». Пер. С. Шервинского
Судя по всему, остров Горгон и земля Атланта помещались недалеко друг от друга. Время ориентировочно определяется эпохой победы патриархата над матриархатом. Победа Персея над медузой Горгоной символизирует это время. Как отмечал Диодор Сицилийский, в этом мифе, возможно, отразились войны греков с амазонками (а амазонки жили в Малой Азии и Скифии), не значит ли это, что страна Атланта тоже находилась где-то в районе Малой Азии, или Скифии — на востоке?
Следующий миф — это миф о походе Геракла за яблоками из сада Гесперид. Сюжет мифа подробно изложен в «Мифологической библиотеке» Аполлодора Афинского. Аполлодор прямо говорит, что «эти яблоки находятся не в Ливии, как утверждают некоторые, а у Атланта, там, где обитают гиперборейцы».
Проследим путь Геракла к саду Гесперид.
Начинает свой путь Геракл от северной реки Эридан, (предположительно Рейн или Сена), где вещий старец Нерей рассказывает ему, как найти путь к саду. Геракл отправляется через Пиренейский хребет к Гибралтару, переправляется в Африку, в Ливию (древние греки называли Ливией весь Африканский берег западнее
Египта). Там он побеждает великана Антея. Обычно современные переложения этого подвига здесь и заканчиваются, далее Геракл попадает к Атланту. Но у Аполлодора путешествие Геракла не оканчивается в Ливии. Геракл далее попадает в Египет. Затем он странствует по Азии, живет некоторое время на острове Родос в Эгейском море, потом сражается с чудовищем в Аравии. Далее, вероятно, у Аполлодора описка — Геракл неожиданно снова попадет в Ливию, из которой переправляется на Кавказ. Очевидно, имеются в виду малоазийские Лувия, или Ликия. Кстати, столь же подозрительная «Ливия» появляется и в мифе об аргонавтах. Так или иначе, Геракл переправляется из Ливии (?) на Кавказ. Там он освобождает Прометея, а от него уже идет к гиперборейцам, где и находит Атланта и сад Гесперид.
Попав к Атланту, Геракл просит его сходить за яблоками в сад, небо же в это время соглашается держать сам Геракл. Атлант исполняет его просьбу.
Что мы можем узнать о положении сада Гесперид из этого мифа? Мы снова сталкиваемся с попыткой отправить его, но на сей раз не на крайний запад, в африканскую Ливию, а на восток за Кавказский хребет. Это происходит по той же причине, что и в случае с крайне западным положением Атлантиды. Снова сад Гесперид помещают на краю света Отметим, однако, что появились новые ориентиры — Малая Азия, Восток, гиперборейцы...
А где жили гиперборейцы? Гиперборейцы — это условное название племени, означавшее — «народ, живущий за Бореем». Борей — северный ветер, обитавший на склонах мифических Рипейских гор.
В разное время гиперборейцев отождествляли с разными племенами. Можно сказать, что гиперборейцами называли самый северный, или северо-восточный (по отношению к грекам) народ, который был известен в данный период истории.
Добраться до этих Рипейских гор, тем более перевалить их не мог ни один смертный (за исключением, пожалуй, Геракла). Мешал этому холод и охраняющие горы чудовища — драконы, «златосторожащие» грифы.
Несмотря на то, что Рипейские горы и страна гиперборейцев расположена на крайнем севере и пройти к ней мешает нестерпимый холод, климат в этой стране совсем не полярный.
В стране гиперборейцев нет ни холодных, ни чрезмерно знойных ветров, эта земля всегда согревается ласковым летним солнцем. Гиперборейцы живут в идиллических садах. Фруктовые деревья в этой земле всегда приносят сладкие плоды. Сами гиперборейцы проводят время в играх и пирах, они постоянно поют славу богам. Гиперборейцы живут тысячу лет, они едят только фрукты, не нуждаются ни в пище, ни в сне.
«Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древесными плодами», — писал Гелланик. «Живут они на краю земли под охраной Аполлона, не зная войны», так рассказывал о них греческий поэт Ференик.
Эпический поэт Пиндар также оставил описание обычаев земли гиперборейской: «Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он... »
Явно речь идет не о крайнем севере. На край света эту страну поместили по той же причине, что и Ливию, страну атлантов, — на крайний запад. Описание страны гиперборейцев в точности повторяет описание мифической Ливии.
Из всех предшествующих идиллических описаний можно выделить два момента, во-первых, то, что в этой земле поклоняются Аполлону, а культ Аполлона — малоазииский. Во-вторых, упоминание о пищевых запретах, о вегетарианстве. Это также указывает на Малую Азию, так как древние жители Малой Азии, хетты, лувийцы, придерживавшиеся культа земледельческого бога Телепинуса, были вегетарианцами.
Итак, поиски Атлантиды привели нас в Малую Азию. Но не сбились ли мы с пути, странствуя в мире мифов? Чтобы узнать окончательный ответ, совершим путешествие к стране Атланта по маршруту, проложенному аргонавтами...

К АТЛАНТИДЕ ПО МАРШРУТУ АРГОНАВТОВ
Миф об аргонавтах подробно изложен в поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского, жившего в Александрии в III веке до нашей эры и заведовавшего знаменитой Александрийской библиотекой.
Но первым написал поэму об аргонавтах не Аполлоний. В его время была уже известна поэма «Аргонавтика» Орфея Кротонского, южно-италийского эпического поэта VI века до нашей эры. Псевдоним Орфей эпический поэт взял, видимо, для того, чтобы выдать свои поэмы за поэмы мифического певца Орфея, участвовавшего в походе аргонавтов. Может быть, Орфей Кротонский действительно обрабатывал эпические фольклорные песни, приписываемые тому Орфею!
Аполлоний Родосский, безусловно, имел эту поэму, погибшую впоследствии во время пожара Александрийской библиотеки. Вполне вероятно, что он в значительной степени опирался на текст поэмы. Этим можно объяснить то, что ему приходилось приводить в согласие свои географические представления и реалии поэмы Орфея.
Аргонавты в поэме Аполлония Родосского, посетив многие острова и земли, побывали и в стране Атланта. Проследим их маршрут.
Первая половина пути — от Греции до Колхиды не вызывает сомнений и прослеживается до мельчайших подробностей на современной карте. Они пересекли Эгейское море. Мраморное море, Понт (Черное море).
Иначе дело обстоит с обратной дорогой. Из Черного моря аргонавты выбираются не через Босфор и Дарданеллы, а по Истру (Дунаю). В древности считали, что, поднимаясь вверх по течению Дуная, можно попасть в Адриатическое море. Но это невозможно. Очевидно, Аполлоний Родосский стремился отправить аргонавтов после путешествия на Колхиду — на крайний Запад. Причем нельзя было повторять прежний маршрут — через Босфор и Дарданеллы. Видимо, обрабатывая поэму Орфея, Аполлоний столкнулся с необходимостью отправить аргонавтов на край света, к земле Атланта. Но привело это к тому, что наряду с описанием крайнего Запада в поэме обнаруживаются приметы совсем другого района. Возможно, это следы первичной орфеевской поэмы.
Итак, аргонавты решили идти не через Босфор, так как там их поджидают колхидцы и сам царь Ээт, задумавший вернуть похищенное золотое руно и Медею. Они подходят к устью Дуная, где они все-таки встречаются с колхидцами, и после сражения пробиваются в Дунай. Поднявшись вверх по этой реке, они оказываются в водах Адриатики. Но Адриатика ли это!
В «Адриатике» аргонавты посещают остров волшебницы Кирки. Где находился этот остров! Древние римляне считали, что этот остров находился рядом с Италией, но это противоречит ранней греческой традиции. Согласно мифам одиссеева цикла, остров помещался отнюдь не в Адриатическом море. Отсюда Одиссей добрался всего за один день, не проходя проливов и т. п., до земли киммерийцев, то есть к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу).
Именно здесь жили исторические киммерийцы, о существовании которых Гомер знал не понаслышке. Они в его время совершали набеги из района Крыма и Кавказа в Малую Азию на родину Гомера. Значит, остров Кирки находился где-то в Черном море.
Потом аргонавты, увидев западное побережье Пелопоннеса (единственная примета Адриатики), вдруг оказываются у островов Планкта. Что это за острова! Так это же острова у входа в Босфор! Эти же острова античными авторами назывались Кианейскими островами, а также Симплегадами. Теми самыми движущимися островами, которые аргонавты уже проходили по пути к Колхиде. Причем острова стали неподвижными, когда Арго с помощью Афины проплыл между ними. Аполлоний оговаривается, что они находятся напротив Мессении — области на юго-западе Пелопоннеса, но этому невозможно поверить.
Современные географы считают, что Планктами древние греки называли скалу Рокет, расположенную в 90 метрах к востоку от мыса Румели, и одну из скал у мыса Анадолу. Пролив Босфор отличается сильным течением, слабый ветер и скалистый берег делают этот пролив и сегодня почти непроходимым для парусных яхт без двигателей.
На то, что Кианеи и есть те самые «движущиеся скалы», -указывают и свидетельства античных географов и историков.
Геродот в IV книге «Истории» сообщил, что Дарий «поплыл к так называемым Кианеям, которые, как утверждают греки, прежде были блуждающими». Страбон тоже рассказывает об островах-скалах: «Кианеи — это острова, лежащие при входе в Понт: один из них ближе к Европе, а другой — к Азии. Они разделены проливом в 20 стадий». Плиний Старший даже пытается объяснить миф об этих скалах: «В Понте на расстоянии 14-ти миль от его устья и 15-ти миль от Европы, есть два острова, которые одни называют Кианеи, а другие Симплегады. Согласно легендам, они сталкивались друг с другом, так как отделенные малым расстоянием один от другого, они для входящих прямо навстречу им представлялись двумя островами, но стоило немного изменить угол зрения, они выглядели соединенными в один остров».
Итак, аргонавты вопреки воле Аполлония Родосского оказываются у островов Планкта, у Кианейского устья Босфора, и естественно снова встречаются со флотом колхидцев, от которого они только что ускользнули. Вряд ли колхидцы могли их преследовать в Адриатическом море, слишком оно удалено от Черного.
После стычки с колхидцами аргонавты проплывают между Сциллой и Харибдой. Но согласно многим мифам, например мифам одиссеевого цикла, Сцилла и Харибда — чудовища, которые преграждали вход в Черное море, также как и движущиеся Симплегадские скалы. Сцилла и Харибда традиционно помещались у пролива Боспор (Босфор). Но, конечно, по поздней — римского времени — традиции их располагали в Адриатике. Причина этого понятна — римляне хотели, чтобы Одиссей и аргонавты проплывали вдоль берегов Италии. Но хотели ли этого древние греки, которые во времена Одиссея и аргонавтов осваивали берега Черного и Мраморного морей!
Аргонавты проходят между Сциллой и Харибдой, видят очертания земли, которую они принимают за Грецию, и вдруг ветер их относит... в Ливию! Не та ли это Ливия, с которой можно было, подобно Гераклу (см. предыдущий рассказ), переправиться на Кавказ!
У берегов Ливии (!) они вдруг вязнут в иле. Об этом же иле, как мы помним, пишет Платон, причем он утверждает, что остался этот ил после того, как затонула Атлантида.
Откуда взялся этот таинственный ил! Многие античные авторы полагали, что Истр (Дунай) несет огромное количество ила и приводит это к образованию опасных мелей, но не в Адриатическом же, а в Черном море!
Вот как Полибий в книге «Всеобщая история» излагает теорию обмеления Понта Эвксинского: «Так как Истр, протекая по Европе, впадает в Понт несколькими устьями, то перед ним на расстоянии дня пути от материка образовалась коса 1000 стадий длины от наносимого устьями ила; моряки, плывущие еще по открытому морю в Понт, иногда ночью незаметно набегают на нее и разбивают корабли».

   Рис. Аргонавты. Рисунок на древнегреческой вазе

Страбон даже утверждал, что «с течением времени весь Понт может быть занесен илом, если сохранятся подобные течения, ведь и теперь имеет вид болота часть левой стороны Понта».
Оказавшись в «Ливии», аргонавты узнают, что из-за проклятия Ээта, отца Медеи, они не могут вернуться на родину. Им необходимо совершить путешествие к Атланту. Аргонавты оставляют море и после 12 дней путешествия по пустыне (корабль пришлось нести на руках) оказываются на берегах мифического Тритонского озера, где и находится сад Гесперид. Аргонавты видят Атланта, а рядом — убитого Гераклом дракона Ладона и оплакивающих его сестер Гесперид.
Озеро Тритона оказывается замкнутым. Аргонавты не могут найти выход в Средиземное море. Они приносят жертву богу озера — Тритону. Тритон, вняв их мольбам, трубит в волшебный рог. После этого горы расступаются и открывается выход в Средиземное море.
Очень интересные подробности! Снова расступаются горы, как это было в случае с Симплегадскими скалами [со скалами Симплегад]. Может быть, речь идет об одном и том же месте!
Этот мотив присутствует и в других мифах. Например, Геракл раздвигает скалы Гибралтарского пролива (по сообщению Помпония Мела). Древнегреческие историки и географы были уверены, что Дарданеллы и Гибралтарский пролив образовались недавно — после потопов, описанных в древних мифах. Но к Гибралтару эти сведения не имеют никакого отношения. Речь безусловно идет о прорыве Дарданелл — Дардановом потопе, реальном событии, произошедшем в не -столь отдаленную эпоху. Факт этой катастрофы подтверждается данными геофизики. Это единственная катастрофа такого рода.

ГИБЕЛЬ АТЛАНТИДЫ И ДАРДАНОВ ПОТОП
Прорыв Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привел к образованию Мраморного моря, бывшего до этого озером, соединявшимся рекой (на месте будущего пролива Босфор) с Черным морем. Ученые-геологи еще не установили точного времени этой катастрофы. Одни полагают, что произошло это землетрясение в пятом тысячелетии до нашей эры, другие называют более близкие сроки, вплоть до двухтысячного года до нашей эры.
Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море в короткий срок поднялся более чем на сто метров, затопив огромные площади черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу отодвинулась почти на двести километров. Образовалось Азовское море. В Мраморном море уровень воды поднялся лишь на пятьдесят метров. Ранее уровень воды в этом море превышал уровень Черного моря. Котловину палео-Мраморного моря заполняли реки и избыток вод вытекал по руслу палео-Босфора.
Геофизическое подтверждение этой катастрофы было найдено учеными А. Д. Архангельским и Н.М. Страховым. Исследования осадочных пород Черного и Мраморного морей показали, что до глубины ста метров в Черном море и до глубины пятидесяти метров в Мраморном не происходило осадконакопление ранее V-II тысячелетий до нашей эры в палеолитическую и неолитическую эпоху, так как в то время эти районы были сушей.
Если в мифах имелась в виду именно эта катастрофа, тогда многое становится понятным.
Тритонское озеро — это озеро, бывшее на месте Мраморного моря. Река, по которой поднимались аргонавты при выходе из Черного моря, это река на месте будущего Боспорского пролива. До образования Дарданелл (Геллеспонта) из Эгейского моря в Мраморное море (Тритонское озеро) добирались волоком по сухопутной перемычке на месте будущего пролива либо рядом. Возможно, этот путь занимал те самые 12 дней из рассказа о странном путешествии аргонавтов по пустыне.
Вероятно, в первой, орфеевской, редакции рассказывалось не о путешествии аргонавтов на крайний Запад, а о путешествии к земле Атланта — Тритониде, о которой сохранились воспоминания в архаическом греческом фольклоре. Миф об аргонавтах насыщен деталями, относящимися не только ко времени после образования Дарданельского пролива, но и ко времени до его образования.
Отсюда следует, что Атлантиду нужно искать не в Атлантическом океане, а в Мраморном море на глубине около пятидесяти метров вблизи Малоазийского побережья.
Обратимся к рассказу Диодора Сицилийского о Дардановом потопе:
«Самофракияне объявляют, что у них прежде всех бывших на других островах наводнений великий потоп был. И в первый раз через Кианейское устье, а во второй раз через Геллеспонт воды устремление воспоследовало. Они говорят, что Понт (Черное море) будучи озеру подобен, от впадающих рек наполнился столько, что безмерного множества вод не вмещая, в Геллеспонт испустил из себя опыл, где затопил великую часть приморской Азии и немало ровных мест в Самофракии покрыл морскими волнами».
Об этом потопе упомянул и Страбон. Он пересказал сообщение географа Стратона (труды которого не сохранились) о том, что ранее у Византии (теперь — Стамбул) не было пролива.
Потоп этот был назван Дардановым в честь Дардана, «человека великого духа, который первый переправился в Азию и утвердил там царство». Так писал о нем Диодор Сицилийский. Переправился в Азию Дардан с острова Самофракии, вероятно, после потопа. Дардан через Электру был внуком Атланта. Это еще раз свидетельствует, что Атлант был малоазийцем, иначе как его родственник мог попасть на Самофракию!
У Атланта было много родственников. Его дочерьми являются семь Плеяд и Геспериды. Дочь его Калипсо держала Одиссея на острове Огигия семь лет. Заметим, что этот мифический остров тоже не столь удален от рассматриваемого района, так как на него Одиссей попал после путешествия по Черному морю (в Аид, землю киммерийцев, т. е. к Керченскому проливу).
Диодор Сицилийский не избегнул общей участи, и землю атлантов он тоже поместил где-то в Африке. Он не считал, что Атлантида погибла во время Дарданова потопа. Диодор не опирался и на рассказ Платона. Он писал не о войне атлантов и праафинян, а о войне африканских амазонок с атлантами. Африканские амазонки! Но античному миру были известны только малоазийские амазонки, не о них ли идет речь! Тем более, что в рассказе Диодора они сражаются большей частью в малоазийской Фригии, из которой отступают... куда бы вы думали! все в ту же, вероятно, малоазийскукь Ливию!
Так где же Диодор поместил атлантов!
«Жил этот народ вокруг Тритонского озера... Сие озеро находится неподалеку от Океана, обтекающего землю, и называется по реке Тритону, втекающему в оное также поблизости Эфиопии под горою, которая всех выше и в Океан выдалась и именуется от греков Атласом».
Снова — Африка, Эфиопия... Но — слушайте дальше: «Сказывают, что Тритонское озеро, как по случаю землетрясения разверзлась часть земли, лежащая к Океану, пропало вовсе.»
То есть, гибель Тритониды — страны атлантов Диодор связывает с землетрясением. Такое свидетельство о землетрясении мы находим только у Диодора, и такая трактовка в корне расходится с трактовкой Платона. У Диодора Тритонида-Атлантида — не остров, а часть берега, и погибает она, быть может, потому что наступают воды Тритонского озера.
Читаем далее:
«И сие есть, что фригияне и атлантяне, живущие близ озера, о матери богов баснословят».
Значит, атлантов Диодор помещает рядом с фригийцами! Но фригийцы — это не мифический народ. Наоборот, этот народ очень хорошо известен. И жил он не в Африке, а в Малой Азии!
Итак, землю Атланта следует искать в Малой Азии на берегу Тритонского озера (палео-Мраморного моря). Об этом озере писали также Геродот и Страбон. Страбон поместил это озеро у берегов Туниса, куда согласно рассказу Аполлония Родосского пришли аргонавты. Но мы уже знаем причины, побудившие Аполлония отправить туда аргонавтов. И Геродот, и Страбон пишут, что в Тритонском озере есть крупный остров. Геродот называет этот остров — Фла. По-видимому, остров Фла тождественен с единственным островом палео-Мраморного моря, и самым крупным островом современного Мраморного моря — Проконессом.

АТЛАНТ — ЭТО УБЕЛЛУРИ ХЕТТОВ!
Прямых свидетельств о малоазийском местонахождении Атлантиды мы нашли немало. Но есть и косвенные доказательства.
Можно привести параллель между Атлантом и почитаемым в древней Малой Азии хеттским божеством Убеллури.
Хетты — народ, который жил южнее Черного моря в центре современной Турции и Анатолии. Наряду с Вавилоном и Египтом царство хеттов было третьим великим царством Передней Азии.
Могли быть хетты наследниками культуры атлантов? Если они жили на территории бывшего государства атлантов, то несомненно! По свидетельствам историков, одно из ранних наименований хеттов — «хаттили», восходящее к имени одного из народов, который потом был ассимилирован хеттами, созвучно с наименованием «атланты». «Аттил» — греческому слуху могло показаться созвучным с греческим словом «атлант», которое означает — недоступный, неодолимый. То есть само имя — атланты, может быть эллинизированным осмыслением имени протохеттов.
 Самое же главное — то, что миф об Атланте, поддерживающем небо, явно хеттский. Только у хеттов и греков (и славян, но об этом — позднее) есть миф о титане-боге, державшем на плечах небо.
Недавно прочитали хеттские клинописные таблички, содержащие «Эпос об Улликумми». В этом эпосе рассказывается о том, как от великана Убеллури, который держал на плечах небо, отрезали чудовище Улликумми, пытавшееся разрушить мир. Образ Атланта — Убеллури и в этом эпосе связывался с какими-то геологическими явлениями.
Образ Убеллури является наиболее ярким подтверждением хеттского-хаттлского-атлантского происхождения образа Атланта. Но не следует забывать и о саде Гесперид, райском саде. Эта примета в меньшей степени достоверна, потому что у большинства народов есть мифы о мировом дереве и древе жизни. Но мы не можем не обратить внимание на то, что в хеттской мифологии образ этого дерева занимал крайне важное, если не центральное место.
Обряды, связанные с почитанием дерева, являлись существенной частью религиозной практики хеттов. Перед изображением божества плодородия Телепинуса хетты воздвигали вечнозеленое дерево, с которым хетты связывали вечную жизнь.
Перед нами вырисовывается определенный мифологический портрет земли хеттов. В этой стране почитают великана Убеллури, который поддерживает небо. И в этой же земле почитают дерево, которое дает бессмертие... Не правда ли, этот портрет в точности совпадает с мифологическим портретом земли Атланта!
К этой цивилизации подходит и описание государственного устройства, данное Платоном. Уровень культуры государства хеттов был не ниже уровня культуры Атлантиды Платона.
Гипотеза об идентичности хеттов-хаттили с атлантами кажется вполне обоснованной и жизнеспособной. В таком случае непризнанная наука атлантология грозит стать частью признанной науки — хеттологии.
Где же ты, Атлантида!
Стоит ли искать эту не мифическую, а вполне реальную страну! Какие города лежат на дне Мраморного моря! Были ли у атлантов города и являлись ли они носителями высокой культуры в те давние времена! Может быть, миф приукрасил их!
Обратимся к тому же Диодору Сицилийскому. Он свидетельствовал, что по крайней мере наука у атлантов была хорошо развита, а это говорит и об общем уровне культуры.
«Атлас занимался астрономией и первый показал вид сферы, от чего вышло, что он на плечах своих всю держит землю, под чем подразумевают то, что он изобрел и описал шар земной».
Подобного же мнения придерживался и Плиний Старший, который писал в «Естественной Истории»:
«Передают, что наклонение Зодиака первым постиг Анаксимандр Милетский (...), а саму небесную сферу задолго до этого открыл Атлант».
Итак, города Атлантиды лежат всего на глубине около пятидесяти метров, вполне доступных для современных подводных археологов. Конечно, остатки стен и зданий Атлантиды погребены под слоем осадочных пород. И все же, я думаю, имеет смысл начать поиски.
Но где! Разумеется, в наиболее подходящем месте.
Вначале восстановим прежнюю береговую линию и ландшафт побережья палео-Мраморного моря — Тритонского озера (см. карту). Где находилась столица Атлантиды! По-видимому, в районе самой удобной бухты того побережья недалеко от устья небольшой реки. Именно в таких местах в древности обычно рождались города. Нужно учесть и то, что рядом должна находиться гора — Атлант, и то, что погибший город — столица Атлантиды должен был располагаться недалеко от пролива Дарданеллы (если верны рассказы о том, что Атлантида погибла не только от потопа, но и от землетрясения).
Наиболее удачный район для поисков — современный залив Эрдек рядом с полуостровом Кизик. В таком случае гора Атлант — это гора Капы высотой 803 метра. Впрочем, это только предположение — Атлантиду можно искать в любом месте побережья Мраморного моря. В качестве горы Атлант могут выступать находящаяся несколько восточнее гора Улудаг (2493 метра) и другие горы.
Но подождем, что скажут подводные археологи.

 ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП... В ЧЕРНОМ МОРЕ!
Около пяти тысяч лет назад в районе Черного и Мраморного морей произошло катастрофическое наводнение, вызванное прорывом Дарданелл. Видимо, оно и послужило причиной гибели государства атлантов.
Не привела ли именно эта катастрофа и к возникновению мифов о Всемирном Потопе? Масштабы ее были поистине библейскими. Тогда потоп затронул не только побережье Мраморного моря. Затопило черноморский шельф, образовалось Азовское море. Под воду ушла огромная территория, целая страна!
До сих пор многие исследователи считают, что в мифах о Всемирном Потопе рассказывается о наводнениях, вызванных таянием ледников последнего Великого Оледенения. Тогда, двенадцать тысяч лет назад, действительно повышался уровень океана. Но это повышение продолжалось в течение нескольких тысячелетий, оно не было заметным для древнего человека. А уровень Черного и Мраморного морей после прорыва Дарданелл поднялся катастрофически быстро. И произошло это сравнительно недавно — в то время, когда создавались первые мифы — греческие, хеттские, фракийские, скифские...
Давно замечено удивительное сходство легенд о Всемирном Потопе. Поражает близость библейской версии легенды о Всемирном Потопе и шумеро-вавилонской, зафиксированной в клинописных табличках Древнего Шумера и Древнего Вавилона. Реже отмечают, что близок к библейскому также текст древнегреческой легенды о Девкалионовом Потопе и индийский текст о Потопе, который пережил первочеловек Ману.
Во всех этих версиях боги (либо бог) гневаются на людей и решают их уничтожить. Лишь одного праведного человека — библейского Ноя, либо вавилонского Утнапиштима, или Атрахарсиса, шумерского Зиусудру, греческого Девкалиона, индийского Ману предупреждает о предстоящем потопе милостивый бог, соответственно: Прометей, Брахма, Эя, Яхве. Затем человек строит ковчег, в котором собирает зверей, домашний скот, семена растений и прочее. Он спасается в этом ковчеге и пристает к некой горе, единственной, вершина которой осталась не затопленной. Когда вода уходит, этот человек становится родоначальником всех людей, а сохраненные им животные и растения возрождают жизнь на Земле.
Основные сюжетные мотивы легенды о Всемирном Потопе, в частности, рассказ о боге или богах, о сложных мотивах, по которым боги приняли решение о необходимости Всемирного Потопа, могут относиться только к эпохе относительно развитой цивилизации. Двенадцать тысяч лет назад, во время таяния ледников, люди имели примитивные представления о сверхъестественном. Значит, возникновение основных сюжетных линий легенды приходится на время более позднее, чем конец последнего Оледенения.
Заметим, что Черноморское побережье вполне может быть местом действия библейской легенды. Ковчег патриарха Ноя остановился на горе Арарат. Понимать это можно и более обобщенно: ему пришлось спасаться на Кавказе. Единственный потоп исторического времени, от которого люди спасались на Кавказских горах — это потоп, вызванный прорывом Дарданелл.
Шумеро-вавилонский вариант легенды также говорит о Кавказе: гора Ницир, к которой пристает ковчег Зиусудры, принадлежит к Армянскому нагорью. Она находится не так далеко от Арарата.
Известно, что миф о Всемирном Потопе к древним евреям пришел от халдеев. Халдеи — семитское племя — восприняли его от своих предшественников — шумеров. Культура халдеев, да и культура других народов Передней Азии, находилась под громадным воздействием древне-шумерской культуры.
А сами шумеры? Откуда они принесли легенду о Всемирном Потопе? У кого они заимствовали ее?
Существуют два варианта ответа на эти вопросы. Сторонники первого варианта считают, что в шумерской легенде отразилась локальная катастрофа, происшедшая в долине Двуречья. Действительно, она часто затоплялась после перемещения лагун Персидского Залива и изменения русл Тигра и Евфрата. Да и в самой легенде рассказывается, что шумерский патриарх жил в городе Шуруппаке на берегу Персидского залива. Однако эта гипотеза оставляет без внимания существование других параллелей у легенды о Всемирном Потопе, которые известны народам, не затронутым локальными катастрофами Двуречья.
Сторонники второго варианта ответа считают, что миф о Потопе шумеры восприняли у своих предшественников — так называемых убаидцев, которые жили в Двуречье до завоевания этой страны шумерами в III тысячелетии до нашей эры. Убаидцы говорили на языке дравидской группы, то есть были родственны дравидским племенам Индии. Это позволяло сторонникам индийских корней легенды о Всемирном Потопе тянуть цепочку, по которой передавалась легенда, в Индию.
В Индии, как известно, также рассказывают миф о пережившем Потоп первочеловеке Ману.
Но мне кажется, что не нужно следовать этой версии. Шумеры могли иметь свою легенду о Потопе, когда они поселились на берегах Тигра и Евфрата.
Откуда пришли шумеры? Какое бедствие заставило их, покинуть родину и пойти осваивать и завоевывать Месопотамию? Ни результаты лингвистического и антропологического анализа, ни исследования культуры шумеров не дают ответа на этот вопрос.

   Рис. Ной выпускает голубя. Мозаика XII — нач. XIII в. Венеция. Собор Сан-Марко

Язык шумеров не принадлежит ни к индоевропейской, ни к семитской, ни к какой-либо другой известной языковой группе. Немецкий ученый Э. Церен, автор книги «Библейские холмы», предполагал, что этот язык мог относиться к какой-нибудь малоизученной семье кавказских языков.
Скорее всего, Церен прав. Подтверждением его гипотезы можно считать и то, что Всемирный Потоп, воспоминания о котором, может быть, сохранили шумеры, судя по всему, затронул причерноморские области Кавказа.
Сошлемся и на свидетельство Библии о поселении в Месопотамии шумеров. После Потопа они также приходят с Кавказа — с Арарата:
«Двинувшись с Востока, нашли они в земле Сеннаар (Шумер) равнину и поселились там».
А как же быть с индийским вариантом легенды о Всемирном Потопе?
Наиболее вероятным кажется предположение, что в Индию ее принесли арийские племена, которые пришли сюда во II тысячелетии до нашей эры. Именно эти племена принесли в Индию ведическую культуру. Это предположение обосновывается тем, что в индийском мифе о всемирном Потопе действуют боги арийского, а не более древнего протоиндийского пантеона.
В таком случае родиной легенды о Всемирном Потопе становится прародина арийцев. Арийцы же пришли в Индию с северо-запада из-за Гималаев. Отметим, что племена индоевропейской, арийской группы языков вначале, как показывают данные археологических раскопок, жили на побережье Черного моря. Из районов Балкан, Причерноморья, они переселились в приволжские степи на северный Кавказ, а оттуда двинулись в Переднюю Азию, в Иран и за Гималаи — в Индию. Арийцев могла затронуть катастрофа Черного моря, произошедшая приблизительно вIII [I (первом)] тысячелетии, и миф о ней они могли потом принести в Индию, где она и обросла индийскими реалиями.
Греческий же вариант легенды о Девкалионовом Потопе также мог рассказывать о черноморской катастрофе и иметь истоком арийские легенды. Одним из действующих лиц этой легенды, как известно, является бог морской пучины Тритон, который после Потопа трубит в трубу и отзывает потоки и волны. Но Тритон, как известно, жил в Тритонском озере (значит, в палео-Мраморном море).
     Рис. Ноев ковчег. Гравюра Г. Дорэ

Так, может быть, и миф о Девкалионовом Потопе - это вариант мифа о потопе Дардановом, вызванном прорывом Дарданелл?
То, что этот потоп показался людям Всемирным Потопом, не должно нас удивлять. В древности обитаемый мир для человека ограничивался его долиной, в крайнем случае — страной, и вне этого мира как бы ничего не существовало. Когда этот мир оказывался под водой человеку такое бедствие вполне могло представиться Всемирным Потопом.

АТЛАНТИДА И ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
И легенды о Всемирном Потопе, и легенды о гибели Атлантиды привели нас в один и тот же район, в Причерноморье, на берег Мраморного моря, в Малую Азию. Теперь у нас есть основания полагать, что в этих легендах отразилась реальная катастрофа - потоп, вызванный прорывом Дарданелл.
Нам осталось только сравнить миф о Всемирном Потопе и легенду о гибели Атлантиды. Между ними действительно много общего. Прежде всего — причина потопа.
 Яхве разгневался на людей, потому что увидел «развращение человеков». В чем заключалось это «развращение»? Греческой библиотеке Септуагинты  [греческая Септуагинта] говорит, что зло пришло после того, как появились на Земле исполины от браков ангелов — «сынов Божиих» и «дочерей человеческих».
Апокрифическая, а потому малоизвестная, книга Еноха, приписываемая, библейскому патриарху, прадеду Ноя, подробнее описывает этот эпизод. Яхве, согласно Еноху, гневается из-за того, что исполины овладели, с помощью отцов-ангелов, тайным знанием - магией и астрологией. (Помните успехи на этом поприще атлантов? Атлант — основатель астрологий! Он первый описал небесную сферу. Атлант держит на плечах небесный глобус.)
Итак, вначале на Земле правили сыны богов, исполины, а потом по мере угасания человеческо-ангельского рода происходило «развращением" [неупорядоченные половые связи - матриархат].
Платон также считает причиной катастрофы то, что «смертная кровь» в людях возобладала. «Пока природы божеской в них было достаточно, они оставались покорны законам и оставались покорны родственному божеству». Зевс, увидев, что «племя человеческое впало а жалкое состояние», решил наказать его, «образумить», для чего он собрал совет богов, на котором и было решено устроить наводнение. Точно так же действовали и боги шумеров, и боги греков — во время принятия решения о ниспослании Потопа.
Ни у Платона, ни у Диодора, ни в мифах — нигде не идет речь о чем-то, хоть отдаленно напоминающем извержение вулкана, — только землетрясения и потопы. Поэтому, например, гипотеза о тождественности Атлантиды и острова Фера, цивилизация которого погибла после извержения вулкана Санторин, должна быть отклонена.
Вероятно, упомянутые в греческой библиотеке Септуагинты «разверстые источники бездны» и «разверстая земля», из-за которой гибнет Тритонское озеро (по Диодору), — одно и то же.
Итак, многие мотивы легенды о гибели Атлантиды и легенды о Всемирном Потопе совпадают. Похоже, это разновидности одного и того же мифа.

СЛАВЯНСКИЙ САД ГЕСПЕРИД
В русском фольклоре едва ли не самый популярный сюжет у сказки о путешествии Ивана-царевича за тридевять земель, за тридевять морей за молодильными яблоками. Имеет ли отношение — а если имеет, то какое? — этот рассказ к мифу о путешествии Геракла за яблоками из сада Гесперид, к земле Атланта?
В русских сказках к этому саду Иван-царевич, как правило, добирается по морю. Не свидетельство ли это о путешествиях праславян из Преднепровья (они издревле жили в этой местности) в Малую Азию? На корабль Ивана-царевича неожиданно налетает ветер и относит его на загадочный остров. «Ехали они сутки, двое, корабль их шел как следует, на третьи сутки понесся их корабль. Они отпускали паруса, бросали якорь, ничего не могло корабль остановить. На четвертые сутки пристал их корабль к ужасному, высокому острову». Точно так принес ветер корабли Одиссея в страну лотофагов (соседнюю с Гисперией), а также Арго — в Ливию-Гисперию.
Ивана-царевича волшебные силы переносят в райский сад. В саду он находит спящую гигантскую богатыршу Усоньшу. У богатырши из подмышек растут три яблони с молодильными яблоками. Иван-царевич срывает яблоки и возвращается домой.
Очевидно сходство этой сказки с мифом о саде Гесперид и титане Атланте, охраняющем его. В русской сказке речь идет не о титане, а о великанше, а это может свидетельствовать о том, что сказка сформировалась раньше, чем греческий миф, возможно, во времена матриархата.

АТЛАНТ — СВЯТОГОР!
Обратим внимание на былины, в которых действует русский Атлант — великан-гора Святогор.
Святогор, так же как и Атлант, может превращаться в гору. Святогор даже грозит повалить столб, на котором держится небо. Правда, в русской былине это выглядит как бахвальство. В былине «Святогор и тяга земная» перед тем, как найти сумочку с тягой земном, он хвастает, что может перемешать «земных с небесными», «переведаться силами с небесной силой»:
Кабы в земной обширности был столб.
   Да кабы доходил он до небесной вышины.
   Да кабы было в столбе в этом кольцо.
   Поворотил бы я всю земную подвселенную!
Святогор находит в поле сумочку переметную и пытается поднять ее. Но в славянском мифе это ему не удается. Для славян Атлант-Святогор — бог, время которого ушло.
Лишь у славян, хеттов и греков сохранились мифы о титане, который держит на себе небо, либо охраняет столб, подпирающий его. Видимо, культура атлантов оказала немалое влияние на раннюю культуру славян. Не отсюда ли идея наследования силы Атланта-Святогора Ильей Муромцем?
О великанах древности повествуют мифы многих народов. Есть и предания, во многом сходные со славянскими былинами о Святогоре.
Например, герой грузинского эпоса Амирани как-то раз встретил похоронную процессию. Хоронили великана Амбри. Амирани попытался поднять ногу мертвого великана, но у него не хватило на это сил.
В древнеисландском эпосе есть рассказ о путешествии бога Тора в столицу страны гигантов Утград, где ему предложили пройти испытания: выпить «рог примирения», сразиться с беззубой старухой и поднять кота. Но у Тора не хватило на это сил, так как рог оказался соединенным с морем, старухой была смерть, а вместо кота ему дали поднять червя, который опоясывал Землю.
Во всех подобных мифах, возможно, рассказывается об одном и том же народе, об атлантах. Но, заметим, ни у кого из этих народов не сохранилось воспоминание о главном деле Атланта — поддерживании неба.
Атлант и Святогор — случайно ли сходство этих образов? А если не случайно — когда и при каких обстоятельствах в мифологию славян проник образ Атланта? Чтобы понять это, совершим экскурс в древнюю историю славян. Ее корни уходят в историю скифов. Цивилизация скифов, в свою очередь, восходит к культуре цивилизаций индоиранского, арийского источника. Принятая сегодня теория, базирующаяся на лингвистическом анализе языков индоевропейской группы, обосновывает общее происхождение народов, говорящих на индоиранских языках, а также на языках славянской и германской групп.
Сильное влияние культура ариев оказала на неарийские народы Индии, Ирана, Европы. В древности центральная часть Индии, долина реки Ганг, имела название Арьявата, что означает — «страна ариев», того же происхождения современное название страны Иран.
Предполагается, что языки разделялись следующим образом: от общего арийского ствола ответвились три ветви — индийская, иранская и европейская. Европейская ветвь дала новые побеги: славяно-литовскую, германскую и другие ветви, позднее произошло разветвление славян и литовцев. Затем сами славяне разделились на южных славян, западных и восточных.
Опустимся в более ранний — «праславянский» период.

АРИИ И АТЛАНТЫ ДО ПОТОПА
Праславяне и предки тех народов, с которыми они составляли вначале единую этническую общность, прошли обычный для многих народов путь становления общества и соответствующего ему религиозного сознания. Первичные, примитивные верования первых людей (в том числе праславян) нам известны — они верили в духов, в предка, в тотем своего племени.
Позже развились более абстрактные и сложные представления об окружающем мире. Стержень, на который нанизывались последующие сказания, — это миф о сотворении мира, об отделении Земли и Неба. Первыми космогоническими богами стали Небо и Земля. Подобный путь прошли все народы нашей планеты (в том числе и арии-праславяне и атланты). Поклонение богу Небу — Урану, Ану, Нут, Варуне, Сварогу, Шань-Ди и богине Земле — Гее, Деметре, Изиде, Матери Сырой Земле и тому подобное — это первая цивилизованная форма религии.
В четвертом-пятом [IV -V] тысячелетии до нашей эры в ряде областей (Кавказ, южное Причерноморье и Малая Азия) произошла смена религиозного мировоззрения, сопутствующая закату первобытнообщинного строя и возникновению первых государств. Это время титанических богов. Урана и Гею сменили боги доарийского пантеона Кроноса: титан Иапет, его сыновья — Прометей, Атлант и другие. Так родились боги атлантов.
Подобным образом в это же время родились и арийские боги в Восточной Европе — на территории от Балкан до северного Причерноморья.
Атлантский очаг культуры представляется подобным арийскому: в нем тоже формируются государства, устанавливается общественное разделение труда, но там поклоняются иным богам. Относительно атлантской культуры мы можем строить лишь гипотезы, зато арийские культура и история нам известны достаточно хорошо.
Современные историки миграцию ариев представляют так: вначале древние арии из северного Причерноморья стали распространяться в приволжские степи, в южное Причерноморье, на Кавказ и в северные прикаспийские степи. О волжской прародине сохранилось упоминание в Авесте, священной книге древних иранцев-ариев: «Я, Ахурамазда, сотворил страну у истоков Ранхи, которая управляется без правителей...» Ранха тождественна птолемеевской реке Ра, то есть — Волге. В индийских гимнах «Ригведы» тоже упоминается река Ра, «великая матерь», текущая на северо-западе — по отношению к Индии, на старой родине.
В середине IV или в III тысячелетии часть ариев покинула места прежнего обитания: Поволжье, Причерноморье. Разделившись на два потока, они двинулись — одни в Переднюю Азию, Иран, другие — в Индию. Они несли с собой арийскую религию. Ариев «возглавлял» бог грозы и войны — Зевс, он же — Перун, Вотан, Индра, Тешуба. Арии несли с собой земледельческую культуру, обычаи общественной жизни и общественного устройства.

   Рис. Гигантомахия. Алтарь Зевса и Афины из Пергама. Ок. 180-159 гг. до н. э.

Но если в Индии и Иране арийский пантеон богов пришел на смену древнейшим верованиям, культу Земли и Неба, то в Причерноморье и в Греции арийским богам пришлось столкнуться с богами атлантов. Тогда и началась титаномахия: борьба богов и титанов. У греков Зевс свергнул Кроноса, у хеттов — Тешуба сверг Кумарби, а у славян — Илья Муромец (по мнению многих исследователей, он является воплощением Перуна) стал бороться со Святогором.
Можно ли определить вероятную область влияния атлантов по ареалу, в котором происходила титаномахия?
Потесненные ариями атланты, судя по многим мифам, не были побеждены полностью. Шел сложный процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур на территориях, подверженных арийскому влиянию. Но была и область, где, наоборот, атланты ассимилировали ариев. Так было в Малой Азии, сохранившей культуру атлантов-титанов на долгие времена.
Здесь Кронос и титаны победили. Об этом повествует миф о начальной победе Тифона, чудовища, порожденного Кроносом, над Зевсом в малоазийской области Ликии. Зевса, согласно этому мифу, заточили в Корикийской пещере и вырезали у него сухожилия ног. Победу Зевс одержал, видимо, только после окончательной гибели государства атлантов, вероятно, в результате катаклизма — Дарданового потопа.
После потопа культура атлантов, их космологические представления, их верования наследуются хеттами — жителями Малой Азии. Хетты также арии. Они говорят на языке, принадлежащем к индоевропейской группе языков, их пантеон — арийский. Но они не считают Атланта — Убеллури чужим богом, восстающим против хеттского бога грозы Тешубы. Для них он — свой бог.
Такую приблизительную картину истории атлантов и ариев можно реконструировать по мифам. Конечно, мифы нельзя считать достоверным источником сведений. Данная реконструкция является лишь гипотезой. Но, она, по-видимому, наиболее точно соответствует как мифам, так и данным об истории ариев.
История атлантов до Потопа — это века их борьбы с ариями. Этот период освещен мифами слабо. Видимо, и тогда существовали мифы о сотворении мира и человека, подобные библейским. Библейский рассказ о потерянном рае, о пришествии смерти возник, по-видимому, еще во времена атлантов. Предки евреев — халдеи заимствовали его у шумеров, а те принесли его после потопа с Кавказа, где они, видимо (все это только гипотезы), подвергались культурному влиянию со стороны атлантов.
В какой-то мере эти предположения подтверждаются самим текстом мифа. Вспомним черту атлантов, которую мы уже отмечали в предыдущих рассказах — их вегетарианство. Вегетарианства придерживались все те мифические народы, которых помещали на краю света: атланты, гипербореи, лотофаги. А теперь откроем Библию: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29).
То есть — первых людей Греческой библиотеке Септуагинты  также представляет вегетарианцами. Обратим внимание на то, что невинноубиенный Авель был пастухом, в отличие от Каина — земледельца. Авель явно нарушал завет Господа. Он не был вегетарианцем, значит, и атлантом. История Каина и Авеля — это, видимо, история победы атлантов (Каина) над пастушеским племенем предков шумеров (Авелем), живших тогда, до Потопа, у Кавказского берега Черного моря.
Каин — атлант? Интересно, что так называемое восьмое чудо света знаменитое святилище Солнца в Баальбеке (плиты, из которых оно собрано, весят по два миллиона килограммов!) тоже возвел, согласно арабской легенде, сын Адама Каин. Может быть, легенда сохранила древнюю традицию? И строители святилища были атлантами?
Некоторое представление о культуре атлантов дает греческая библиотека Септуагинты (из апокрифической книги Еноха) легенда об увлечении исполинов, сынов ангелов и «дочерей человеческих», магией и астрологией перед началом Потопа. Может быть, древние шумерские и хеттские астрологические тексты также когда-то были древними народами заимствованы у атлантов?
Исполины Греческой библиотеке Септуагинты — это, очевидно, атланты. В греческой мифологии те же исполины-гиганты восстают против Зевса уже во времена Геракла (XIII век до нашей эры), после того, как титаномахия окончилась поражением и произошли Дарданов потоп и Девкалионов потоп. То есть гиганты — это также атланты, пытавшиеся и после Потопа бороться с ариями.
Легенда о том, что до Потопа на земле жили исполины, возможно, возникла по той причине, что атланты строили гигантские сооружения, наподобие Баальбекского святилища Солнца. Если это так, то подобные строения атлантов на дне Мраморного моря вполне могут быть обнаружены.

ПОСЛЕ ПОТОПА
 В 3247 году до нашей эры (согласно подсчетам средневековых богословов) произошел Всемирный Потоп. Можно по-разному относиться к этой дате, но если ее и корректировать, то, наверное, в сторону уменьшения, поскольку она рассчитывалась исходя из данных о продолжительности персонажей греческой библиотеки Септуагинты, отличавшихся, как известно, необыкновенным долголетием.
История той эпохи, по-видимому, такова: землетрясение разрушило Дарданелльский перешеек, воды Средиземного моря, хлынувшие в образовавшийся пролив, затопили побережье Мраморного и Черного морей, в результате многие города атлантов оказались под водой. Погибла древняя цивилизация.
Теперь и в Малой Азии восторжествовала вера арийских племен: Зевса Гермес и Эпиган освободили из Корикийской пещеры, и он навалил на змея-Тифона гору.
Одновременно часть арийских племен в ужасе бежала от потопа, от моря, которое затопило их родину. Кто-то погиб, кто-то спасся на плотах и ковчегах, подобно Ною, Зиусудре, Ут-Напиштиму и Ману. Племена ариев начали движение от Черного моря на восток. Они появились в Иране, в Индии, куда принесли легенду о спасшемся от потопа Ману. В Иране начался период прото-авестийской, древнеиранской культуры; историки возникновение арийской-авестийской культуры относят к третьему тысячелетию до нашей эры. В Индии начался период ведической культуры.
От потопа же ушли и племена шумеров. Они ушли с Кавказа и осели в Междуречье. Начался цивилизации Древнего Шумера. Родился миф о Всемирном Потопе и о гибели Атлантиды.
Вряд ли библейская родословная человечества была полностью выдумана в поздние времена, а не одновременно с описываемыми событиями. Более вероятным кажется, что эта родословная представляет собой попытку объяснения — каким образом после Потопа появились в разных землях люди.
Нам, пожалуй, более всего интересна родословная предков славян и родословная хеттов, происходящих, видимо, от атлантов. Хетты, сыны Хетовы, согласно Греческой библиотеке Септуагинты , происходят от Ханаана, сына Хама, того самого, который подглядывал за пьяным Ноем. Как известно, Ной за этот «хамский» поступок проклял всех потомков Хама и Ханаана, а значит и хеттов. Может быть, таким образом объясняли несчастную их судьбу? Остатки великой цивилизации атлантов были поглощены ордами хеттов-ариев, затем в XII веке до нашей эры хетты были разгромлены «народами моря». Потом хетты попали в зависимость от Ассирии.
А предки славян? Древние считали, что предки славян — скифы — произошли от Магога, внука Ноя через Иафета. Брат его, по Греческой библиотеке Септуагинты, — Гомер. В этом имени угадывается почти не измененное имя племени киммерийцев, соседей скифов.
Один из христианских отцов церкви Евсевий Иероним в «Книге еврейских вопросов на «Бытие» писал: «У Иафета, сына Ноева, родилось семь сынов, которые занимали землю в Азии от Аммана до Тавра, гор Келесирии и Киликии, до реки Танаиса (Дон), а в Европе до самых Гидир, оставляя местностям и народам имена, из которых впоследствии огромное большинство изменилось, а остальные остаются, как были. Гомер — суть галаты (в библейском имени Гомер не без основания видят эквивалент ассирийского Gimirrai, что должно соответствовать древнегреческим киммерийцам), Магог — скифы, Тирас — фракийцы».
Отождествление Магога со скифами было сделано еще римским историком Иосифом Флавием. Заметим, что скифы, киммерийцы и фракийцы — народы-соседи.
Магога Греческой библиотеке Септуагинты  именует также князем Роша, то есть князем страны Рош (в названии этой страны многие интерпретаторы видели древнее наименование северной страны — Рос, то есть — той; что впоследствии стала называться Русью). Народ Магога, согласно пророчествам Греческой библиотеки Септуагинты, в том числе и «Апокалипсису» [«Новый Завет» (деяния Иисуса Христа)], должен прийти перед концом света из северных стран, и приход его мыслится как одно из ужаснейших бедствий в конце времен. Огорчаться по этому поводу, наверное, не стоит. Понятно, чем вызвано такое отношение к скифам — достаточно вспомнить, что скифы в греческой библиотеки Септуагинты времена совершали набеги в Переднюю Азию.
Сравним библейскую родословную славян со скифской.
Скифская в пересказе греческого историка Геродота, выглядела так: от первого человека Таргитая (по Геродоту — сына Зевса и дочери реки Борисфена-Днепра) родилось три сына — Липоксай, Апроксай и Колаксай. Когда они подросли, с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Ни старший, ни Средний брат из-за страшного жара, исходящего от этих предметов, не сумели их поднять. Сумел лишь младший брат Колаксай, его и считают своим родоначальником скифы.
Имена братьев современные лингвисты сумели расшифровать: Апроксай —- повелитель глубины; «апро» в осетинском значит — глубина, «ксай» — равнозначен иранскому «шхай» — повелитель. Липоксай — означает повелитель гор Рипа («р» может закономерно переходить в «л»), то есть повелитель среднего мира. А Колаксай — значит Солнце-царь.
Характерно, что славяне, частично унаследовавшие культуру скифов, считали себя потомками царя-Солнца — Дажьбога. Академик Б. А. Рыбаков обратил внимание в связи с этим на текст Ипатьевской летописи за 1114 год,
в которой рассказывалось о языческом славянском боге Дажьбоге: «Сын его (Сварога) именем Солнце, его каричють Дажьбог... Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе муж силен», «от него же начаша человеци дань давати царям». А в «Слове о полку Игореве» русских называют дажьбожьими внуками.
Мы в тьме тысячелетий нашли упоминание о предках славян. Среди них, конечно, были не только скифы-пахари, но и многие другие, в том числе и неарийские народы, но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян, и ее следы мы находим повсюду — в мифах, в изобразительном искусстве, в языке.

СКИФЫ-ПРАСЛАВЯНЕ
И АТЛАНТЫ
Перенесемся на родину праславян — в лесостепное Приднепровье, где в начале нашей эры складывались первые славянские мифы. Праславяне жили тогда на обширной территории — от лесов в районе современного Киева до низовий Днепра — в районе Днепрово-Бугского побережья Черного моря. Часть праславян, которые жили в низовьях Днепра, называли скифами-пахарями, в отличие от скифов-кочевников (предков осетин), живших восточнее.
 В то время праславяне объединялись в первые межплеменные союзы. Часть предков славян почти тысячу лет соседствовала с греками из колонии Ольвии, расположенной у устья Днепра. Эти праславяне жили оседло, занимались земледелием, торговали с греками и в обмен на продукты сельского труда и ремесел получали предметы, сделанные в Греции. Скифские украшения и керамика пользовались большим спросом у греков, а зерно отправлялось в метрополию.
Такую картину дают археологические раскопки Ольвии. Там были найдены керамические сосуды, такие же, какие делали предки славян в Приднепровье, а предметы, сделанные в Греции, были найдены в славянских поселениях (археологические раскопки Зарубинецкой культуры).
В греческой мифологии сохранился миф о том, как скифы перешли к земледельческому образу жизни. Разумеется, имеются в виду скифы-пахари, то есть предки слааян. Ученые полагают, что этот миф не столько греческий, сколько славянский. Судите сами — в мифе рассказывается о Триптолеме, сыне царя Элевсина, который прилетел на колеснице с крылатыми змеями
в землю скифов и научил их пахать землю, сеять и собирать урожай. Скифский царь Линх захотел присвоить себе славу учителя земледелия и попытался убить Триптолема, но Деметра — богиня земли и земледелия превратила его в РЫСЬ.
Образ Триптолема, несомненно, имеет общие черты с образом Кащея Трипетовича (так Кащей Бессмертный именуется в былине об Иване Годиновиче). Триптолем, судя по греческому мифу, имел сложные взаимоотношения со скифами-праславянами, так же как и Кащей. Образ Кащея имеет много черт, характеризующих его, как некое земледельческое божество, правда, враждебное праславянам — может быть, божество враждебного племени.
Например, главный признак Кащея — то, что смерть его находится в яйце, в серии предметов. Также в серии предметов находилась смерть хеттского (а значит, и атлантского!) божества плодородие — Телепинуса. Во время празднеств в честь Телепинуса перед его изображением воздвигали иву, внутри которой помещали шкуры, вино и прочее, считалось, что там же находится и его жизнь. Очевидно, что Телепинус — «родственник» Триптолема и Кащея Трипетовича.
Стало быть, Триптолем, то есть Кащей Трипетович, — это атлант? И скифы-праславяне обязаны введением земледелия атлантам? Это кажется правдоподобным: земледельческая культура атлантов самая древняя из известных сегодня.
Видимо, атланты праславянам и другим причерноморским народам казались чем-то вроде колонизаторов. Это следует из того, что титанические образы в мифах всегда имеют негативную окраску. Кащея Иван-царевич убивает, Микула Селянинович (то есть бог скифов-пахарей) описывается как бог более могущественный, чем чужак Святогор.
Мы видим, что боги атлантов, титанические боги, и в греческой мифологии (Кронос, Атлант), и в Греческой библиотеке Септуагинты (Каин), и в других мифологиях, представлены как боги опальные. Этих богов, несмотря на их колоссальную силу и могущество, побеждают, отправляют в Тартар (как титанов), проклинают и обрекают на скитания (как Каина), представляют умершими (как Амбри) или укладывают в каменный гроб (как Святогора).
Вполне возможно, что все эти легенды свидетельствуют о гибели государства атлантов, Атлантиды - находившейся в Малой Азии и погибшей во время Дарданового Потопа.