Д. Гилл. Снисхождение Господа, обитавшего на земле

Инквизитор Эйзенхорн 2
СНИСХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА, ОБИТАВШЕГО НА ЗЕМЛЕ
Джон Гилл

Поистине, Богу ли жить на земле?
3 Цар.8.27

Соломон, завершив строительство храма и поместив все сосуды его в надлежащее положение, чтобы Господь поселился в нем, что было явлено в облаке, заполнившем храм, которое было символом славного присутствия Бога, отметил, что, по слову Господа, Он благоволит обитать во мраке.
Соломон и народ Израиля, будучи собраны вместе для освящения дома Господня, и царь начинает его с благословения народа, поздравив его со строительством храма, пожелав ему счастья в такой радости, и молится за народ, чтобы он мог иметь присутствие Бога в храме. Он сообщает Израилю, что Давид, его отец, первым положил в своем сердце, чтобы построить тот дом, который был бы приемлем для Господа, но по некоторым причинам, он не смог сделать это. Было благоволением Бога, что он, Соломон, его сын, должен это делать, и это совершилось надлежащим образом. Тогда он вознес руки свои в молитве к Богу, и обратился к Нему, как к единственному живому Богу, ибо нет никого, как Он, или кроме Него, и сказал: "Господь, Бог Израилев, нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость. к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим". Никто не сравнится с Ним в Его природе и совершенствах, в делах Его рук и в благословении Его благости. Соломон обращается к Нему как к Богу завета, и как к милосердному Богу, Который провозгласил Себя таковым задолго до этого. Он обращает внимание на обетования, которые сделал Бог, и одно из них уже исполнилось в строительстве храма, и он упоминает о другом, о преемственности царей Израиля  дому Давида, и не сомневается в исполнении его, потому что Бог верен тому, что обещал. Затем в словах, которые мы читаем, он выражает свое восхищение, что Бог должен жить на земле: "поистине, Богу ли обитать на земле?". Так ли это? Будет ли Он действительно и по-настоящему жить на земле? Разве нет оснований  сомневаться в этом? Возможно ли это вообще? Разве это не вещь почти невероятная? По крайней мере, как прекрасно и удивительно то, что Он может жить на земле! Ибо мы не должны понимать эти слова как выражение любого рода неуверенности, нерешительности или сомнений Соломона, но как выражение восхищения. Поистине, Богу ли жить на земле: Тот, Кто обитает в высотах, и смиряет Себя, чтобы посмотреть, что происходит на небесах и на земле, соизволит ли Он жить с людьми на земле? Удивительно, что для Него это возможно: учитывая Его необъятность, Соломон добавляет: "вот, небо и небеса небес не вмещают Тебя". Бог, Который наполняет небо и землю Своим присутствием, не вмещается ни в каком месте и ни в какое пространство; нет, Он есть Бытие огромное и бесконечное. Как Он не ограничен во времени, Он не ограничен в пространстве, и насколько меньше, говорит Соломон, Он вмещается в храме, для Него построенном. Этот храм был великолепен, просторен и более велик, чем любое здание в известном евреям мире, но ни до этого, ни тогда, ни после ничто не могло вместить Всевышнего, Который не живет в рукотворных храмах, потому что Он никак не ограничен ими.
Бог есть Великое Существо, Он повсюду, на небе, на земле и в аду. Нет возможности уйти от Его присутствия; где бы ни оказался человек в любой части вселенной, он не вне досягаемости Бога и не удален от Него. "Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -  и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя" (Пс.138.8-10). Бог есть везде, где есть Его власть, и Он везде отстаивает и поддерживает дела рук Своих. Он везде, где Его провидение заботится о всех существах и руководит ими.  Он везде, где Он в Своем всеведении доходит до всех мест и вещей: "очи Господа на всяком месте видят добро и зло", и прежде всего до Его людей в различных частях земного шара, чтобы явить силу Своего имени тем, "чьи сердца обращены к Нему". Хотя Он везде, но небо в особенности есть место Его обитания, где Он являет Свою славу, и поэтому оно названо Его обиталищем:  "Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей" (Ис. 63.15). Господь пребывает в храме Его, и престол Его на небесах: да, само небо Его трон, на котором Он восседает. Это Его дворец, где Его слуги вокруг Него, Его ангелы все вокруг него, и они видят лицо Отца нашего Небесного на небесах. Поэтому столь удивительно, что этот Бог, Который столь огромен, и славное присутствие Которого явлено на небесах, должен обитать на земле. Поистине, Богу ли жить на земле? Он образовал землю для жительства (Ис.45.18) не только зверей полевых, но в особенности человека, хозяина этого мира, хотя, конечно же, не ради него самого. Он сотворил небо и землю, но первое Он сохранил как Свое жилище, а вторую отвел людям: "небо Господу, а землю Он дал для сынов человеческих" (Пс. 115.16). Поэтому так дивно, что Он может жить на земле, которую Он дал для сынов человеческих, чтобы они заселили ее, так как небо есть трон, на котором Он сидит, а земля лишь подножие ног Его. Не в обычае для царей и великих князей земли сидеть в подножии своего трона, а следовательно, можно поставить вопрос так: действительно ли Бог может жить на земле, даже при том что она Его? Может ли это быть сейчас, и как это было когда-либо со времен падения Адама? Грех осквернил и повредил землю, она близка к проклятию, и конец ее - сожжение. Поистине, Богу ли жить на такой земле, как эта? Она осквернена грехом человека, она проклята за него: проклята земля за тебя, говорит Господь Адаму; тернии и волчцы она принесет тебе (Быт.3.17-18). И она все больше и больше оскверняется и повреждается грехами людей по мере того, как ветшает мир. Вся земля осквернена и наполнена насилием; всякая плоть извратила путь свой во времена Ноя, и по этой причине потоп пришел на землю. После этого растление вновь возросло, да и во все времена преизобиловал грех, в результате чего земля скорбит из-за проклятия, лжи, кровопролитий и тому подобного. Земля, следовательно, сберегается огню, на день суда и погибели нечестивых людей (2 Пет.3.7). Поистине, Богу ли жить на такой земле?
Будет ли Он жить вместе с жителями такой земли, как эта? Было Его снисхождением и благоволением в некое время даже взглянуть вниз на землю, чтобы посмотреть, есть ли на ней что хорошее, и результатом было: "Нет разумевающего, никто не ищет Бога, и нет делающего добро, нет ни одного". Разве не удивительно, что Бог всей чистоты мог сойти на землю для таких людей, как эти? Удивительное снисхождение Его - то, что Он вообще взирает на то, что есть на небе и на земле. Дивный пример Его доброты в том, что Он посещает греховного человека Своим провидением:  "Что есть человек, что Ты помнишь его? и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс. 8.4).  Насколько же удивительнее то, что Бог может жить с людьми на их путях! Бог, Высокий и Вознесенный, Вечно живущий, Чье имя свято, может "призреть на сокрушенных и смиренных духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных". Эти слова могут быть отнесены:
I. К воплощению Господа Иисуса Христа, принявшего человеческую природу и сошедшего на нашу землю, чтобы совершить спасение Своего народа. Это самый удивительный пример снисхождения Бога, из всего, к чему может быть применено это понятие. Очень вероятно, что Соломон предвидел это, ибо его храм был построен как прообраз  человеческой природы Иисуса Христа.
II. Это может относиться также к обитанию Бога среди Своего народа, или к Его Божественному присутствию в Церкви Христа, которое также является примером удивительной благодати, и в отношении которого такие слова вполне могут быть использованы: поистине, Богу ли жить с людьми на земле?
I. Этот отрывок вполне может относиться к ввоплощению Господа нашего Иисуса Христа, Его обитанию на земле, среди людей, для того, чтобы совершить их спасение: "Поистине, Богу ли жить на земле?" Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог: Он должен был сойти, и Он жил на земле, но это чудесно, удивительно, в самом деле!
1. Он есть Бог, но Он живет в нашей природе. Он есть Слово, что было у Бога, и Он есть Бог. Это может иметь отношение к тому событию, что Слово стало плотию, обитало среди нас (Иоан. 1.14). Здесь также есть намек на скинию Моисея, которая была прообразом человеческой природы Христа. Его человеческая природа - скиния истинная, которую воздвиг Бог, а не человек (Евр.8.2). Таким образом, храм Соломона, построенный в некоторых отношениях по образцу скинии, был образом человеческой природы Христа. Разрушьте, говорит Господь, этот храм, то есть тело Его, и Я в три дня воздвигну его. Это было Слово Божье, что воплотилось и жило среди людей: "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан. 1.1), полностью и истинно Бог. Это истинный Бог,  ибо говорит апостол Иоанн, мы знали, что Сын Божий пришел, то есть, пришел в мир в нашей природе, и у нас есть знание того, что Он есть истинный Бог, и жизнь вечная (1 Иоан.5.20). Он есть Автор ее и дает  вечную жизнь, получив ее через Свое послушание и смерть.Он, Великий Бог, ни в чем не имеющий нужды, приобрел вечное искупление для нас. "Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа". У Него есть все совершенство Бога. Все, что есть у Отца, есть у Него, и тот, кто видел Его, видел Отца. Христос, как Образ Лика Его,  не почитал хищением быть равным с Ним; полнота Божества телесно обитает в Нем.  Все это не могло бы быть сказано с любым приличием, если бы Он не был полностью и истинно Бог.
Он является Творцом всего сущего. Слово, что стало плотью, создало все вещи, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1.1-3). Все вещи были созданы Им, будь то видимое или невидимое, престолы, господства, начальства, и власти. Он заложил основание земли, и небеса дело рук Его. Он над всем Бог, благословенный во веки (Рим. 9.5). Он выше всех народов, и больше всех существ; Он получил более превосходное имя, чем они, будучи более превосходного характера, ибо кому из ангелов когда было сказано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?". Все Ангелы Божии призваны поклоняться Ему (Евр. 1.6), и тому есть очень веские причины, потому что все они Его твари. Все люди, хорошие и плохие, подчинены Ему, и все же Он обитает на высоте небес. В Псалме 68, который является псалмом о Христе, сказано, что Он обитает на небесах, и потому имя Его Господь небес. Сказано, что Он сошел с небес, чтобы творить волю Отца Своего, и был здесь, на земле (Иоан.3.13).
Как же удивительно, что этот великий, славный и прославленный Богочеловек должен жить на земле!  Поистине, Богу ли жить на земле? Слово, Творец всего сущего, Который над всеми Бог, благословенный во веки, Который живет в вышних, и Он будет жить на земле? Воистину так, и Он безусловно жил на земле. Это было постановленно в Его древнем совете и завете мира, что Он должен принять нашу природу, и сойти на землю смертных; Он согласился на это, и сказал: "вот, иду, а в книге написано о Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой" (Пс. 60.7). Так Он пришел в мир в человеческой природе и обитал среди людей, желая исполнить волю Его, то есть приобрести выкуп за потерянных грешников. Это было предложено Ему, и он согласился; и это было радостью для всей обитаемой земли,  в этой части мира, где Он Сам решил явиться,  где Он знал, что там живут люди, которым Он стал Искупителем и Спасителем. Его премудрость всегда была с сынами человеческими, и у нас есть различные случаи Его явления на земле, задолго до того, как Он жил на ней. Он появился в саду Эдема сразу после падения наших прародителей. "Они услышали голос Господа Бога", или как это перефразирует древний арамейский перевод,  "они услышали голос Слова Господа Бога своего", этого вечного Логоса, ибо Слово, которое было в начале у Бога, было Бог (Иоан. 1.1), и оно обитало с людьми на земле. Он явился Аврааму в долине Мамре, и дал ему не только обетование того, что он должен иметь сына, рожденного от него в такое время, но Он предсказал немедленное уничтожение Содома и Гоморры. Он появился в образе человека Иакову, и боролся с ним до рассвета. Как пылающий огонь, Он явился Моисею в кустарнике, и послал его быть избавителем Израиля. Он явился Маною и его жене, обьявив, что Его имя тайно и чудно. Все эти явления Его предвещали, что Он будет жить на земле, и это были истинные обетования святым, указывавшие на радость и благоволение Сына Божия обитать среди людей.
Помимо этих явлений, что дали намеки, были определенные пророчества об этом. Первым таким пророчеством и обетованием было, что "семя жены поразит змия в голову" (Быт.3.15). Отчасти здесь имелась в виду Ева, когда она сказала, после рождения ее первенца: "я получила человека от Господа" (Быт. 6.1), и многие еврейские толкователи понимают под этим Мессию, ибо она думала, хотя и ложно, что он родится от нее.  Тем не менее я уверен, что уже во времена Иова было обетование этого. Иов   выражает полную уверенность: "я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день на земле" (Иов 9.1). Таким образом, различные другие пророчества указывают на то же самое, и указывают даже на ту землю, куда придет Мессия: "спасение близко боящимся Его, чтобы обитала слава в земле нашей" (Пс. 85.9). Это была слава обещанного Спасителя, Который совершит спасение Своего народа, и Который является сиянием славы Отца, и приходит, чтобы жить в этой нашей земле, в земле Ханаанской. По этой причине ее иногда называют земли Эммануила (Ис. 8.8), потому что Он должен был родиться, жить и страдать на этой земле. Иногда в пророчествах указываются Галилея и соседние земли (Ис.9.1), гора Елеонская как место, на котором должны стоять ноги Его (Зах. 14.4), и хорошо известно, из Евангельской истории, что Он был часто на этой горе в молитве, и именно с нее Он вознесся на небо.
В полноту времени, по всем этим советам и предсказаниям, Он пришел в этот мир, стал плотью, и обитал с нами. Он не изменился Сам, ибо это невозможно, но принял в Свою Божественную личность человеческую природу. Ибо мы не столь грубого мнения о Нем,  как будто, когда Он воплотился, он просто переместился на другое место,  с небес на землю, ибо даже когда Он взял на Себя нашу природу и обитал с нами, Он был в лоне Отца: Единородный Сын, сущий (не сказано, что Он был в лоне Отца, и теперь сошел оттуда, но есть) в лоне Отца, Он явил (Иоан. 1.18). Обитая во плоти, Он был Тем же, что прежде. И когда Он жил среди грешных людей здесь, на земле, вырастившей книжников и фарисеев, Он оставался чист и праведен, и был святым Человеком, общаясь с мирскими грешниками. О Нем говорили с упреками: "этот человек принимает грешников и ест с ними" (Лк. 15.2).  Это было возражением книжников и фарисеев: "Что Учитель ваш ест с мытарями и грешниками" (Мтф.9.11)? Зачем Он общается с ними? На это Он ответил: "Не здоровые нуждаются во враче, а больные" (Мтф.9.12). Он знал, что эти гордые фарисеи здоровы в своих глазах, и не нуждаются в Нем как во Враче.  Но были и другие, которые были больны, обеспокоенные люди, которые поняли, кто и что они есть, и именно для них Он был Врачом, оправдывая тем самым Свои слова. Он как бы говорил: Я не имею ничего общего с теми, кто мнит себя здоровым, Мое дело для тех, кто страждет от болезней души и понимает это; именно для них Я врач. И Он не мог укрыть Себя от надрунательства, когда Его называли другом мытарей и грешников.
Люди, которые беседовали с Ним на земле, были грешниками. Он прожил здесь некоторое время; Он не являлся, как прежде, в ветхозаветном устроении, на несколько минут или часов, но Он жил среди людей. Он не приходил к ним днем или ночью, но Он жил многие годы с людьми на земле.  Мы читали о Нем в разные периоды его жизни. Когда Ему было около двух лет, Ирод учинил страшную резню младенцев, приказав убить детей младше двух лет.  Мы слышим о Нем в двенадцать лет, когда он пошел с родителями в Иерусалим для совершения пасхи, и был найден среди ученых в храме. Мы слышим о Нем снова, когда Ему было около тридцати лет, и когда Он пришел из Галилеи к Иоанну креститься от него. Как долго он жил после этого, нельзя сказать с точностью, но не меньше четырех или пяти лет, так как мы читаем о четырех празднованиях Пасхи с момента Его крещения и до смерти. Когда Он закончил дело, для которого пришел, спасение Своего народа, Его жизнь была забрана, и Он вознесся на небо одесную Отца Своего, в глазах Своих апостолов.  Там Стефан увидел Его сидящим по правую руку Бога (Деян. 7.56), и каждый верующий, по вере, созерцает Его увенчанным честью и славой, по правую руку от престола величия на высоте. Там Он должен пребыть до времени совершения всего, и тогда Он придет снова, по Его обещанию. Мы ожидаем Спасителя нашего Иисуса с неба, и Он несомненно придет. Для них, которыеждут Его, Он явится во второй раз ко спасению их. Когда эта земля была усовершенствована и очищена огнем, Он сойдет, и скиния Бога будет с человеками, и Он будет обитать в них.
Но разве не удивительно, что Сын Божий, Слово Божие, Тот, Кто является истинным Богом, должен был жить на земле, как Он это сделал в Свое первое пришествие? О том, что Он должен жить на земле, сказано о Премудрости: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.  Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли" (Притч.8.22-30). Вот Тот, Кто   был до того, как земля существовала, и Он должен был сойти на эту землю! Прежде Он обитал с Богом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога (Иоан. 1.1): со Своим Божественным Отцом, и в Его груди, как это сказано в другом месте (Иоан.1.18). Тем не менее, в полноту времени, он пришел от Отца и пришел в этот мир. Разве не удивительно, что Он должен жить на земле, Тот, Кто сотворил землю? Он был в мире, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин. 1.10). Пред Той славной Личностью, что стала плотью и обитала с нами, в сравнении с Ним вся земля и все жители ее ничто и меньше чем ничто, как бы ни тщеславились. Он сидит над кругом земли, и все обитатели ее как саранча пред Ним, но такова была Его снисходительность и доброта, чтобы жить с человеками на земле. Вот величие Бога во плоти! Тот, кто есть Бог крепкий, Отец вечности, и Князь мира, был ребенком, родившимся для нас (Ис.9.6). Тот, Кто не почитал хищением быть равным Богу, обрел образ человеческий и облик раба, исходившего землю нашу. Как это удивительно! Поистине, Богу ли жить на земле; но так было. И еще удивительнее то, зачем Он пришел в этот мир. Это было не просто научение людей Божественным и духовным вещам. Он действительно был Учителем, посланным Богом, как Он справедливо замечает Никодиму (Иоан.3.2). Он учил пути Божией правды ясно и прекрасно. Никогда человек не говорил так, как Он. Он говорил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Он был послан проповедовать Евангелие в разных городах, для которых Он был помазан Духом Божиим, без меры, чтобы проповедовать Благую весть кротким. Он ходил по всей Иудее, Галилее, проповедуя Евангелие Царствия Божия, но это было далеко не самое главное, для чего он пришел и поселился на нашей земле: Он должен был совершить спасение Своего народа.
Он пришел, как Он Сам говорит, чтобы взыскать и спасти погибшее (Лк.19.10), то есть людей, потерянных в Адаме, потерянных так, что они никогда не могли найти дорогу в рай. Он пришел спасти грешников, даже худших из грешников. Это слава Евангелия, полнота, суть его: "это верно говорят, и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (2 Тим.1.15). Он стал нашим Богом, нашим близким Родственником, и обитал с нами, для того, чтобы искупить нас от греха, от сатаны, и от клятвы закона: это было Его поручением в мире. Чтобы совершить это, Он прошел Свою жизнь среди величайшей нищеты и подлости, мук и скорбей, которые завершились Его смертью. Он провел жизнь в бедности, родился и был воспитан в бедной семье; когда Он вошел в зрелые годы и вступил на Свое служение, Он не имел где приклонить голову, как Он Сам говорит об этом (Мтф.8.20). Он был обязан другим всей поддержкой, хотя Сам был Господом всех. Как удивительно и это! Так было, потому что Он пришел, не чтобы Ему служили, как мирским царям, но, чтобы быть слугой для других. Он потратил Свою жизнь на земле, на которой присутствовали не только подлость, но великое горе, ибо Он был Мужем скорбей, от Своего рождения до Креста. Он встретился с искушениями от сатаны, от Своих собственных учеников, от евреев; и хотя по пророчеству "род Его кто исчислит" (Ис.53.8), люди того поколения, в котором Он жил, жестоко расправились с Мессией, предав Его позорной и мучительной смерти на кресте. Все это Он перенес ради нашего спасения. Как дивно! Поистине, Богу ли, Богу небес и земли, Богу надо всем, благословенному вовеки, жить на земле? И ради этого?
II. Это может касаться также обитания Бога среди Своего народа, или Его Божественного присутствия в Церкви Христовой.
Господь наш Иисус Христос говорит: "те, кто любят Меня, соблюдут заповеди Мои", что и покажет, что они любят Его, и Его Отец будет любить их, как и Он, и добавляет: "Мы придем к ним, и обитель у них сотворим" (Иоан.14.23). Здесь упоминаются Два Божественных Лица; Господь говорит, что Отец Его придет и сотворит обиталище среди Своего народа в духовном смысле,  как он обещает: "Я буду жить в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6.16). Кто говорит это? Бог: Тот, Кто говорит, что Он будет их отец, и они будут Его сыновья и дочери. Дух Господа пребывает в святых на земле: вы храм Божий, говорит апостол, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3.16). Это отличает возрожденного человека от невозрожденного:  "вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас" (Рим. 8.9).
Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, обитает в святых, в их сердцах верою (Еф.3.17). Тот, кто верит во Христа, ест Его плоть и пьет Его кровь; он пребывает во Христе, и Христос в нем (Иоан. 6.56). Он обитает во всей Его Церкви, как в Своем доме, ибо "Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3.6).  Он живет среди них, как и Его семья, и обеспечивает для них пищу духовную и все остальное, что потребно для их духовной радости и восторга. Он живет среди них, а они в Его чертогах, ибо они есть город Великого Царя. Он живет среди них, в Своем Царстве, ибо Церковь в Евангелии названа Царством Небес (Мтф.25.1), где Христос признан Царем Его святыми, где Он правит как Царь и где Его власть явлена во веки веков. Здесь Он жив, и будет    жить вечно, потому что Он обещал быть с Его Церковью и ее служителями до конца мира.
Но в особенности Он живет в сердцах истинных  верующих, живет с ними на земле: не в том общем смысле, как можно сказать, что Он живет со всеми людьми, ибо они, как и все живое, в Нем живут, движутся и существуют; не в особом смысле, как  как божественный Логос, или Слово, обитает ипостасно в человеческой природе: и не в столь возвышенном смысле, как он есть в Отце, и Отец в Нем, но Он живет в них, как Автор жизни, и Он пребывает в них для того, чтобы оживить их, чтобы оживлять дух смиренных; так Он живет в их сердцах, а не только в их головах и на языке, ибо Он знает, кто исповедует Его истинно, и не просто в их опыте, но Он живет в их сердцах, ибо эти вечные двери были распахнуты, по благодати Его: там Он устанавливает Свой трон, и царствует через праведность, где в жизнь вечную Он пребывает. Как это удивительно при том, что грех пребывает в святых! Христос пребывает там, где вне Его нет ничего доброго, ибо в нас, то есть в нашей плоти, не живет доброе (Рим.7.18). Все хорошее, что есть в сердце Его людей, вложено туда только Им. Он пребывает, и это тоже дивно, там, где Им часто пренебрегают, и в Церкви Он стоит у двери и стучит, а возлюбленная Его часто отвечает Ему:  "Я скинула хитон мой, как же мне опять надевать его? вымыла ноги мои, как же марать их?" (Песнь 5.3). Он живет там, где Его часто провоцируют и огорчают Духа Его, где восстают против Него, ищут повода отказаться даже от Его утешений.
Вот союз между Ним и Его людьми,  которые являются членами Его тела и суть один дух с Ним. Это также выражает их общение с Ним, общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, и они могут рассчитывать на это общение через свой опыт и использование средств благодати, где раскинуты шатры Его, проповедуется слово Его и соблюдаются Его законы. Так Он приходит в эти чертоги, и верующие созерцают красу Его. Где Он запечатлел Свое имя, туда Он приходит и благословляет, а где двое или трое собрались во имя Его, там Он пребывает среди них. Он живет со Своим народом все более и более, и хотя Его люди время от времени могут не ощущать в разуме своем Его присутствия, и не знать, где Он, все же на самом деле Он не отходит от них. Он пребывает с ними, как с Марией, когда она сказала, что " унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Христос был в это время рядом, но она думала, что Его с ней нет. Христос никогда не оставляет ни оставит свой народ: он живет в Своих, и они в нем.
Но я сейчас подошел к концу. Как удивительны милость и снисхождение Господа нашего Иисуса Христа, обитающего с людьми на земле! Вы знаете, Кто есть Христос и в Кого вы уверовали, и знаете, что это так.  Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, но ради вас Он стал бедным, чтобы вы через Его бедность могли быть богатыми. Если вам нравится духовное общение с ним, и вы испытали в сердце общение с Ним через веру, и внимаете Его слову и таинством, то Господь заверил вас, что если кто любит Его и соблюдает заповеди Его, Его слово и тайны из любви к Нему, то Он придет к нему и обитель у него сотворит.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn