Как переоценивались ценности

Борис Сидоров
В сентябре 1994 года мы с женой первый раз отдыхали в Барвихе.   Самый крутой в стране санаторий стал не таким, каким был при советской власти - ему тоже в новые времена пришлось выживать. Менее ухоженной и хуже освещенной стала территория, чуть более разболтанным персонал. Но на прежнем уровне осталась медицина, комфорт в палатах, питание и организация досуга отдыхающих. Все палаты были категории “люкс”, только одни размером побольше, а другие чуть меньше.

        Если раньше в нем отдыхали высокопоставленные сотрудники партийного и государственного аппаратов, то теперь такие же высокопоставленные сотрудники аппаратов Администрации Президента и Правительства. Младших научных сотрудников и провинциальных юристов, боровшихся в конце 80-х годов с привилегиями советского аппарата, сюда по-прежнему  не пускали.

        На территории санаторного комплекса “Барвихи” располагался и специальный корпус, в котором раньше отдыхали и лечились члены Политбюро, а теперь Ельцин и его ближайшее окружение.

Запомнились прогулки по территории Барвихи, которая, кстати, забором примыкала к Жуковке, где мы недавно прожили три летних сезона. Осенью в Барвихинском парке всегда много грибов: опята, подберезовики, иногда попадаются белые. Собранные грибы мы сушили, а один раз, когда набрали особенно много, отвезли домой и посолили.

В Барвихе появилась возможность не торопясь почитать прессу и обстоятельно подумать о выступлениях руководства России, а также большинства российских “свободных” и “демократических” средств массовой информации в отношении истории СССР, Великой Отечественной войны, ветеранов войны и труда.

В конце 80-х и начале 90-х массово стали появляться публикации, авторы которых сожалели, что СССР выиграл войну. Если бы проиграл, то сегодня жили бы как в Европе или Америке. Да и вообще все победы СССР – вещь спорная. Солдатам Красной Армии некуда было деваться, если бы они попробовали отступать, то их перестреляли бы пулеметные заслоны НКВД и “СМЕРШа”, немцев просто завалили трупами красноармейцев так, что им невозможно стало не только воевать, но даже и пошевелиться. На экранах пошли фильмы, в которых повествовалось о крайне низком моральном облике красноармейцев, их аполитичности, шкурнических настроениях.

        Много поколений советской молодежи выросли на героических примерах поведения советских юношей и девушек на фронтах Великой Отечественной и в партизанских отрядах. Однако в 90-е годы российские газеты писали, например, что Зоя Космодемьянская вовсе не была героиней. Она болела шизофренией и страстью к поджигательству (пироманией), а в селе Петрищево, куда была направлена диверсант Космодемьянская, немцев не было. Поджигательницу схватили не немцы, а русские жители деревни, и вообще казненную девушку звали вовсе не Зоя.

Совершенно не случайно средства массовой информации в конце 80-х ответили на итоги референдума, потребовавшего сохранить СССР, мощным и дружным потоком ругательств по поводу “совка”, пламенной агитацией за развал Союза. Со всей силой таланта так называемых  “золотых перьев” они изо дня в день убеждали всех граждан страны в том, что их страна СССР - полное ничтожество, ее нужно разрушить и о разрушенном не жалеть. Ничего-то в ней не ценно: ни промышленность, ни образование, ни наука, ни образ жизни - все следует стереть с лица земли и построить совершенно заново. Государство же - самое большое зло, пошло оно к черту, и да здравствует частная жизнь и частная собственность. Вот прямо так и писали!

В пылу разрушения социалистических идеалов и ценностей в начале 90-х из духовной жизни россиян была выброшена не только социалистическая идеология. За борт был выброшен громадный пласт социалистической культуры – литература, живопись, кинематография, театр, музыка.

        Не модными стали писатели М.Горький, Б.Полевой, К.Симонов, М.Шолохов, В.Каверин, К.Паустовский, В.Кожевников, А.Гайдар, Ю.Бондарев.

        Что знает нынешнее поколение о художниках А.Дейнеке, А.Пластове, И.Бродском, С.Коненкове, В.Фаворском, Е.Вучетиче, Д.Налбандяне? Или музыкальных деятелях В.Соловьеве-Седом, Т.Хренникове, братьях Покрасс, А.Хачатуряне?

        Кому интересны творческие искания деятелей театра и кино С.Эйзенштейна, М.Шатрова, Г.Козинцева, Н.Мордвинова, Г.Товстоногова, Н.Погодина, А,Довженко, Р.Кармена и многих, многих других?

С событий 1991 года прошло много лет. И много лет громадная страна живет без внятной идеологии, вместо которой предлагается мешанина из христианских (православных, католических, иеговистских, баптистских и каких-то еще) ценностей, огульного охаивания ценностей коммунистических, воспевания бандитской крутизны и удачливости проституток, индивидуализма и всеобщности закона клыка.

Беда в том, что сегодняшние зарубежные и отечественные критики советского периода истории России получили безграничные возможности не только решающим образом влиять на освещение ситуации, но и практически без каких-либо помех формировать отношение к ней у громадных масс людей. Затем, опираясь на искусственно сформированное, а, точнее, попросту навязанное россиянам понимание прошедших событий, принимать государственные решения, ущемляющие права громадных групп людей.

Перечитаешь программу Даллеса, выдвинутую антикоммунистами в далекие послевоенные 40-е годы и понимаешь – реализовать эту программу удалось и даже с лихвой.
В начале 90-х руководство России и ее СМИ особо рьяно претендовали на то, чтобы в одночасье перечеркнуть всю революционную и послереволюционную историю страны.
Установка на такую политику была дана Б.Н.Ельциным, когда он прямо заявил, что весь советский период истории страны был ничем иным, как “неудачным экспериментом, который не следовало проводить в такой огромной стране” и что в любом случае было бы лучше, “если бы Ленин никогда не родился”.

Запрет на “критику”, а точнее на поливание помоями В.И.Ленина был полностью снят в 1989 году, еще при Горбачеве. Но не все сразу преодолели инерцию, некоторое время о Ленине продолжали писать в тех же тонах, как и в советское время. Вот, например, что писал даже в 1990 году о В.И.Ленине уже упоминавшийся мною крупный советский ученый и большой армейский политработник Д.А.Волкогонов в своей дилогии о И.В.Сталине.

“Гений Ленина предвосхитил очень многое; мысль Владимира Ильича приподняла завесу над дальними далями. Обращаясь к Ленину, я еще и еще раз убеждался, что зарница ленинских мыслей, как и раньше, впереди нас. Это свойство не просто мудрых, глубоких истин, но и истин пророческих... Достаточно мысленно представить, сколько Ленин написал... гениальных вещей только в годы революции и Гражданской войны... Ленинизм - это целостная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов на пути познания и революционного преобразования мира...

Встреча Ленина в России в апреле 1917 года стала поистине заметным событием. Революция, народ, партия встречали своего признанного вождя. Не бога, не жреца, не политического апостола, а подлинного лидера, обладавшего колоссальной духовной мощью, непререкаемым моральным авторитетом у революционных масс.

В начале 20-х годов Россия представляла собой огромный революционный остров в море враждебных государств. Изнутри страна сотрясалась конвульсиями мятежей и глухого сопротивления новым порядкам целых губерний и уездов. Пожалуй, никто, как Ленин, не понимал, что новая власть столкнулась с огромной проблемой, от решения которой зависят судьбы страны. Революция победила, выстояла, утвердила власть Советов, но эта власть пока... могла дать крайне мало рабочему и крестьянину... Чтобы уйти от перспективы нищенского коммунизма,... нужны были энергичные, смелые идеи и шаги. Осуществить их могла только партия, взявшая полностью власть в свои руки.

То, что во главе революции находился такой общепризнанный вождь, каким был Ленин, создавало обстановку максимально возможной в то время уверенности, оптимизма, своеобразной гарантии от случайностей.

Ленин искал любую возможность для общения, диалога с народными представителями... Решение Лениным даже простых, “текущих” вопросов, навсегда вошло в историю как поразительный пример глубокой, конкретной, непосредственной работы высокого руководителя... Ленин, выражая интересы народа, решая задачи сегодняшнего дня, видел будущее. Ленин еще раз показал, что в оценке любых ситуаций никогда нельзя отступать от правды. Ленин старался служить истине.

Ленин очень заботился о социалистической демократии... Лениным были намечены демократические основы государственного и партийного строительства. Откровенное, открытое обсуждение всех вопросов, касающихся партийной жизни, было <при Ленине> непреложной нормой. Стенограммы съездов и пленумов, состоявшихся при Ленине,  - подлинные учебники партийной демократии, идейного товарищества, гласности самой высокой пробы. Ленин был бесспорным лидером в партии и государстве... Авторитет Ленина был непререкаемым... Гений революции... Ленин - великий провидец... Ленин - великий мыслитель...

Подлинный социализм, каким его видел Ленин, это когда в центре внимания человек. Ленинская концепция социализма - это демократия, гуманизм, человек, социальная справедливость. Подобный подход никогда не может сочетаться с насилием, отчуждением народа от власти, вождем-полубогом. ...Суть социализма Ленину виделась в синтезе гуманизма, свободы и справедливости.

Ленин для нас был и остается нравственным и интеллектуальным эталоном”.

Но уже в 1994 году Д.А.Волкогонов, ставший к этому времени советником Б.Н.Ельцина, полностью пересмотрел свои оценки В.И.Ленина. Теперь они стали совсем иными.

“Ленин - недоучившийся студент с завышенными ожиданиями... В мировоззрении Ленина, ставшем идеологией большевиков, рельефно был выражен максимализм, отрицание традиционных демократических форм, ставка только на революционные, а не реформистские методы, обожествление насилия, макиавеллизм в политике.
Особенностью Ленина как теоретика... является глубокая противоречивость и слабая аргументированность собственных суждений...
Ленин не только разработчик “теории социалистической революции”, “учения о партии”, “о государстве” и множества других “теорий” и “вкладов” в марксизм, но и, безусловно, основоположник теории и практики большевистского терроризма...

Ленинский большевизм долгие годы держал в плену миллионы людей...
Ленин никогда не любил Россию и ее народ. Он любил только власть и свои безумные идеи...
Ленин поддержал идею духовного обескровливания Советской России... Ленин смог заразить своей верой огромное число людей, несмотря на ее большевистскую бредовость...
Ленин как олицетворение радикальной части русских марксистов является истоком тотальной идеологической нетерпимости... Ленин был ярким примером неуступчивости, готовности к противоборству, унижению и ликвидации оппонентов.
...Безапелляционность тона “защитника” марксизма часто подменяет аргументы... В ленинской нетерпимости к инакомыслию есть нечто от средневековой инквизиции... Это ум религиозного фанатика, который не хочет в цепи рассуждений и аргументов даже допустить доводы иного плана...

Ленин - неисправимый сектант. Ставка на нелегальную работу, видение врагов буквально во всех, кто придерживается иной точки зрения, нежели большевистский ЦК, претензии на абсолютную истину - визитная карточка политического сектантства...

Ленин для России - это страшная революционная стрела, выпущенная из туго натянутого лука истории.

        Большевистское явление, наиболее полным олицетворением которого стал сам Ленин, сокрушило в России все. Вначале было поражено в Петрограде слабое и бездарное демократическое правительство, разрушена крестьянская община, разграблена церковь, оскоплена национальная духовность.

        Все, что было связано с Лениным, было рельефно антикапиталистическим, антидемократическим, антилибе-ральным, антиреформистским, антигуманным, антихрис-тианским...

Ленин явился не просто вдохновителем революционного террора, но и инициатором придания ему масштабного государственного характера... За все время пребывания у власти Ленин только и делал: реквизировал, отбирал, лишал, изымал, репрессировал. По-моему, для него часто было главной заботой решить: что еще и где можно отобрать у людей...

        Ленин любил расстреливать своих политических противников... Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто “техническим” делом... Архипелаг ГУЛАГ стал создаваться сразу после октябрьского переворота. Ленин был его главным архитектором и творцом... С помощью террора, насилия Ленину, ЦК, Совнаркому удается контролировать положение в России...

Меня всегда поражала способность Ленина к бездумному экспериментированию, имея в руках как предмет бредовых опытов классы, государства, народы, армии... Ленин, а затем и его последователи... полагали, что во имя будущего эфемерного счастья грядущих поколений допустимо и морально все: экспорт революций, гражданские войны, безбрежное насилие, социальные эксперименты над миллионами людей.

Ленинское Политбюро ЦК - это хунта революционных радикалов, которая не ведет счета своим преступлениям... Партия, созданная Лениным,... идеальный костяк для тоталитарной державы. Но она совершенно чужеродна для демократической системы, даже такой незрелой, как наша...

        Большевики, главным образом усилиями Ленина, смогли внушить великому народу, что дорога к счастью, равенству, процветанию лежит через беззаконие, произвол, насилие...
Подписывая... государственные бумаги, Ленин поощрял социальный произвол, морально развращал людей, подталкивал “бывших”  к организованному сопротивлению, зажигал местные факелы Гражданской войны, которые скоро сольются в один страшный пожар...

Перепутав Добро и Зло, Ленин видит именно в традиционных добродетелях российского народа угрозу революции... Это был человек иной морали, не общечеловеческой, не российской, не христианской... Ленин в отношении к людям был безнравственный человек... Человек, который по духу чужероден России.

Ленин сыграл демоническую роль на исторической сцене...Ленин - Антихрист с прищуренными глазами...”

Книга Волкогонова, выпущенная всего через четыре года после предыдущей, оказалась насыщена ненавистью к Ленину, большевикам, ЦК партии, соратникам Ленина, вообще к Советской власти в целом.

Многочисленные рассуждения о том, что революционная и советская история России являются результатом идеологического заговора, большевистского переворота в октябре 1917 года, а не следствием усилий самого русского народа, его стремлений (неважно - правильных или нет), направленных на осмысление проблем, возникших в глубине русской истории, ни в коей мере не может способствовать разрешению трагических проблем, присущих русскому обществу  начиная с 90-х годов XX века.

Результаты такого “творчества” бывают самыми неожиданными.   Вот,  например,   один   из   них.  В день 136-летия В.И.Ленина газета “Московский комсомолец” организовала в московской школе №686 опрос учащихся с 1 по 11 класс по теме “Ленин – это…” Ответы были такими (орфография сохранена):

Ленин – матиматик, или паметник, около магазина. Даша Т., 1 “А” класс.
Ленин это композитор. Дарья Ц., 2 “А” класс.
Ленин был правитель СССР. Насколько я знаю, он был жестокий. У него был строгий взгляд, которого боялись все. Но когда он улыбался, всех охватывал жуткий хохот. Это был странный правитель. Валя Б., 4 “А” класс.
Ленин это был президент. Он был не очень хороший человек, по тому что он забирал у богатых деньги и отдавал их бедным и в этоге все оказались бедными. Еще он сделал революцию. Ульяна П., 4 “Б” класс.
Правитель СССР (бывший). Он был очень строг и кровожаден. Во вторую мировую он был Генералисимусом Русской Армии. Дмитрий В., 5 “А” класс.
Сволочь и гад (он хуже сволочи, намного). Я знаю что он разрушил половину Русских церквей, убивал тех, кто верил в Бога, и тех, кто был против него. Варя В., 5 “А” класс.
Ленин это по моему мнению человек двухличный, сначала он помогал Москве, а потом предал нашу родину! Моя семья не очень хорошо к нему относится. Хотя его отец – Герман – был хорошим человеком. Маша Л., 5 “Б” класс.
Вождь пролетариата. Великий тиран, поднявший большевиков. Ленин для меня никто. Я считаю его не лучше Гитлера и Сталина. Люди считают его великим вождем, я же считаю его тираном и дураком. Без подписи, 7 класс.
Ленин – известный человек, который занимался вложением денег в развитие Советского Союза. Данила Д., 7 “Б” класс.
У него была няня – Арина Родионовна. Варвара В., 8 “Б” класс.
Ленин – человек! Он намного больше, чем человек. Он единственный, кто наставил россиян на путь истинный. Он провел не только военную революцию, но и духовную. Он на равне с Че Геварой бьет рекорды по продаже футболок. Если сейчас политики будут равняться на Ленина, то наша политическая система станет намного организованней. Алексей П., 9 “А” класс.
Владимир Ильич Ленин, наст.фамилия Ульянов – великий реформатор. С помощью революции, проплаченной (спонсированной) немцами/фашистами сверг монархию. Был атеистом: жег церкви, казнил священников. Был руководителем коммунистической партии. Но при всей своей чопорности и суровости, всю свою жизнь (практически) был безумно влюблен в польку по фамилии Арманд. Еще у него был брат Саша… Он хотел убить царя, но был пойман. Амина Н., 10 “А” класс.

Нет никаких сомнений, что эти дети с пониманием и очень доброжелательно воспримут все, что сегодня пишется и показывается об Октябрьской революции, роли большевиков в Гражданской войне, репрессиях 30-х годов, нищенской жизни всего народа при советской власти. Но можно ли будет назвать их выбор “истинного” прошлого своей страны свободным?

     В середине апреля 2006 года в газете “Аргументы и факты” появилось сообщение, что в Институте истории Российской Академии наук подготовлен материал, в котором на “документальной основе” доказывается, что деятельность В.И.Ленина “направила страну в социально-экономический и духовный тупик, затормозила цивилизационное развитие страны и изолировала ее от всего цивилизованного человечества”. Под “всем цивилизованны человечеством” “историки” явно подразумевают США и Западную Европу.

Вместо многочисленных “белых пятен” в истории СССР, которые обещал в свое время устранить Горбачев, Ельцин и российские СМИ 90-х годов решили сделать в этой истории одно гигантское и черное. Это никак нельзя назвать прогрессом.

        Прогресса здесь нет не только в том, что касается точной реконструкции прошлого нашей страны, но его даже нет в том, что могло бы быть полезным для современного российского общества в целом, которое должно познать себя, чтобы устранить свои неизбежные противоречия.

Отдых в Барвихе пролетел очень быстро, и я вернулся на работу.